Приложение В данном приложении приводятся материалы этнолингвистической экспедиции РГГУ в Каргопольский район Архангельской области, касающиеся сюжетов об Адаме и Еве. Экспедиция работает в Каргополье с 1993 года. Вопросы о первых людях стали спрашиваться в рамках программы XXII – Народное Православие (составлена в 1981 году О.В. Беловой, О.А. Терновской и А.В. Максимовым для Полесских экспедиций Института Славяноведения РАН) с 1994 года. С лета 2000 года рассказы об Адаме и Еве стали целенаправленно собираться в рамках программы XXVII – Народная Библия (составлена в 2000 году А.Б. Морозом и М.М. Каспиной). Записи приводятся в орфографии, наиболее приближенной к севернорусскому говору. Если запись переписана с листка информанта, сохраняется орфография подлинника. Знак […] обозначает отступление в разговоре на другую, несущественную тему, которое здесь не приводится. В квадратных скобках помещаются вопросы собирателя. Адам и Ева в заговорах: Деревня Труфаново. Запись 1998 г. Информант – Смышляева А.Е., 1936 г.р. Собиратели: Трофимов А., Каспина М., Мороз А., Хафизова Л. [Заговор от крови:] [Встану] благословясь, пойду перекрестясь изо дверей во двери, из ворот в ворота. Выду в чисто поле, стану к западу хребтом, к востоку лицом. Вижу: едет Адам на белом коне, везёт саблю на востром плече и рубит по мёртвому телу, по мёртвой шее, из мёртвово тела, из мёртвой шеи, из двенацати жил, из двенацати суставов, шоб устоялась руда горячей крови. Не щипоты, ни ломоты отыне до веки, веки... там, у раба... отыне до веки, веки по веки, аминь. [...] Это вот меня мама научила. Деревня Ухта, запись 1996 г. Информант – Силина Т.И., 1919 г.р. Собиратель – Трофимов А. [Переписано с листочков] Заговор на зубы, Идет Адам и Дева, Несут мертвую голову. Как у этой мертвой головы ничево не болит и не тоснет и не скомнет так у рабы или раба божьево не скомни и не боли и нетосни нечево во веки веков Амин. Просто на што-нибудь наговори, на хлеб или на сало и на зуб ложить. Можно отметить, что в обоих заговорах Адам выполняет функцию мифологического персонажа - помощника, который ассоциируется с потусторонним, мертвым миром. Оба заговора действуют по принципу – как у мертвеца ничего не болит, так и у раба Божия ничего не должно болеть. Фигура Адама наиболее подходит в заговорах на роль мертвеца, поскольку Адам – первый мертвец, а первое всегда обладает повышенной значимостью в народной культуре. Рассказы об Адаме и Еве (о творении и грехопадении): Деревня Кречетово – Шильда, запись 1996 г. Информант – Панова К.И., 1921 г.р. Собиратели – Возякова Н., Логинова А. [Кто такой Исус Христос?] Это он создал землю, реки, всё озёра. Адам да Дева были. Вот появилися люди [он их создал]. Он всё создал. А то так ничево не было бы. Люди пошли, стали нарождаца [от Адама и Девы]. Деревня Бор. Запись 1996 г. Информант – Сизова А.В., 1914 г.р. Собиратели – Виленская Е., Афиногенов Д. [Кто такие Адам и Ева?] Тот же, говорят, Бох. "Бог" в севернорусском говоре имеет несколько значений: Бог, святой и икона. Здесь, очевидно, слово "Бог" употреблено во втором значении, "святой". Деревня Рягово, запись 1998 г. Информант – Шишкин В.К., 1922 г.