УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ «ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО»
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЛЕТНЯЯ ШКОЛА
«ПЕРИФЕРИЙНЫЕ МИКРОСТРУКТУРЫ КАК
СОЦИОИНТЕГРАТИВНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ»
Екатеринбург, 22 августа-4 сентября 2002 г.
Общая информация
Уральский государственный университет приглашает молодых университетских преподавателей, научных работников и аспирантов, вовлеченных в преподавательскую работу, к участию во всероссийской летней школе "Периферийные микроструктуры как социоинтегративный фактор в истории».
Летняя школа проводится Уральским государственным университетом при поддержке Мегапроекта "Развитие образования в России" (Институт "Открытое общество" – Россия).
В соответствии с тематикой летней школы, предполагающей рассмотрение периферийных микроструктур в исторической динамике, к участию в школе прежде всего привлекаются специалисты-историки. Но поскольку периферийные микроструктуры исследуются с позиций многих отраслей гуманитарного знания, то школа приглашает к участию в ней представителей философии, социологии, политологии, культурологии и психологии в историческом контексте исследующих периферийные микроструктуры. Таким образом, участникам школы предоставляется возможность междисциплинарного общения.
В рамках летней школы будут проводиться лекции, дискуссии, круглые столы.
Школа будет содействовать формированию современного методологического уровня преподавателей, освоению информации, введенной в научный оборот в связи с публикацией новейших исследований, ознакомлению молодых преподавателей с новыми теоретическими подходами в преподавании курсов истории России и зарубежных стран, отработке практических навыков использования современных технологий в преподавании (круглые столы, дискуссии).
Особое внимание в ходе работы школы будет уделено вопросам разработки программ и планов учебных курсов, а также общим вопросам методики и методологии преподавания в высшей школе. Преподаватели летней школы – опытные профессора и тьюторы – проведут ряд специальных встреч со слушателями, посвященных вопросам разработки лекционного материала учебного курса, различного типа заданий для практической части курса. Итогом этой деятельности станут финальные презентации учебных программ, разработанных слушателями на основе принятых стандартов высшего профессионального образования, а также с учетом потребностей своих кафедр и собственных научных исследований.
Предполагается публикация материалов летней школы.
Тематика летней школы
Каждое общество, рассматриваемое с макросоциологической точки зрения, может быть представлено как «центр» и «периферия». Центр включает институты и роли, которые осуществляют власть. Периферия же состоит из слоев, формальных и неформальных микроструктур, которые воспринимают распоряжения и убеждения, вырабатываемые центральной институциональной системой. Общество образует целостность, в первую очередь, благодаря интегрирующей деятельности центра, однако эту свою деятельность центр, как правило, не может осуществлять абсолютно автономно и монопольно. Исторический опыт убеждает в том, что заметную социоинтегративную роль всегда играли локальные микроструктуры, объединявшие людей в рамках семьи, общины, церковного прихода и пр. При этом в разных обществах и в различные исторические периоды социоинтегративные свойства и функции периферийных микроструктур оказывались неодинаковыми. Исключительно важной была (и остается) социоинтегративная роль локальных микроструктур в обществах с обширной территорией и с недостаточно развитой сетью коммуникаций. Именно к таким обществам относилась, например, Российская империя.
Рассмотрение и исследование проблем, связанных с особенностями взаимодействия центра и периферии, социоинтегративных качеств и функций периферийных микроструктур (преимущественно на материале истории Европы и России) как в относительно стабильные периоды времени, так и в периоды сложных общественных трансформаций должны стать основной задачей данной летней школы. Планируется акцентировать внимание участников школы на двух видах интегративных тенденций: внутренней интеграции (в рамках самих микроструктур) и внешней интеграции (интеграции микроструктур в общественный организм). В качестве теоретической модели предлагается системный подход, в рамках которого социальные микроструктуры будут рассмотрены как открытые подсистемы. Рассмотрение названных проблем планируется вести в контексте особенностей развития современной исторической регионалистики (локальной истории).
Преподаватели
В качестве преподавателей летней школы приглашаются, наряду со специалистами Уральского гос. университета, специалисты в области методологии истории, а также всеобщей и российской истории из Института истории и археологии Уральского отделения Российской Академии наук, Института всеобщей истории РАН (Москва), Санкт-Петербургского отделения Института российской истории РАН (Санкт-Петербург), Московского государственного университета, Российского государственного гуманитарного университета (Москва).
Апкаримова Елена Юрьевна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории и археологии Уральского Отделения Российской Академии наук. Председатель Совета молодых ученых ИИиА УрО РАН.
Главацкий Михаил Ефимович, доктор исторических наук, профессор. Академик Академии гуманитарных наук и Нью-Йорской академии наук.
Голикова Светлана Викторовна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории и археологии Уральского Отделения Российской Академии наук.
Захарова Лариса Георгиевна, доктор исторических наук, профессор Московского государственного университета.
Зверева Галина Ивановна, доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета, заведующая кафедрой истории и теории культуры.
Миненко Нина Адамовна, доктор исторических наук, профессор Уральского государственного университета, заведующая кафедрой этнологии, археологии и специальных исторических дисциплин.
Миронов Борис Николаевич, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института российской истории Российской Академии наук.
