Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика




Аудиозаписи докладов

О ЦТСФ
Конференции
Публикации
Летние школы
Издания ЦТСФ РГГУ
Интервью, публичные лекции
Указатели
Живая cтарина
Лаборатория фольклора РГГУ
Интернет-ресурсы по фольклору
Библиотека фольклориста
Гранты
Персональные страницы
  Д.И. Антонов
  А.С. Архипова
  Ф.К. Бадаланова
  Л.М. Ермакова
  А.В. Козьмин
  М.В. Лурье
  И.Г. Матюшина
  Е.М. Мелетинский
  Д.М. Михеева
  С.Ю. Неклюдов
  Е.С. Новик
  А.А. Панченко
  Н.В. Петров
  И.А. Разумова
  Ф.Б. Успенский
  О.Б. Христофорова
<< На главную страницу

Башарин Александр Сергеевич
Академическая гимназия СпбГУ
E-mail:
[email protected] ;
[email protected]

Сборники, содержащие тексты современного песенного фольклора (90-е гг.).

Часть I Сборники, включающие преимущественно городской песенный фольклор.

Объемных сборников, включающих интересующий материал, в 90-е годы появилось не так уж и много. Назову основные из них. Буду благодарен за любые дополнения. Возможно, какие-то интересные сборники мной несправедливо упущены.

1) В нашу гавань заходили корабли. Песни. / Сост. Успенский Э.Н., Филина Э.Н., М., 1995. - 384 с.

Издание популярное, как явствует из вступительного слова Э.Успенского, предназначенное для пения (по сути дела - песенник). Вступительные статьи Э.Успенского и В.Берестова. Содержит алфавитный указатеь песен. Комментарии к текстам и указания на авторство прототекста отсутствуют. Песни объединены в разделы по произвольно-тематическому принципу:

I “И по винтику, по кирпичику…”- старая классика(?), всякая всячина(?);

II “Я сижу за решеткой…” Состоит из трех подразделов: “Раз пошли на дело…” (блатные), “Дорога дальняя, казенный дом…” (блатные, тюремные), “Я помню тот Ванинский порт…” (лагерные).

III “В нашем городе была парочка…” Из трех подразделов: “Маруся отравилась…” (жестокие романсы и баллады), “Девушка моей мечты” (городские романсы менее жестокие (?), более поздние по мнению авторов(?) “Танго цветов” (жестокие романсы и баллады с экзотическими мотивами)

IV “Кончилось мирное время…” (военная тема)

V “Пропою я вам романс дурацкий…” (пародии, шуточные песни, современная анакреонтика)

Сборник составлен на основе материалов, находящихся в распоряжении авторов-ведущих радио-, а с 1998 (?) и телепередачи “В нашу гавань заходили корабли”. Включает в себя помимо песен, прочно вошедших в городской песенный фольклор (и прошедших значительный путь фольклоризации), отдельные песни В.Высоцкого, Ю.Визбора, В.Туриянского и др. в вариантах, лишь незначительно отличающихся от авторских (авторство не указано).

Первое издание сборника (В нашу гавань заходили корабли. Песни городских дворов и окраин. / Сост. К.П. Смирнова, Э.Н. Филина. Пермь. 1995.) несколько отличается от наиболее известного (в частноти обилием ошибок/опечаток). Незначительные отличия есть и в ижевском издании (В нашу гавань заходили корабли. Песни городских дворов и окраин. / Сост. Петрова Н.А., Куртынова Н.В. Ижевск, 1996). Не вполне ясно также, почему столь различаются коллективы составителей.

 

2) Современная баллада и жестокий романс. / Сост. Адоньева С.Б., Герасимова Н.М.. СПб, 1996, - 416 с.

Практически единственное научное издание текстов нового песенного фольклора в современных записях. Содержит статью составителей “Никто меня не пожалеет…”(с.338-366), в которой изложены взгляды авторов на жанровую природу новой баллады и жестокого романса. Все записи, за исключением последнего раздела, сделаны во время полевых экспедиций. Таким образом, данный сборник представляет собой собрание текстов произведений городского песенного фольклора, бытующих в деревенской традиции. Несколько особняком стоит последний раздел сборника “Баллада и романс в детской традиции” (с.309-336), представляющий собой записи баллад и жестоких романсов, сделанные от детей 10-12 лет, отдыхавших в пригородном летнем лагере. В книге имеется раздел “Примечания”, в котором дается информация о месте, времени записи, информанте и собирателе, а также – указания на издания (научные), где данный текст публиковался ранее. Интересным опытом являются “Морфологические таблицы” (с.366-376), представляющие собой попытку создать для жестокого романса и баллады морфологические структурные цепочки (по аналогии с морфологическим цепочками, выведенными В.Я.Проппом для сказки). За элементарное звено принят сюжетообразующий мотив.

 

3) Как на Дерибасовской... Песни дворов и улиц. Книга первая/Сост. Хмельницкий Б., Яесс Ю., ред. В.Кавтогрин, СПб., 1996, - 288с. (На суперобложке еще один подзаголовок: “Одесские песни и не только…”)

4) Черный ворон. Песни дворов и улиц. Книга вторая /Сост. Хмельницкий Б., Яесс Ю., ред. В.Кавторин, СПб., 1996, - 288с.