р. Собиратели – Гаврилова М., Каспина М. Господь-то послал первого человека, он вроде обезьяны [...] Вроде не человек, а похоже на человека, вроде обезьяны. И вот эта обезьяна родила, может даже двойни. И вот от этово и пошёл народ. Вообще идея о том, что все люди произошли от одной пары, да ещё - от пары близнецов, очень широко распространена в разных мифологических системах (См. мифы Ю. Америки, Африки, тексты Авесты, Веды и т.п.). В данном примере интересен тот факт, что эта идея применяется к гипотезе, насаждаемой современной наукой. Создаётся ощущение, что носитель традиционной культуры, пытаясь осмыслить новую информацию, активизирует в своём сознании древние парадигмы, и таким образом формируется новый сюжет. Деревня Рягово, запись 1998 г. Информант – Староверова А.И., 1931 г.р. Собиратели – Алексеевский М., Каспина М. [первые люди] Адам да Ева. Они первые, говорят, согрешили. Голые... Стесняются друг друга. [Внук инфомантки, Староверов В., 1986 г.р., добавляет] – Они яблоко какое-то сняли с дерева у Бога. А Бог рассирдился. Деревня Усачево, запись 1998 г. Информант - Усачева З. П., 1925 г.р. Собиратели – Каспина М., Игауэ Н. А вот ещё про Адама-то да Еву [...] какое-то они яблоко раскусили так бы вот было, и здесь бы Рай был, если б они не раскусили, а потом их тоже вроде проклял Исус Христос. Деревня Усачево, запись 1998 г. Информант – Монастырских Е.П., 1929 г.р. Собиратели – Алексеевский М., Каспина М. Адам да Ева [...] говорит, что они согрешили - яблоньку было не надоть есть, а они съели яблоко святое ли какое, не знаю. Вот и из-за этого все мы страдаем на земле. За Адама, да из-за Евы, дак разве они достойны? Вот все мы - и земля уже проклёнута, все грешники живём на земле. [...] Оне были святыми, а вот согрешили, что Бог не велел им сделать, а они сделали. Деревня Усачево, запись 1988 г. Информант – Сафонов А.А., 1931 г.р. Собиратель – Каспина М. [Адам и Ева] жили в Раю у Бога. Было запретное дерево, они съели по яблоку и совершили блуд. Бог спихнул оттуда [Куда?] Да уж. На землю [...] Вот они, от них вроде и пошло жизнь у людей, стали люди размножаться. Деревня Усачево, запись 1988 г. Информант – Кекешева Л.М., 1938 г.р. Собиратель – Каспина М. [Кто был первыми людьми?] не знаю этово, Адам, да Ева [Кто они?] Первые люди, Бох сотворил их [Из чего?] Вот он из чево? Из глины вроде, из земли сотворил [...] Сначала это мущину, потом женщину. Ну, это, они согрешили, вот пошли люди, он их наказал, шо вот будешь рожать в муках, ты, а ты будешь всю жись трудиться, хлеб добывать. Вот люди-то теперь так и живут. [А что за грех?] Дак грех, вот ребёночек получился. Дак Ева, она како-то яблочко откусила и с этово яблочка она понесла, так вроде рассказывают. Интересно, что в текстах наших информантов райское яблоко приобретает некое чудесное, сказочное воплощение. Поедание его, как в сказках и древних мифах, равносильно зачатию ребенка. Деревня Усачево, запись 1988 г. Информант – Крехалев А.И., 1945 г.р. Собиратели – Алексеевский М., Рейкина М. [Не говорили, что Адам и Ева какое-то яблоко съели?] Ну а как [...] Запретный плод всегда сладок. [А кто запретил его есть?] Бог запретил. [А они съели?] Да, они его испробовали. А что из этого получается [...] Змей-искуситель им предложил - не устояли. Деревня Волосово, запись 1998 г. Информант – Беляева А.М., 1920 г.р. Собиратель – Парина Е. Как вот потопление это - было, да это всё. Ну, остались, говорили, Адам да Дева, всё и пошло потомство пошло люди, люди, люди. Здесь, очевидно перемешались два сюжета – о Ноевом Ковчеге и об Адаме, однако основной мотив – начала всего человечества сохраняется. Деревня Лекшма, запись 1998 г. Информант – Картышева Л.