БИБЛИОГРАФИЯ


Пространственно-временные модели в буддийском искусстве Центральной Азии


Основная литература

1. Мялль Л. Э. Буддийская мифология // Мифы народов мира. (далее МНМ). Т. 1, М.. 1980.

Огнева Е. Д. Тибетская мифология // МНМ. Т. 2, М., 1982.

Неклюдов С. Ю. Монгольских народов мифология // МНМ. Т. 2.

Топоров В. Н. Космогонические мифы // МНМ. Т. 2.

2. Л. М. Ади-Будда // МНМ. Т. 1.

3. Мялль Л. Э. Будда // МНМ. Т. 1.

Дайсаку Икэда. Мой Будда. Земной путь Шакьямуни. М.. 1994.

Snellgrove D. L. The image of the Buddha. Kodansha international/UNESCO, 1982.

Boisselier J/ La sagesse du Bouddha. Gallimard, 1993.

4. Л. М. Сансара // МНМ. Т. 2.

5. Л. М. Нирвана // МНМ. Т. 2.

6. Арья Шура. Гирлянда джатак или сказания о подвигах бодхисаттвы / Перевод с санскрита А. П. Баранникова и О. Ф. Волковой. М., 1962.

Джатаки / Перевод с пали Б. Захарьина. М., 1979.

7. Мялль Л. Э. Тара // МНМ. Т. 2.

8. Л. М. Амогхасиддхи // МНМ. Т. 1.

9. Мялль Л. Э. Бодхисатва // МНМ. Т. 1.

10. Минаев И. П. Очерк важнейших памятников санскритской литературы // Избранные труды русских индологов-филологов. М., 1962.

Ольденбург С. Ф. Буддийские легенды и буддизм // Избранные труды русских индолгов-филологов. М., 1962.

11. Жуковская Н. Л. “Колесо жизни”// Буддизм.Словарь. М., 1992.

12. Неклюдов С. Ю. Тенгри // МНМ. Т. 2.

13. Л. М. Яма // МНМ. Т. 2.

14. Канаева Н. А. Ниданы // Буддизм. Словарь. М., 1992.

15. Огнева Е. Д. Структура тибетской иконы // Культура и искусство Центральной Азии и Монголии. Материалы конференции. М.. 1981.

16. Топоров В. Н. Древо жизни // МНМ. Т. 1.

Топоров В. Н. Древо мировое. МНМ. Т. 1.

17. Л. М. Дхармапала // МНМ. Т. 1.

18. Канаева Н. А. Трикая // Буддизм. Словарь, М., 1992.

19. Топоров В. Н. Мандала // МНМ. Т. 2.

20. Терентьев А. А. Ваджраяна // Буддизм. Словарь. М., 1992.

21. Schulemann G. Geschichte der Dalai-Lamas. Leipzig, 1958.

22. Л. М. Сукхавати // МНМ. Т. 2.

23. Л. М. Чакравартин // МНМ. Т. 2.

24. Ковалевский О. М. Буддийская космология. Казань. 1837.

Кочетов А. Н. Ламаизм. М., 1973.

Кочетов А. Н. Буддизм. М., 1983.

25. Семека Е. С. История буддизма на Цейлоне. М.. 1969.

26. Л. М. Ратнасамбхава // МНМ. Т. 2.

27. Л. М. Акшобхья // МНМ. Т. 1.

28. Л. М. Вайрочана // МНМ. Т. 1.

29. Жуковская Н. Л. Ваджра //Буддизм. Словарь. М., 1992.

30. Сергеева Т. Легенда, символ, число // Азия и Африка сегодня. 1990, № 6. С. 43 – 44.

31. Топоров В. Н. Локапалы // МНМ. Т. 2.

 

Рекомендуемая литература

1. Асвагоша. Жизнь Будды / Перевод К. Бальмонта. М., 1913.

2. Бакаева Э. П. Символика мандалы и бхавачакры в ламаистском искусстве // Материальная и духовная культура калмыков. Элиста, 1983.

3. Барадийн Б. Б. Путешествие в Лавран // Известия русского географического общества. 1909. Т. XIV. С. 183 – 232.

4. Барадийн Б. Б. Статуя Майтреи в Золотом храме в Лавране. Л., 1924.

5. Богословский В. А. Ламаистская церковь в Тибете и ее современное положение // Китай: традиции и современность. М., 1976. С. 262 – 278.

6. Васильев В. П. Буддизм. Его догматы, история и литература. СПб., 1857. Ч. II.

7. Васильев В. П. Религи Востока: буддизм, конфуцианство и даосизм. СПб., 1873.

8. Виноградова Н. А. Иконографические каноны японской космогонической картины вселенной – мандалы // Канон в древнем и средневековом искусстве Востока и Запада. М., 1976. С. 65 – 77.

9. Владимирцов Б. Я. Буддизм в Тибете и Монголии // Лекция профессора Б. Я. Владимирцова, читанная 31 сентября 1919 года. Пб., 1919.

10. Герасимова К. М. Композиционные построения в ламаистской иконографии // Материалы по истории и филологии Центральной Азии. Улан-Удэ, 1968. Вып. З. С. 88 – 104.

11. Герасимова К. М. Памятники эстетической мысли Востока. Тибетский канон пропорций. Трактаты по иконометрии и композиции Амдо XVIII век. Улан -Удэ, 1971.

12. Гумилев Л. Н. Легенда и действительность древней истории Тибета // Вестник истории мировой культуры. М., 1960, № 6. С. 103 – 113.

13. Гумилев Л. Н. Древнемонгольская религия // Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР. Л., 1968. Вып. 5. С. 13 – 26.

