Весенняя школа - 2005
Мифология как система
Работы
О.Р. Аминова
Обряд «Проводы души» в народной
поминальной традиции
В 2001-2003 гг. мы принимали участие в экспедиционных
исследованиях на территории Пермского края, которые проводились
лабораторией культурной и визуальной антропологии ПермГУ
(руководитель –. доц, Е.М.Четина). Собран обширный фольклорный
материал по календарной обрядности, магической традиции; интерес
вызывает обладающая наибольшей сохранностью похоронно-поминальная
обрядность, где сочетаются русские и коми-пермяцкие традиции.
«Поминальные дни у нас: 9 дней, потом 20 дней; на 40 дней надо 40
человек, дают 40 милостыней. На 6 недель - душу провожают»
(Л.Н.Попова, с. Самково). Особое внимание обращает на себя
42-й поминальный день («6 недель») и связанный
с ним архаический обряд «проводы души», который
имеет своей целью обеспечить достоиное существование души
умершего в загробном мире.
Следует отметить, что исследователи, в частности
В.Н.Белицер, Г.Н. Чагин, Г.Н. Мальцев, упоминают этот обряд, но
относят его к 40-му поминальному дню и подробно не описывают. «В
коми-пермяцких селах родственники умершего в 40-й день <…>
вместе с собравшимися соседями шли «провожать душу». (2 - 65)
Характерно, что название «проводы души» фигурирует не только в
коми-пермяцкой, но и северной русской традиции. Однако в
последней «проводы души» выступают только как второе название
«сорочин «. «Особой сложностью и торжественностью выделялся 40-й
день после смерти – так называемые сорочины <…> Все
действия, проводимые в этот день, назывались часто проводами
души» (4 - 68)
Мы стали свидетелями этого обряда в селе Москвино
Кудымкарского района (Иньвенский край) и сняли его на
видеопленку. Молодая семья «провожала душу» своей дальней
родственницы, Ирины Васильевны Зубовой, почетной колхозницы,
известной в прошлом трактористки. Следует подчеркнуть, что
участники обряда, люди «нецерковные», «провожали душу» в первый
раз, считали это необходимым, потому что «так повелось». Хозяйка
дома очень волновалась и постоянно советовалась с более опытной
женщиной. В традиционной коми-пермяцкой семье, как правило,
главенствует женщина. И в этой семье, хотя муж активист,
бригадир, он не вмешивался в проведение обряда.
Когда мы вошли в дом, то первое, на что обратили внимание,
было праздничное платье умершей, которое висело на вешалке на
шкафу. Здесь считается, что сразу же после смерти человека его
одежду нужно повесить на видное место в доме, как правило, в
красный угол или на шкаф. Она символизирует покойника и на ней
фиксируются следы присутствия его души. Кроме того, «как умрет
человек, сразу ставят хоть куда соль, хлеб, стакан воды»
(Л.Н.Попова, с.Самково). «40 дней ставят еду, питье (желательно
любимые)» (Н.И.Чугайнова, с. Кочево). « 40 дней застилают койку,
он тут спит» (А.Г.Петрова, д. Пелым).Следует подчеркнуть, что,
как правило, в представлениях русских и коми-зырян душа пребывает
в доме именно в течение сорока дней после смерти. «…чтобы душа
покойника могла умыться, вплоть до сороковин (поминок на 40-й
день) в какую-нибудь посудину наливалась вода, а в углу висело
полотенце». (3 - 55) «…он [покойник] в течение сорока дней
посещает дом».(4 - 690)
В начале, когда поминальный стол был уже накрыт и горела
поминальная свеча, гости не сразу сели за стол, а ждали
несколько минут. Считается, что «покойник ест первым» и
«обязательно в одиночестве»; традиционно, для «покойного» на стол
ставят чашку, стакан, кладут ложку. Существует постоянное
взаимопроникновение пространства живых и мертвых (покойный
«сидит» за столом рядом с живыми; его душа находится в доме).
Душа в течение 42-х дней включена в «мир живых».
Необходимо отметить, что рядом с прибором усопшего ставится
свечка в мякише хлеба. Такой своеобразный «подсвечник» мы
неоднократно наблюдали во время других обрядов
похоронно-поминального цикла в коми-пермяцких
деревнях.
