А. Ф. Белоусов
Анекдотический цикл о Крокодиле Гене и Чебурашке// Проблемы поэтики языка и литературы: Материалы межвузовской научной конференции. 22 - 24 мая 1996 года. - Петрозаводск: Издательство КГПУ, 1996. С. 86-89.Литературные герои сказочной повести Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья" (1966) прославились благодаря мультфильму "Крокодил Гена", снятому в 1969 году режиссером Романом Качаловым, который закрепил свой успех мультфильмами "Чебурашка" (1971) и "Шапокляк" (1974). А дальнейшая их судьба связана уже с фольклором: когда в семидесятые годы возникают анекдоты об аполитичных и деидеологизированных существах из популярных детских мультфильмов, то среди них появляются и наши герои.
О причинах и о логике возникновения подобных анекдотов говорить пока преждевременно. Это требует серьезной культурологической проработки. Ограничусь констатацией некоторых особенностей этого процесса: одни мультфильмы никак не отразились в анекдотах, о большинстве других напоминают лишь отдельные тексты, и всего в нескольких случаях образуются анекдотические циклы, среди которых только один содержит десятки текстов. Он посвящен тем, о ком идет речь: Крокодилу Гене и Чебурашке.
Одна из основных тем нашего цикла имеет вполне традиционный характер. Определяя особенности народных анекдотов, Е.М.Мелетинский отметил, что они "создаются вокруг оси глупость
- ум". Отчасти это справедливо и для современного жанра. Анекдотов об умственных способностях Крокодила Гены и Чебурашки больше, чем каких-либо других.
Основным комическим персонажем в этих анекдотах выступает, как правило, Чебурашка. Он чаще всего играет роль глупца, который обычно представляется простаком, демонстрирующим свою исключительную наивность в контексте современной культуры. Лишь однажды его изображают самым настоящим кретином, для выражения редкостного тупоумия которого используется фольклорный сюжет, шокировавший еще Аркадия Аверченко (см.: Аверченко Аркадий. Кривые углы. - М., 1989. - С. 71-72). Однако иногда в привычном образе Чебурашки-глупца вдруг проглядывает шут. Это происходит, когда жертвой его глупости становится не он сам, а Крокодил Гена:
Идут Чебурашка и Крокодил Гена. Чебурашка что-то мнет в руке и спрашивает: "Гена, что это такое?" - "Не знаю". - "Ну, а все-таки?" Гена взял и попробовал на зуб: "Так это же говно!"
- "И я тоже думаю, откуда может взяться в штанах пластилин?!"
Шутовской характер некоторых из глупостей Чебурашки подтверждается анекдотами, где наш герой оказывается уже явным плутом, хитрецом. Хотя их гораздо меньше, чем текстов о Чебурашке-глупце, важен сам факт их существования, свидетельствующий об определенной двойственности, противоречивости анекдотического персонажа.
Это объясняется тем, что в его образе отражаются два различных подхода современного анекдота к своему материалу. Обычное для изображения умственных способностей анекдотических персонажей оглупление прототипов дополняется инверсией, переворачиванием его свойств, превращающим детскую наивность мультипликационного Чебурашки в прямо противоположную ей житейскую опытность.
Инверсия играет значительную роль в анекдотическом цикле. Обратимся к анекдотам, которые также являются одной из традиций жанра. Возьмем тексты, где комический эффект создается игрой слов. Возникающий каламбур редко мотивируется простодушной наивностью анекдотического персонажа. Гораздо чаще словесная игра должна подчеркнуть житейскую опытность Чебурашки. Этот анекдотический персонаж неожиданно оказывается большим знатоком грубых и непристойных слов и выражений, как это происходит в следующем тексте:
Залезли Крокодил Гена и Чебурашка на крышу. Тут Чебурашка говорит: "Гена, а Гена, давай в лошадки поиграем!" Начали бегать. Гена споткнулся и полетел вниз. Чебурашка смотрит ему вслед и думает: "Больше в лошадки не играем. Гена, кажется, копыта отбросил!"
Одно только знание грубо-пренебрежительного эвфемизма для смерти противоречит наивности и невинности мультипликационного прототипа. А между тем ситуация усугубляется использованием это-го выражения по отношению к погибшему другу. Анекдотический персонаж может быть не только умственно неполноценным, но и морально ущербным существом.
Абсолютное равнодушие к судьбе друга - результат "вычитания" из мультипликационного героя столь характерных для него доброты и дружелюбия. Однако чаще всего ухудшение морального облика прототипа этим не ограничивается: его не просто лишают добродетелей, но наделяют противоположными им качествами.
Анекдоты о грубости и агрессивности Крокодила Гены известны давно, а в последние годы подобные анекдоты стали появляться и о Чебурашке, который осмеливается выражать неприязнь к Крокодилу Гене, предварительно набравшись сил или же насмотревшись современных кинобоевиков:
Чебурашка просит: "Гена, дай денег на видео!" -"Отстань!" - "Ну, Ген, дай!" Дал Гена. Через два часа Чебурашка возвращается. Достает рогатку: "Руки вверх, сопля зеленая!"
В отличие от анекдотов, где мультипликационный герой только лишается положительного качества, здесь его моральный облик выворачивается наизнанку. Анекдотические персонажи превращаются в недругов, они пьют, употребляют наркотики, развратничают, хулиганят - изображают собой антиподов своих мультипликационных прототипов. Это может проявиться даже в их внешности:
Идет по лесу Кинг-Конг. Подходит к избушке, стучит в дверь и спрашивает: "Крокодил Гена дома?" "Нет его", - отвечают из избушки. "Придет Гена, скажите, что Чебурашка из армии вернулся!".
Анекдот, посвященный культурным героям, особенно часто прибегает к инверсии, переворачиванию, в котором еще Шеллинг видел сущность комического. Инверсия обеспечивает обязательную для жанра неожиданность концовки, которая акцентирует его функцию. Анекдоты нашего цикла представляют собой травестию "высокого" культурного образца, какими были мультфильмы о Крокодиле Гене, его друзьях и врагах.
Анекдотический цикл о Крокодиле Гене и Чебурашке заинтересовал меня в 1989 году, когда я собирал сборник статей и материалов об анекдоте и его разновидностях. Обстоятельства сложились тогда таким образом, что пришлось ограничиться систематизацией этих анекдотов (см.: Учебный материал по теории литературы. Жанры словесного текста. Анекдот. - Таллинн, 1989. - С. 152-157). Вернуться к ним, чтобы показать, как строится современный анекдот, побудили воспоминания о Якове Иосифовиче Гине, который откликнулся на выход сборника и сделал ряд серьезных замечаний, касавшихся как его общей проблематики, так и конкретных вопросов истории и теории анекдота.