Осенняя школа по семиотике фольклора - 2004
Российский государственный гуманитарный университет
Институт высших гуманитарных исследований
Центр типологии и семиотики фольклора
при финансовой поддержке Фонда Форда
объявляет конкурсный набор слушателей для проведения
Осенней школы -2004
СЕМИОТИКА ФОЛЬКЛОРА
1-9 ноября 2004 года учебно-научный Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ
проводит очередную Осеннюю школу "Семиотика фольклора".
К участию в Осенней школе приглашаются не только профессиональные фольклористы,
но и представители смежных специальностей, чьи интересы по материалу или методам
соприкасаются с темой Школы. Слушатели допускаются к участию в Летней Школе на
конкурсной основе (см. ниже).
Структурно-семиотический анализ в фольклористике
Структурная фольклористика как отдельная теоретическая дисциплина, имеющая свои аналитические приемы, свой арсенал понятий и терминов, синтезирует традиционно-фольклористические подходы с методологией смежных дисциплин - культурной антропологии, лингвистики, семиотики, информатики. В ее основе лежат представления о знаковой природе текста и его элементов (в том числе - текстов народной культуры); в своем формировании структурная фольклористика связана с исследованиями социальной организации и социальной психологии традиционных обществ. В российской науке основы функционально-семиотического аспекта изучения народной культуры и устных традиций были заложены в 1920-е годы П.Г. Богатыревым, тогда же В.Я. Проппом впервые предпринят синтагматический анализ фольклорного повествования.
При подготовке Тартуских Летних школ, проводимых Ю.М. Лотманом, была сформулирована концепция экстралингвистических "вторичных моделирующих систем", имеющих в своей основе язык ("первичную моделирующую систему"), но обладающих собственной структурной организацией. Их изучение стало по определению междисциплинарной областью, включающей мифологию и фольклор, которые в силу своей специфики особенно проницаемы для структурно-семиотических исследований.
Фольклор и мифология рассматриваются либо как чисто типологический феномен - исследования Е.М. Мелетинского и его школы (принципиальное совмещение синтагматического и парадигматического, синхронического и диахронического уровней анализа, рассмотрение проблем исторической поэтики и общей типологии литературного процесса, изучение семантики традиционных сюжетов и мотивов, анализ соотношения устного текста и архаического ритуала), либо как материал для реконструкции мифологического "пратекста" ? труды Вяч.Вс. Иванова и В.Н. Топорова, посвященные славянской, балто-славянской (шире - индоевропейской) мифологии, выявляемому при этом набору фундаментальных семантических оппозиций, реконструируемой "модели мира" и ее семиотическим воплощениям. Специфика фольклора в информационном и коммуникативном аспектах подробно изучена К.В. Чистовым, что позволило отделить механизм бытования традиции фольклорной (и вообще народной культуры) от нефольклорной (прежде всего, письменной, литературной). Наконец, Г.Л. Пермяков предложил понимание природы паремий как знаков ситуаций, инвариантных по отношению к конкретным пословицам и поговоркам.
В последующий период структурно-семиотические парадигмы и аналитические приемы (во всяком случае те, которые доказали свою эффективность), перестают осознаваться как специфические лишь для исследователей "московско-тартуской школы", становясь практически "всеобщим достоянием" науки. Они, с одной стороны, подвергаются "испытанию на прочность" в эпоху постструктурализма, а с другой, обогащаются за счет взаимодействия с новыми концепциями гуманитарного знания в разных его областях.
Это побуждает нас вновь обратиться к исследовательскому опыту структурной фольклористики, в лекционных курсах и семинарских занятиях вернуться к ее инструментарию, сделав при этом акцент (1) на специфике анализируемого предмета, (2) на неминуемом видоизменении этого восходящего к лингвистике терминологического аппарата, (3) на обогащении структурно-семиотического инструментария методологическими приобретениями последних десятилетий.
Организация Осенней школы
Победители конкурса будут приглашены в Осеннюю школу
(ОШ) в качестве слушателей (с оплатой проживания и питания). Оргвзнос - 300 р.
Во время ОШ слушатели должны посещать обязательные для них курсы (от 2 до 3
занятий в день). Во второй половине дня - семинары и спецкурсы. Расписание ОШ
появится на сайте школы www.ruthenia.ru/folklore/OS_04.htm. Форма отчетности:
письменная работа.
Время и место проведения
ОШ планируется провести 1-9 ноября 2004 г. в
Переславле-Залесском, гостиница "Дом творчества им.д.н.Кардовского" (г.
Переславль-Залесский, ул. Московская, д.30; гостиница расположена у
автовокзала.)
Условия участия в конкурсе
Для начинающих: к участию в конкурсе приглашаются
молодые исследователи (студенты, аспиранты, молодые преподаватели),
специализирующиеся в области фольклористики и в смежных с ней дисциплинах. Вам
необходимо прислать 1) заполненную анкету (ее можно найти на сайте
http://www.ruthenia.ru/folklore/OS_04_anketa.htm) 2) ваше научное исследование
(объем - до 2-х а.л.), наилучшим образом представляющее Вас как исследователя. Студенты 1-3-го курсов могут не присылать работы, хотя это весьма желательно.
(Внимание! Работы должны быть представлены вычитанными, с аккуратно оформленным
справочно-библиографическим аппаратом. В противном случае они рассматриваться не
будут) 3) решение конкурсного задания. Срок - до 1 октября. Конкурсное задание
высылается оргкомитетом в ответ на письмо соискателя с анкетой. Анкету и статью
следует присылать по адресу [email protected], [email protected].
Для продолжающих (участников предыдущих школ): При отбора участников предыдущих
Школ Оргкомитет будет учитывать их работу на предыдущих школах.
Оргкомитет ЛШ оставляет за собой право публиковать на сайте семинара
(www.ruthenia.ru/folklore) работы, присланные на конкурс, а также список
конкурсантов и результаты конкурса.
Внимание! Все сведения о Осенней Школе (результаты, сроки, подробности
проведения, список курсов и т.д.) можно будет найти в Интернете по адресу
http://www.ruthenia.ru/folklore/Os_04.htm
Сроки проведения конкурса Решение конкурсного задания принимается до 1 октября
2004 г. Окончательные результаты конкурса будут объявлены до 10 октября 2004 г.
Руководитель Школы - д-р филологических наук, профессор С.Ю. Неклюдов.
Координатор - А.С. Архипова
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|