Два сборника, выпущенных издательским домом “Пенаты” в серии “Российские барды”, полностью составлены из городских песен. Издание популярное, справочный аппарат отсутствует. Строгой тематической разбивки нет; в первой части более полно представлены одесские, блатные, пародийные песни, экзотические баллады, во второй – тюремные, лагерные и сиротские песни. Первой книге предпослано предисловие издателей, раскрывающее общую концепцию серии: сборники “Как на Дерибасовской...” и “Черный ворон” открывают серию, т.к. издатели придерживаются мнения, что именно городские “дворовые” песни явились той почвой, на которой возникла авторская песня. Заключает каждую небольшая статья-послесловие В.Кавторина: первую - “Советская малина или Откуда вышли российские барды” (с.270-282), вторую – “Слушайте песни улиц!”(с.274-282).

5) “Споем, жиган...” Антология блатной песни/ Автор-составитель М.Шелег, научный консультанат В.С.Бахтин, СПб., 1995, - 382 с.

6) Акадий Северный. Две грани одной жизни. Автор-составитель М.Шелег М., 1997, - 414 с.

По сути дела речь идет о двух вариантах одного сборника, включающего в себя песни из репертуара известного исполнителя А.Звездина – Северного. Непосредственно текстам в обоих изданиях предпослан подробный очерк жизни и творчества А.Северного, написанный М.Шелегом (“Аркадий Северный – король блатной песни” в книге “Споем, жиган...”, в издании “Акадий Северный. Две грани одной жизни” название очерка совпадает с заглавием книги). Текст очерка при этом остался почти тем же (добавлена одна небольшая главка, несколько пассажей, дополнивших старый текст). В обоих сборниках имеется краткий словарь блатного жаргона, в первом – еще и минимальный комментарий к некоторым текстам (к тем, которые добавлены В.С.Бахтиным (?). А вот количество текстов и их компановка имеют значительные отличия: 102 песни в первом - в полтора с лишним раза больше во втором (хотя, кажется, все тексты из первого издания перепечатаны без изменений). Сгруппированы тексты в сборниках совершенно по-разному, хотя видимо, в обоих случаях – по одному и тому же интуитивно-тематическому принципу. Отличия, видимо, объясняется не только обычной доработкой любого переиздания, но и тем, что первое издание выходило при научном руководстве В.С.Бахтина (сборник “Споем, жиган...” открывается его вступительной статьей “Подпольная эстрада обретает публичность”), второе - создано исключительно в соответствии с авторским замыслом М.Шелега.

7) Уличные песни. /Сост. А.Добряков М., 1997, - 530 с.

Сборник “Уличные песни” интересен по двум причинам: во-первых, наряду с песенным фольклором в нем представлены песни, принадлежащие перу составителя – А.Добрякова, во-вторых, - цензурные ограничения к публикуемым текстам не применялись, что позволило появиться в нем ряду популярнейших песен, не включенных в прочие сборники. Еще одна особенность этого сборника – довольно редкие, возможно, поздние и/или авторские варианты многих известных песен (особенно заметно отличаются, как ни странно, первые строки – обычно наиболее стабильный элемент). Справочный аппарат и комментарии отсутствуют.

Часть II Сборники, включающие разделы/ отдельные тексты современного песенного фольклора.

Подобных популярных сборников в 90-е гг., очевидно, появилось намного больше. Назову лишь те, которые попали в поле моего зрения. Опять же буду благодарен за любые дополнения.

1) Песни для застолья М., “Лана”, 1994 Вып. 1-6

Отдельные тексты

2) Песни неволи. /Сост. Старшинов Н. Москва-Минск, 1996. – 224 с.

Спец. разделы. Тюремные, лагерные, блатные песни.

3) Популярные песни. Сборник.СПб., 1996, - 254 с.

Отдельные тексты.

4) Ваши любимые песни. Сборник./Сост. Кузнецова Л.И. Ярославль, 1996, - 270 с.

Спец. раздел

5) Я хочу, чтобы песни звучали. Застольные песни. Харьков, Ростов-на-Дону, Киев, 2000, - 448с.

Спец. раздел.

6) “ ...но мы еще не старики, мы инженеры-физики”. Сборник песен. /Сост. Алексаков Г.Н., Гладков В.П. и др. М., Изд-во МИФИ 1992. - 191 стр.

Отдельные тексты, преимущественно, студенческий и туристский фольклор.

7) “Среди нехоженых дорог одна – моя…” Сборник туристских песен. Составитель - Беленький Л.П. М.,”Профиздат”,1989. 440 стр. с нот.

Несколько безавторских текстов – классика туристского фольклора. Большая часть сборника - песни бардов.

 

 

Часть III Сборники локального фольклора / содержащие отдельные тексты, которые можно квалифицировать как локальный фольклор.

Большая часть сборников локального фольклора не появляется в печатном виде. Это преимущественно рукописные, машинописные, в 90-е годы и электронные сборники. То немногое же, что небольшими тиражами издается обычно распространяется исключительно среди своих и потому труднодоступна.

1) Песни “Артека”. Песенник / Сост. Землянский В.Н. Киев, 1991

Отдельные тексты.

 

2) “ ...но мы еще не старики, мы инженеры-физики”. Сборник песен. /Сост. Алексаков Г.Н., Гладков В.П. и др. М., Изд-во МИФИ 1992.

Отдельные тексты, опера.

3) Фольклор новгородской археол.экспедиции. Сборник песен /Сост. Зубкова Е.С., Хорошев А.С. Самиздат 1992.

Локальный ф-р

4) Есть ФМШ... Сб. фольклорных произведений.(Физико-математическая школа при МГУ). / Сост. М.: Изд-во МГУ, 1995.

Отдельные тексты Локальный ф-р

5) Фольклор на службе атому. / Сост. Веретенников А.И. М.,1996.

Локальные произведения, песни бардов.

Содержание | О проекте | Конференции | О семинаре | Участники | Публикации
Указатели | Диссертации | Библиографии | Учебные курсы | Партнеры | Cсылки