В., 1920 г.р. Собиратели – Алексеевский М., Рейкина М. [Про Адама и Еву] У нас отец говорил, шо вот два и... Господь не велел там, вы, еште, говорит, с этово...э-э... с этово дерева ешьте, а с другого не ешьте, нельзя. А они не послушали. Поели с тово яблока, с которой Господь запретил, и вот стали стесняться друг друга [...][А они голые были?] Оне были голые. И оне бы... мы бы жили, говорят, как рай бы был. Сходили бы так. А Господь их наказал. Ну, вы будете трудиться до пота лица [...] это первобытные люди. Деревня Ловзаньга, запись 1999 г. Информант – Зайков А.А., 1925 г.р., Собиратели – Вайнштейн В., Каспина М. [Кто первые люди были?] Дак, кто ево знает - Адам да Ева, ведь.. [..Они согрешили?] Ну, так они съели яблоко, а яблоко есть было нельзя, так это пишется по Писанию-то. [...] Так они не знали, што - женщина и мужчина, как одинаковы были, вот, а когда как съели яблоко, ну и стали розличать, согрешили, как говорят, ну вот. [А у них дети были?] А вот не знаю, вроде не было. [...] Как это - книжку, дак, Адам и Ева, Адам сперва, а потом Ева - двенадцатое ребро мужа как. [...] Кажная жена убоится своево мужа, кажная жена - двенадцатое ребро мужа. Ну, вот. Раньше ведь женщину как говорят, не больно-то почитали, она была забита, всё. Комментарий к этому тексту см. в 3.1.3 разделе настоящей диссертации. Деревня Ловзаньга, запись 1999 г. Информант – Рябова А.Г., 1922 г.р., Собиратели – Борщева М., Джалилов Л. [Кто были первые люди?] Так первые люди уже много прошло тысяч лет, до нашей эры шесть тысяч лет прошло, да вот уж у нас последний год начал. Самые первые люди были Адам и Ева. [Дальше следует рассказ, очень близкий к каноническому библейскому повествованию о творении первых шести дней] Потом Господь и говорит Исусу Христу: давай, говорит, сделаем мы человека по образу нашему. Вот Господь нарисовал на земле, на песке человека. Вдунул в него, вдохнул и вдунул душу, в нас дох Господа Бога. Вдунул душу и стал живой человек, с живою душой. И этому человеку дал имя Адам. Вот и Адам стал живой душой, как всё равно что… Потом время несколько прошло, Господь и говорит: давай, говорит, сделаем ему помощника, ему одному человеку скучно на земле. Вот он сделал, Адама заусыпил Господь, нарисовал женщину, у Адама вынел ребро от Адама, и женщину тоже это ребро вставил и вдунул вдух, и сделалась женщина живою душою. И вот Он Адаму передал эту женщину и сказал: вот Я тебе сделал жену, назови ей имя. Он ей назвал Ева. Господь написал Адаму и сказал: вот, говорит, Я тебе дам всех зверей лесных, всех птиц небесных, всех рыб морских, всякую гадость, кака на земле – всем дай имена. Адам всем дал имена. И вот лошадь стала лошадью, корова – коровой. Оне ходили голые, оне не видели, у них глаза были… они видели, но они не видели, что оне голые, они вобще голые ходили. Вот Господь их поселил в Емском саду. Емской сад был там где-то на востоке, где Ерусалим там. И вот Он там поселил их, сказал, говорит: вот нарасплождайте людей, обрабатывайте землю, чтобы вся земля была как Емской сад. И говорит, со всех деревьев ешьте плода, только не ешьте с этого дерева Познаньё добра и зла, говоит, этого не ешьте. Ну вот, и Он Господь их оставил и ушел. И оне потом, ушёл, а змей вот ну этот злой ангел, который Еву боломутил, и вот