И. КорминаНародные представления об измененных состояниях сознания: пьянствоНародные представления о пьяных, как о людях, находящихся в особом, измененном состоянии сознания, обнаруживаются в устных рассказах о встречах с "чудами". Вообще, контакты человека с нечистой силой происходят в особых, страшных местах (кладбища, места, где водит, старые могилы, перекрестки в ситуации гаданий), в особое время (святки, ночь), в особых случаях (например, в преддверии войны, причем привидевшиеся "чуда" интерпретируются рассказчиками как предсказания о скором ее наступлении). Другим условием встречи с "чудами" является особое состояние сознания -- состояние алкогольного опьянения. Примером тому могут служить распространенные на русском Северо-Западе рассказы со стандартным сюжетом о пьяном, которого пригласили в гости якобы знакомые – а на самом деле черти – уложившие его спать на печку, оказавшуюся наутро камнем. Значительное количество таких текстов, записанных в последние годы, хранится в фольклорных архивах Академической гимназии, Института культуры и Европейского Университета (СПб). Сюжет этих рассказов таков. Мужчина (как правило, взрослый женатый) под хмельком идет в зимний престольный праздник (реже – в другой праздник в другое время года) из гостей домой. По дороге он встречает знакомых (или приветливых незнакомцев/незнакомца), которые приглашают его зайти в гости погреться. Он раздевается и разувается и укладывается спать на печку, которая наутро оказывается камнем (обращаю внимание на то, что обычно дело происходит зимой). Во многих рассказах подчеркивается, что "оны обычно разувают", сообщается, что проснувшийся на камне пришел домой без портянок, в сапогах на босу ногу. Замечательно между прочим то, что описанный фольклорный сюжет может воспроизводиться в нарративах о делирийных видениях, зафиксированных психиатрами. Во всяком случае, мы располагаем такими свидетельствами начала 1930-х гг. По народным представлениям пьяный находится в специфическом пограничном состоянии, что и делает возможным его контакт с нечистой силой. В то же время измененное состояние сознания героя рассказа дает возможность рассказчику для рационально объяснить то, что с этим человеком приключилось. В интерпретациях подобных рассказов, предлагаемых самими рассказчиками, и часто без всякой дополнительной просьбы собирателя, нередко встречается буквальное осмысление метафоры "допиться до чертиков": сообщается, что на самом деле человека "водит" его пьянка, а черти, которых он якобы видел, были у него "в голове" или "в глазах". Любопытно, что, вообще, состояние опьянения и связанное с этим изменение поведения человека объясняют присутствием в нем нечистой силы – "черти в голову заходили"; другой вариант – с пьяным рядом всегда идет черт, становясь его неотделимой частью.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|