И. Чернов
Финляндия
От идентификации и идентичности текста к дискурсивной культурной идентичности
Проект. Идентификация/идентифицирование (как распознавание и конституирование) является одной из фундаментальных семиотических методик. В принципе, вероятно, возможно построить семиотическую теорию, исходя из позиции идентичности (текста, этнической, культурной) в культурном дискурсе. Внутренняя сбалансированность системы предполагает некоторое равновесие в любой ее части, в этом отношении она подобна фракталу, где структура целого повторяет структуру части и наоборот -- структура части является микрокосмом целого. Внутренняя согласованность и осознание себя, т.е. отрефлектированность как собственного своеобразия и специфики, так и того, как тебя представляют другие, демонстрируют, насколько культурная идентичность оформилась в некое самостоятельное представление о том, какими способами идентичность личности осознана как целое, и насколько она готова отстаивать свою своеобразность и целостность.
Как личность, так и культура своей базисной характеристикой имеют целостность, завершенность, как в экзистенциальном смысле, так и на уровне дискурса. Существование личности осмысляется как существование в себе, так и включенностью в контекст культуры. Последнее представляется, в свою очередь, как существование в современности, так и приобщенностью к истории. Бытие в истории есть приобщение к культурному окружению. Утрата культурного окружения, в свою очередь, воспринимается как симптом возникновения напряжения или начало разрушения личности, а в более широком плане -- культуры в целом.
Расширение культурного контекста и личности, и культуры оказывается связанным с ростом, причем ростом всех составляющих и личности, и культуры. Именно интегрированный рост всего целого ведет к осознанию идентичности, как глядя изнутри, так и глядя извне.
Идентичность, прежде всего отрефлектированная идентичность, является большой ценностью. Во многих отношениях достижение осознанной идентичности является приоритетной целью культуры. Это, однако, не означает, что принуждение к ролевой идентичности, а тем более принуждение идентичности к согласию -- русификация ли, eestindamine/eestistamine ли -- ведут к нарушению и дисфункциональности всей структуры личности и культуры в целом.
Идентичность личности, как и культуры, это то, что остается неизменным во всех возможных мирах, это то, что является инвариантом во всех преобразованиях и то, что получает имя. Роль имени в этих преобразованиях представляется весьма значительной -- оно является центростремительной силой и сдерживающим началом всей структуры идентичности. Имя, обозначение является актом идентификации, т.е. самоосознания (в смысле identify) и опознаваемости со стороны других (в смысле recognize). Если первый аспект связан с рефлексией самого субъекта - "Я буду называть себя евреем, пока на свете останется хоть один антисемит", то второй -- связан с распознаванием и отождествлением.
Доклад. В докладе будет предпринята попытка
1) описания механизма идентификации фольклорного текста в зависимости от исходных принципов теории фольклора и культуры, лежащей в основах разных школ и методических/методологических ориентаций.
2) выявление роли фольклора как одного из главных признаков культурной идентичности (фольклор -- выставляемое на обозрение и для продажи как демонстрация культурной идентичности этноса) и музей или архив, через который проходит культурная идентификация самого этноса.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|