этот змей, злой ангел, он от Господа отступился, он на Господа Бога стал клеветать. И вот подползла змея к Еве, она ходила в саду, и она говорящая, как дьявол говорит, а она, как змея, вроде как: Ева, слушай, что вот этого Господь сказал вам, что говорит, не ешьте с этого дерева плодов? Он сказал, что вы съедите, - дак умрете, дак это неправда. Он, говорит, вас обманывает. Вы это, говорит, плод съедите, у вас откроются глаза, вы будете всё видеть. Ну вот. А потом Ева посмотреа, а этот плод-от красивый, хорошой, и она сорвала и поела и дала Адаму, и у них глаза открылись, и они стали видеть и они увидели, что они голый. [Дальше следует канонический рассказ о наказании Адама и Евы, рассказ о Каине и Авеле, об убийстве Авеля] И вот мы – дети Адама, и мы все во грехе рожены. А Исус Христос нас искупил. Бог знат, что буде, мы не знаем. Данный рассказ достаточно уникален, поскольку столь пространные и подробные пересказы библейских сюжетов встречаются в народной традиции крайне редко. Здесь характерно смешение самих библейских сюжетных элементов ("душа живая", обрабатывание земли, древо познания добра и зла, обещание змеем того, что "откроются глаза" у Адама и Евы и т.п.), традиционно христианских элементов в интерпретации данного сюжета ("Господь говорит Иисусу Христу…", змей как злой ангел или дьявол, знание того, что Христос искупает грехи детей Адама) и собственно фольклорных мотивов (чертеж человека на песке, местоположение сада, которое совпадает с Иерусалимом, отступление от Бога злого ангела). Деревня Ловзаньга, запись 1999 г. Информант – Козенкова К.И., 1938 г.р., Собиратель - Каспина М. Где-то читала я что-то про это [про Адама и Еву]. Что како-то яблоко они съели. Что это был запретный плод. Что всё ешьте, везде ходите, Господь им сказал, всё ешьте, только вот я этово дерева яблока не трогайте. Ну, они роздетые ходили. Они яблоно-то съели и почуствовали стыд. Вот потом уж, наверно, и согрешили. [А что согрешили-то?] А разве не понятно? […] От них, от Адама и Евы и пошло поколение. Село Ошевенское, запись 1999 г. Информант – Смирнова К.Н., 1912 г.р. Собиратели – Каспина М., Мороз А. [От какого дерева ели Адам и Ева?] – каково-то дерева-то я забыла. Не осины проклятой? [...] Бог-от и сказал - не делайте блуда, не любите друг друга так вот, не влюбляйтесь. А оне влюблялися, да ещё кусили дерево-то, дерево-то кусили - они наги оказались. Наги-то оказались, так их бес и схватил. Осина в данной культурной традиции считается деревом нечистым. С ним связано множество различных легенд. Видимо в этом причина отождествления запретного плода с проклятым деревом. Село Ошевенское, запись 1999 г. Информант – Третьякова А.А., 1923 г.р. Собиратели – Каспина М., Гаврилова М. Иван и Ева они каки.... Ни тронь, говорит Господь, не троньте яблоню-то. А оне съели, вот это яблоко. Вот и все. Деревня Абакумово, запись 2000 г. Информант – Викулина Н.А., 1938 г.