После того, как гости сели за стол, хозяйка дома затушила
свечу и обвела ею вокруг стола 3 раза. Выбор блюд для
поминального стола традиционен для коми-пермяцкой кухни: это
обязательно черинянь (открытый рыбный пирог), сусло,
квас, пиво («сур»). Во время ритуальной трапезы обязательным
обрядовым действием является передача вначале кружки с квасом, а
потом чарки со спиртным по кругу. «Поминание» проходило в
молчании. По окончании поминального обеда хозяйка собрала
котомку , в которую входили вещи умершей, кружка, ложка, чашка и
остатки еды. Все вышли из дома. Мы шли по дороге до того места,
до которого гроб во время похорон несли на руках. Как правило,
это перекресток дорог (как и в данном случае), но может быть и
берег реки, какое-нибудь «приметное» место. Здесь остановились,
вновь помянули усопшую и раздали милостыню: остатки поминального
стола надо отдать первому встречному. Здесь «проходящими
странниками» оказались мы; нас просили обязательно угостить
друзей и всем вместе «помянуть душу» усопшей. «На шесть недель
соберут что есть со стола: рыбный пирог, брагу. Идут по дороге и
отдают первому встречному» (З.Д.Зубова, 1925 г.р., д.
Черемново).
На кладбище на 42-й день, как правило, не ходят. «На
кладбище не ходим, говорят, там покойнику место присуждает ихнее
начальство. Деньги-то покойнику в карман положишь, вот он землю и
выкупит.» (Л.Н.Попова, с. Самково ).
Завершение рассматриваемого обряда – снятие одежды усопшего.
Считается, что после 42-го дня, душа умершего человека покидает
дом и в это время вывешенная одежда может пошевелиться. «В углу
висело полотенце. Я глаза закрыла, смотрю- бабушка лежит. А
полотенце колыхнулось. Это я душу ее увидела» (Н.И.Чугайнова, с.
Кочево).
Отмечая единую основу традиционного похоронно-поминального
комплекса русских и коми-пермяков, мы выделяем ряд элементов,
которые до настоящего времени сохранились преимущественно в южных
коми-пермяцких района («Здесь всегда «душу провожают»). В
Гайнском районе об обряде «проводы души» не знают; некоторые
только слышали, что «в Кудымкарской стороне душу – то
провожают
В северных районах можно отметить варианты этого обряда:
В некоторых местах Кочёвского и Юсьвинского районов на 42-й
день «душу» должна «провожать» только хозяйка дома. «До рассвета»
она выходит с пирогом, квасом, стопкой (если покойник-мужчина )
за ворота ; выливает и бросает (если речь идёт о пироге) в
сторону кладбища. При этом хозяйка может прочитать молитву (какую
знает), но обязательно должна сказать «Не возвращайся!». Или же
хозяйка просто открывает дверь «до рассвета», таким образом
выпуская душу из дома.
Все информанты отмечают «знаки», которые «подаёт покойник»,
покидая дом: видят как шевелится либо одежда, либо полотенце,
либо занавеска. Душа умершего «слышит», что ее провожают и
уходит. Как уже отмечалось, обряд «проводы души» проходит рано
утром и если хозяйка спит, то «душа» обязательно «разбудит».
Достаточно широкая распространенность этого обряда –
свидетельство устойчивости народной культуры. Календарные обряды
такой сохранностью не отличаются. Из них в настоящее время не
исчезли только те, которые одновременно происходят поминальными
днями. Например, главный поминальный праздник коми-пермяков –
Семик.
Как справедливо отмечает известный исследователь
финно-угорской культуры В.Н. Конаков, «у коми-пермяков пережитки
культа предков и вера в сохранение, необходимость и
желательность взаимоконтакта между мирами живых и мертвых
доминировали над христианскими представлениями о транцендентном
пребывании душ умерших либо в раю, либо в аду». ( 3 -
59)
В сохранившемся у коми-пермяков (ранее широко
распространенном на территории Прикамья) обряде «Проводы души»
проявляется характерная для народного мировоззрения связь между
миром живым и миром мертвых.
Список литературы:
- Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. - М.,
1993
- Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов Коми (XIX–начало
XXв.), ТИЭ. Т. 45, 1958.
- Мифология Коми / Н.Д. Конаков, А.Н. Власов, И.В. Ильина…/
науч. ред. В.В. Напольских – М., 1999
- Русский Север: этническая история и народная культура. XII-XX
века. – М., 2001
- Чагин Г.Н. Окружающий мир в традиционном мировоззрении
русских крестьян Среднего Урала. – Пермь, 1998
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|