Е. Григорьева ТартуКладбище как решение проблемы идентификацииВ докладе будут рассмотрены основные традиционные стратегии идентификации личности в связи с травматическими представлениями о ее утрате после смерти. Этот механизм предполагется продемонстрировать на конкретном визуальном материале, который представляет в первую очередь актуальные 1 европейские кладбища. Основное внимание будет уделено семиотическому разнообразию кодировок описания субъекта после смерти, фиксируемого (или реставрируемого) в оформлении надгробия. Применение различных способов кодировки объясняется аналитической коллективной (коммуникативной) терапией, состоящей в замещении "реальности" знаком. Этот процесс состоит в первую очередь в различении в "целом" составляющих его элементов. Будут рассмотрены основные архаические модели, соответствующие представлениям о необходимости расчленения "целого образа" усопшего в целях его консервации: расчленение тела, различение телесной (наглядной, пространственной) и духовной (вербальной, темпоральной) сущностей. Поедание, усвоение и переваривание как метафоры и ритуальные действия. Реализация ритуальных метафор в оформлении актуальных надгробий. Эротические мотивы в качестве отражения циклических моделей. Социализация умершего – "профессиональные" надгробия. В качестве примеров осмысления механизма посмертной идентификации рассматриваются повествовательные модели детектива, фарса и трагедии. Кладбище и погребение вообще рассматриваются также в типологическом сравнении с другими функционирующими в обществе стратегиями идентификации личности [удостоверения личности разных типов, описания преступника, опознание тела, реклама (или так называемая "раскрутка") личности]. Все эти стратегии рассматриваются с точки зрения конвенциональности их воздействия, иногда доходящей до мифологизации или даже мистификации самого процесса. Так в значительной степени мифологизированным представляется механизм "имиджмейкерства". Примечания 1. Под "актуальным" кладбищем, надгробием я понимаю функционирующие или существующие в настоящее время кладбища. В докладе будет использован материал кладбищ Германии, России, Автрии, Финляндии, Эстонии.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|