р. Собиратели - Каспина М., Бочкова Е. [А первые люди откуда появились и кто такие?] Не знаю, не знаю, не знаю, не знаю тожа. Што как ежили в школе учили так то, кто сказал, што вот от обезьяны, это тут всё учили, што как-то от обезьян первые, первые люди получились, кто што скат - как, какой там тожо Бог из Адамова-то ребра сделал первого-то человека. Кто, кто скажет, что какие-то, какие-то были Адам да Ева, что там нельзя было им этих, каких-то, каких плодов-то, яблоков? Для, для чего ли какого ца.. был запретный плод, нельзя было его, то они, говорят, нарушили этот завет, съели и как-то появились люди. [А они одновременно, мужчина и женщина, появились?] И тоже не знаю, кто первый, кто последний, не знаю. [А где они жили после того, как яблоко съели?] Да кто их знат, кто их знат, где они жили. [А дети у них были?] Дак у, от, говорят, что как съели это заветный плод, и вот пошли потом дети-то. [А кто дети?] А вот уж не знаю, кто. Деревня Река, запись 2000 г. Информант – Макарова В.С., 1944 г.р. Собиратели – Алексеевский М., Каспина М. [Не говорили, что Адам и Ева согрешили?] Дак, как не говорили, што сёравно они нагрешили, мол, детей создали. А без… без детей, да без людей – кака земля? Не знай, как тут сопоставлять одно к одному. [… А где это было всё?] Не в Ерусалиме? [А Иерусалим где?] Забыла, где тут. Не в Египте-ли где? [А что там ещё было?] Вот, мол, Господь Бог, мол, там родился, всё говорили старушки. Обычное для народной традиции смешение географических ориентиров (Иерусалим – Египет) показательно здесь еще тем, что в этой точке пространства, по мнению информанта, происходят сразу два библейских события: грехопадение Адама и рождение Господа Бога. Деревня Река, запись 2000 г. Информант – Никулина М.А., 1936 г.р. Собиратели – Борщева М., Каспина М. [Адам и Ева яблоко съели] Им было сказано, чтоб не есть яблок-то. Когда они в раю там жили, у Бога в раю. Был еще Богом сотворён такой мир Божий, там были сады, как райское блаженство такое. Вот они там были, Адам с Евой, и им было запрещено есть яблоки, а они съели. А потом не знаю, что уж произошло. [А они остались в раю?] Да, там так и жили. [Почему им нельзя было яблоки есть?] А я не знаю, почему им было запрещено. Может быть, пост был. В пост ведь тоже заговенье. Здесь перед нами весьма интересная интерпретация "запретного плода" - поскольку в славянской культуре достаточно мало пищевых запретов, то представление о табуированном плоде приобретает в сознании информанта вид самого строгого для него пищевого запрета – скоромной пищи в пост. Деревня Река, запись 2000 г. Информант – Турыгина З.Н., 1941 г.р. Собиратели – Трофимов А., Мороз А. [Что вы знаете про Адама и Еву?] Дак чево – съели яблоко, вроде, из Адамова ребра родился этот… [Кто?] Из ребра человек-то родился. Ну вот и всё. Вот такая легенда. Деревня Озерко, запись 2001 г. Информант – Шелтомских Н.Я., 1929 г.р. Собиратели - Мороз А., Трофимов А. ...Вишь, было нельзя этого плода-то йись, а Ева поела плода, да приклонила и Адама, она из ейонного ребра была сделана дак. Дак после того и стали грешить. Стали спать и дети пошли, стали и детей носить. А до того уж видно не были никто... Адам и Ева – родители Христа: Деревня Ловзаньга, запись 1999 г. Информант – Гринькова М.В., 1928 г.р., Собиратель - Каспина М. [Не говорили, что Адам и Ева согрешили?] Ну, дак уж наверно грех со… совершили, што сын родился, Исус-то Христос. Деревня Саунино – Льнозавод, запись 1999 г. Информант – Окунева А.А., 1906 г.р. Собиратель – Каспина М. [Кто были первые люди?] От обезьяны люди, так я не знаю. [А кто они?] Вот Адам вот и Ева-то. Исуса-то Христа родили. [...А не говорили, что они согрешили?] грех вот и сделали, родили Иисуса Христа. [А это грех?] Да. [Почему?] Потому - сношение имели, дак это грех. Деревня Саунино - Льнозавод, запись 1999 г. Информант – Веснихина У.