Осенняя школа "Фольклор: проблемы и методы исторических реконструкций"
Задание для конкурса на участие в Осенней Школе
"Фольклор: проблемы и методы исторических реконструкций"
Задание 1. Ответьте письменно на следующий вопрос.
Проблемы соотношения фольклора и исторической реальности:
1. Фольклор и историческое событие
2. Фольклор и исторический персонаж
3. Этнографические факты в фольклоре
4. этнонимы и топонимы в фольклоре
Задание 2. Решите на выбор одну из задач
ВАРИАНТ 1.
Вот некоторые сведения из японской мифологии: В древних источниках ("Кодзики", "Нихонги") говорится, что одним из первых богов, возникших при разделении неба и земли, был Камимусуби-но ками, бог божественного созидания. Несколько более позднее земное божество - О-Куни-нуси-но ками, покровитель горы Мимурояма (совр. Миваяма). Согласно устной традиции, в определенное время спускается с гор (а затем возвращается назад) Та-но ками. При этом он не просто приходит, но каждый раз родится заново. А вот как рассказывает фольклорный текст о другом персонаже, Яма-но ками: "А весной он обязательно вниз спускался и в деревню приходил. Ждали его крестьяне с нетерпением - никогда без Яма-но ками рис на поля не высаживали". В одной из разновидностей японских народных песен (среди них "та ута"-"песни рисового поля", "тауэ ута"-"песни посадки риса") поется: "Яма-но ками / Где родился?/ Среди гор / На [кусте] сакаки, / Что растет на ближайшей горе" Кроме того, иногда считалось, что Яма-но ками относится к числу убугами - "покровителей рождения".
Задание 1: Переведите имена Та-но ками и Яма-но ками.
Задание 2: Определите, каковы мифологические амплуа Та-но ками и Яма-но ками? На основе какого признака эти персонажи сближаются? С каким обрядом/обрядами связаны Та-но ками и Яма-но ками?
ВАРИАНТ 2.
Перед Вами 13 "расчлененных" фразовых элементов былинного стиха.
В разное время Ф. Миклошич, П.Г. Богатырев, Б.Н. Путилов выделили некоторый принцип, благодаря которому этим семантическим единствам обеспечивается дополнительная устойчивость в фольклорном тексте.
Повторив наблюдение данных ученых, составьте правильные пары из нижеприведенных словосочетаний, многие их которых являются формульными.
| А | Б |
1. | Мало | Белое |
2. | От пана | Дороженькой |
3. | Утроба | буйну голову |
4. | Белого | Тетивочку |
5. | Лебедь | Волю |
6. | Слова | Спалось |
7. | Тело | От поганого |
8. | Опустил | Шолку |
9. | Столы | Диво дивное |
10. | Прямоезжею | Белодубовые |
11. | Видели | Белая |
12. | Срубить | Богатырская |
13. | На свою | Вымолвить |
1. Проверьте, работает ли этот принцип в следующих былинных строках:
…Приходил он к царице
…Ай-да приносят мне бояра жалобу
…Сходилась погода сильная
…А на правом плече сидит птица кречета
…посылал он с ней двух богатырей
…Видно стоит там стольный Киев-град
…пошли они ко князю Володимиру
…чтобы телом была да снегу белого
2. Попытайтесь дать одно (или более) объяснение существования такого принципа. Можете ли вы привести в пример параллели из других традиций?
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|