Побережников Игорь Васильевич, кандидат исторических наук, заведующий отделом истории России XVI-XIX вв. Института истории и археологии Уральского Отделения Российской Академии наук.
Попов Николай Назарович, доктор исторических наук, профессор Уральского государственного университета, заведующий кафедрой истории ИППК при УрГУ.
Репина Лорина Петровна, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Института всеобщей истории Российской Академии наук.
Уваров Павел Юрьевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории Российской Академии наук.
Тьюторы
Бугров Дмитрий Витальевич, кандидат исторических наук, декан исторического факультета УрГУ.
Ковалева Валентина Трофимовна, кандидат исторических наук, доцент УрГУ.
Смирнова Яна Геннадьевна, кандидат филологических наук, директор общеобразовательного учебного заведения этнокультурного профиля – Школы народной культуры.
Место и время проведения летней школы
Летняя школа "Периферийные микроструктуры как социоинтегративный фактор в истории» будет проводится с 22 августа по 4 сентября 2002 г. в одном из пансионатов в курортной зоне Екатеринбурга.
Слушатели летней школы
Слушателями летней школы на конкурсной основе могут стать граждане России и других стран СНГ - молодые вузовские преподаватели, а также исследователи и аспиранты, ведущие преподавательскую работу в вузе. Рассматриваются заявки, поступившие в Оргкомитет летней школы до 15 июня 2002 г. включительно.
Конкурсный отбор слушателей будет проводиться до 10 июля 2002 г., после чего прошедшим конкурс будут высланы персональные приглашения.
Слушателям школы оплачивается питание и проживание в пансионате, а также проезд на железнодорожном транспорте от места проживания и обратно.
Контактная информация
Предварительные вопросы желательно направлять по электронной почте. Заявки в окончательном виде следует представлять на конкурс по почте в печатном виде. Кроме того, отправленные по почте документы следует в обязательном порядке продублировать по электронной почте (в приложенном файле в формате MS Word 97, или простым текстом внутри основного сообщения).
Заявки следует направлять по адресу:
620083, Екатеринбург, пр.Ленина, 51, Уральский государтсвенный университет, исторический факультет, кафедра археологии, этнологии и специальных исторических дисциплин
Миненко Нине Адамовне, Апкаримовой Елене Юрьевне
Электронная почта: [email protected]; [email protected] (Апкаримовой Елене Юрьевне).
Для участия в конкурсе необходимо представить документы по формам 1-5.
1. Личное заявление
Оргкомитет летней школы «Периферийные
микроструктуры как социоинтегративный
фактор в истории».
Прошу рассмотреть мою заявку на участие в летней школе
"Периферийные микроструктуры как социоинтегративный фактор в истории»
(Екатеринбург, 22 августа – 4 сентября 2002 г.).
Приложение:
Анкета.
Обоснование участия в летней школе.
Список публикаций (если имеются).
Тезисы доклада
Подпись __________________________ (ФИО ______________________________ )
Дата __________________________
2. Анкета
1. Фамилия, имя, отчество (полностью).
2. Дата рождения.
3. Домашний адрес.
4. Адрес для корреспонденции.
5. Телефон, факс, электронная почта (для корреспонденции).
6. Квалификация на момент представления заявки
(наименование квалификации/степени; дата ее получения;
дисциплина и специализация внутри дисциплины;
учебное заведение, присвоившее квалификацию/степень).
7. Учеба в настоящее время (в том числе магистратура, аспирантура);
наименование учебного заведения; дисциплина и специализация внутри дисциплины;
предполагаемое время завершения учебы.
8. Темы научных исследований, в том числе
тема диссертации, над которой Вы работаете.
9. Круг научных интересов.
10. Другая важная информация о Вашем образовании и квалификации.
11. Стаж преподавательской работы.
12. Основное место работы и должность.
13. Адрес, телефон, факс основного места работы.
14. Дата устройства на основное место работы.
15. Краткое описание служебных обязанностей
(в случае преподавательской работы укажите названия и уровень читаемых курсов
и других занятий).
16. Работа по совместительству (если имеется) и должность.
17. Адрес, телефон, факс места дополнительной работы.
18. Краткое описание служебных обязанностей (в случае преподавательской работы
укажите названия и уровень читаемых курсов и других занятий).
19. Участие в летних школах, поддерживаемых Институтом "Открытое общество"
и другими организациями и фондами (год, место проведения, название летней школы).
26. Участие в других образовательных программах Института "Открытое общество"
и других организаций и фондов.
Личная подпись ________________________________
3. Обоснование участия в летней школе
В обосновании следует дать развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Цели Вашего участия в летней школе.
2. Связь Ваших научных исследований и преподавательской практики
с тематикой летней школы.
3. Проблемы и темы, которые Вы хотели бы обсудить на летней школе.
4. Область применения учебного курса (в том числе цикла семинарских
или практических занятий), который Вы собираетесь представлять на летней школе
с целью его обсуждения и доработки.
4. Список публикаций
В списке публикаций следует указывать:
1. Наименование публикации.
2. Соавторы (если имеются).
3. Выходные данные.
4. Объем публикации в страницах.
5. Тезисы проекта (учебная программа курса или
проспект научно-исследовательской работы),
связанного с проблематикой школы. Объем – 3 стр.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|