А., 1924 г.р. Собиратели – Алексеевский М., Каспина М. [За что Христа распяли?] Потому што – видишь, раньше веть грешно было робят-то строить, а они соорудили – Иван да… Как? – Ева-то. Вот оне соорудили ребёночка, вот и пошло. Грех-от оне сделали, грех-от. Ну вот. Село Ошевенское, запись 1999 г. Информант – Заусаев Ю.А., 1946 г.р. Собиратели – Каспина М., Россихина Л. Родился, значит, это Исус Христос, значит, в этом - в конюшне, в стойле. Там, значит, так написано. Так он от от Евы-то вот это Исус то и родился. Деревня Абакумово, запись 2000 г. Информант – Сунгурова К.И., 1922 г.р. Собиратели – Каспина М., Бочкова Е. [Откуда люди появились?] А, сё, говорят, от обезьяны, дак правда ли нет. [А Адам и Ева кто такие?…] Адам и Ева, дак Ева-то не родила беззаконника? [Кого?] Нагулянного-то не родила? Не нагуляла она этого Христа-то? […] Дак кабы я знала, дак я будто слыхала, что она беззаконника [Смеётся] в ясли-то повалила, родила да повалила в ясли-то, в Ерусалиме-то. […А вот грех какой-то Адам и Ева совершили?] Наэрно, это, - сделали ребёнка, это, что родила она в хлеве, в конюшне повалила. Деревня Река, запись 2000 г. Информант – Никулина М.А., 1936 г.р. Собиратели – Борщева М., Каспина М. Появились первые люди, Адам и Ева. [Как они появились?] не знаю. [А дети у них были?] Ну, вот Исус Христос, которого распяли, наверно, это он ихний сын, я так думаю. Деревня Река, запись 2000 г. Информант – Колпакова И.М., 1914 г.р. Собиратели – Мороз А., Фролова Е. [Адам и Ева] оне, я слыхала от мамы, да и от людей, ходили в садах и везде совсем нагие, а яблока дикого или какого попробовали и стали стыдится и стали друг от друшки оддаляться да… этого… Потом уш согрешили вот – Исуса-то Христа и родила Богородица-то. Тожо согрешили. [Они согрешили, а Богородица Христа родила?] Да-да-да-да. Дак она от святого родила-то, они так-то были негрешны. Наги ходили, а сами сибя ить не боялись да не стыдились, а нонь-то опять то жо самоё и есть. Попирецники одни носят, тут фсё голо. [… Почему Адам и Ева согрешили, если Богородица от святого родила?] Дак они бы яблони-то не пойили, дак это бы не было и Богородица бы так девушкой и жила. И Он бы… племя-то это и не было бы софсем. [От какого святого родила Богородица?] – От Исуса Христа. [Кого родила?] Ково? Сына тоже родила. [Отец кто был?] Так Исус Христос. [А сын?] А сын – ихной сын, дак. Богородица на руках – вон иконы-ти есть вить – и дёржит робёночка-то. Иконы-ти фсяки тоже есть. Очевидно, в сознании информанта произошло наложение друг на друга тех самых двух библейских сюжетов, которые уже не раз упоминались рядом другими информантами: сюжета о грехопадении Адама и сюжета о Рождестве Христа. Деревня Озерко, запись 2001 г. Информант – Едакина А.Я., 1922 г.р., Собиратели – Мороз А., Трофимов А. Адам да Ева, вот такие они были богомольные, дак они ничего худого не творили, ничего не грешили, а потом и сотворили [что?] Сотворили, и у йих родилсы, и вот Христос у йих и родилсы. От этого, от Евы-то […] Где-то она его принесла не в избе. Во дворе. Так вот так. В этом сообщение информанта нашло свое отражение общее представление, характерное для данной культурной традиции, о том, что в доме рожать нельзя, лучше рожать в бане или во дворе. Так преломляется в сознании носителей традиции евангельский эпизод о рождении Христа в яслях. Город Каргополь, запись 2001 г. Информант – Вешнякова Е.И., 1928 г.р. Собиратели – Мороз А., Александрова Е. [Что рассказывают про Адама и Еву?] Ну, плод-то какой, яблоко-то она съела. [Что?] Запретный плод. Ева. Съела запретный плод. Яблоко. [И что?] И она родила. Исуса Христа. Запрещено было, но она съела. Это я в этой, в церковной книшке читала. Народная драматическая фантазия на тему Адама и Евы: Деревня Лукино, запись 2001 г. Информанты – муж и жена – Федосеев Л.А., 1935 г.р., (ФЛА) и Федосеева В.М., 1938 г.р., (ФВМ) Собиратель – Каспина М. [Разговор идет о Библии] [ФЛА:] Там всё, всё. Законы божьи. [Законы божьи?] [ФВМ:] Да, законы божьи. Там как Адам и Ева, как они возобновились, всё-всё. Как они между собой ссорились, как он ей там выгонял их, как они повстречались, ну всё. [Как? Расскажите, пожалуйста?] Адам и Ева. Они как повстречались и потом жили как. И всё это. Там всё, конечно, написано, нам всево не рассказать. [ФЛА:] Подружились они. [Подружились они?] [ФВМ:] Да. [И что?] Ну, они в саду встречались, и он там ей приказал яблоньку съесть, яблоко, она это яблоко ела, штобы он ну… [ФЛА:] Яблоко она съела, и - смерть. [ФВМ:] Она умерла. [ФЛА:] Адам-то то же самое – себе нож вонзил-то. [Себе нож вонзил?] [ФВМ:] Да. Они так любили друг друга. [ФЛА:] Они друг друга любили. [ФВМ:] Они друг без друга не могли. [ФЛА:] Это как Ромео и Джульета. [Это в Библии написано?] [ФВМ:] В Библии, да, это всё в Библии было написано. [А кто эти Адам и Ева?] [ФЛА:] Обыкновенные два человека. Они настолько любили друг друшку, што друг без друшки не могли. Вот и [нрзб.] ошибку-то они и сделали, вот это заколдованно-то яблоко они с заколдованной яблони. А яблоко то росло на осине. [Как?] На осине. [На осине? Яблоко?] Ага. Так вот оне перепутали осину с яблоней. Вот на осине тогда выросли яблоки, надо было не есть, из-за чево осина-то плохо, это она до сих пор, даже было в печке нельзя было топить. Вот от этово яблока-то она умерла. Съела и умерла. [ФВМ:] Как отравилась. [ФЛА:] Не надо было не йисть и всё. [А как это – отдельно яблоня, отдельно осина?] А, и яблоки росли на осине. [А на яблоне?] То же самое. Вот она сорвала с яблони и туда, перепутали яблоки, она не то яблоко съела. Злая ведьма помешала ей. [Какая ведьма?] Ведьма. Ну, нечисть. [Кто? Нечисть?] Ну, черти, знаешь? Нечисть. Вот она перепутала, она взяла не то яблоко, съела и умерла. [А что они ссорились, вы сказали?] [ФВМ:] Ну они меж собой, сначала ссора у них была, што, мол, оне... што который которово победит, што, мол, если ты яблоко этово не съести, ты, значит, будешь как… Как же там написано-то было што… Женой будёшь моей, если ты это яблоко не съести. А она, вишь, съела яблоко-то это, которо ей не положено было съесть-то. А она ево съела. И она, вишь… Он не оказался, што ей будет мужем, и она не оказалась, што рас она не выдержала. [ФЛА:] Она умерла, и другой умер. [ФВМ:] Ну, и другой умер, дак. Они оба. [А дети у них были?] Нет. […] Не было. Они только ещё… Не было у них. Никово. Информанты явно фантазируют. Вместо пересказа Библии они сочиняют вольную вариацию рассказа о Ромео и Джульете с элементами волшебной сказки и триллера, что само по себе очень интересно. Характерно при этом, что и здесь, как и в свидетельстве Смирновой К. запретный плод ассоциируется с осиной, проклятым, нечистым деревом для данной традиции.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|