14. Гумилев Л. Н. Величие и падение древнего Тибета // Страны и народы Востока. М., 1969. Вып.VIII. С. 153 – 183.

15. Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. М., 1970.

16. Гумилев Л. Н. Старобурятская живопись. М., 1975.

17. Гумилев Л. Н., Кузнецов Б. И. Страна Шамбала в легенде и истории // Азия и Африка сегодня. 1968, № 5. С. 36 – 41.

18. Гумилев Л. Н., Кузнецов Б. И. Опыт разбора тибетской пиктографии // Декоративное искусство. 1972, № 5/174. С. 26 – 31.

19. Дандарон Б. Д. Описание тибетских рукописей и ксилографов Бурятского комплексного научно-исследовательского института. М., 1965. Вып. II.

20. Дармакирти. Обоснование чужой одушевленности / Перевод с тибетского Ф. И. Щербатского. Пб., 1922.

21. Дхаммапада / Перевод с пали. Введение и комментарии В. Н. Топорова. М., 1960.

22. Дашиев Д. Б. Буддийские категории в популярном вероучении ламаизма // Философские проблемы буддизма. Новосибирск, 1984. С. 15 – 32.

23. Дьяконова В. П. Ламаизм и его влияние на мировоззрение и религиозные культы тувинцев // Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984. С. 150 – 171.

24. Дьяконова Н. В. Композиция и сюжет в изобразительном искусстве Центральной Азии // Тезисы докладов сессии, посвященной истории стран Азии. Л., 1965. С. 10 – 12.

25. Евтюхова Л. А. Фрески, найденные под дворцом Угэдея в кара-коруме // Древнемонгольские города. М., 1965. С. 164 – 175.

26. Жуковская Н. Л. К вопросу о типологически сходных явлениях в шаманстве и буддизме //Советская Этнография, 1970, № 6. С. 35 – 45.

27. Жуковская Н. Л. Мандала как предмет ламаистского культа // Сборник музея антропологии и этнографии АН СССР. Л., 1973. Вып. XXIX. С. 71 – 79.

28. Жуковская Н. Л. Ламаизм и ранние формы религии. М., 1977.

29. Жуковская Н. Л. Народные верования монголов и буддизм. К вопросу о специфике монгольского ламаизма // Археология и типология Монголии. Новосибирск, 1978. С. 24 – 86.

30. Жуковская Н. Л. К вопросу о семантике некоторых предметов ламаистского культа // Музей антропологии и этнографии АН СССР. Л., 1987. Вып. XII. С. 137 – 148.

31. Зелинский А. Н. Колесо времени в циклической хронологии Азии // Народы Азии и Африки. 1978, № 2. С. 10 – 117.

32. Иванов В. В., Топоров В. Н. Структурно-типологический подход к снмантической интерпретации произведений изобразительного искусства в диахроническом аспекте // Труды по знаковым системам. Тарту, 1970. Вып. VIII. С. 103 – 119.

33. Кануков Х. Б. Будда-ламаизм и его последствия. Астрахань, 1928.

34. Козлов П. К. Тибет и Далай-лама. СПб., 1920.

35. Корнев В. И. К изучению буддизма // Вопросы истории. 1981, № 6. С. 78 – 110.

36. Косоков И. К вопросу о ламаизме в Северной Азии. М.. 1930.

37. Куфтин Б. А. Краткий обзор пантеона северного буддизма и ламаизма в связи с историей учения. М., 1937.

38. Кычанов Е. И., Савицкий Л. С. Люди и боги страны снегов. М., 1975.

39. Лам-рим чэн-по. /Ступени пути к блаженству/.Сочинение Цзонхавы в монгольском и русском переводах. Вып. II. Русский перевод с предисловием и примечаниями Цыбикова Г. Ц. Владивосток, 1913.

40. Летописи хоринских бурят. Хроники тогулдур Тобоева и Вандана юмнусова / Перевод Н. Н. Поппе // Труды института Востоковедения. М. – Л., 1940. Вып. XXXIII.

41. Майский И. М. Монголия накануне революции. М., 1959.

42. Мефодий иеромонах. Буддийское мировоззрение или ламаизм // Труды российской Духовной Миссии в Пекине. Пекин, 1902. С. 3 – 112.

43. Минаев И. П. Буддизм. Исследования и материалы. Спб.. 1887. Т. I. Вып. I.

44. Монтлевич В. М. О символике ламаистских субурганов // Центральная Азия и Тибет. История и культура Востока Азии. Новосибирск, 1972. Т. I. С. 91 – 94.

45. Нармаев Б. М. “История буддизма” Ш. Дамдина (1867 – 1937) // Центральная Азия и Тибет. Материалы и конференции. Новосибирск. Т. I. С. 124 – 129.

46. Ольденбург С. Ф. Буддийское искусство в Индии, тибете и Монголии. Пб., 1902.

47. Ольденбург С. Ф. Изображения 300 бурханов. СПб., 1903.

48. Ольденбург С. Ф. Материалы по буддийской иконографии Харо-хото. Образы тибетского письма. СПб., 1914.

49. Ольденбург С. Ф. Первая буддийская выставка в петербурге. Пб.. 1919.

50. Ольденбург С. Ф. Жизнь Будды индийского учителя жизни. Лекция, прочитанная при открытии Первой Буддийской выставки в Петербурге 24 августа 1919 г. Пб., 1929.

51. Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. Спб., 1887.

52. Позднеев А. М. Монголия и монголы. Результаты поездки в Монголию, исполненной в 1892 – 1893 гг. Спб.. 1896. Т. I.

53. Позднеев А. М. Ламаизм. Энциклопедический словарь. Изд – во Ф. А. Брокгауза. И. А. Ефрона. Спб.. 1896. Т. XVII.

54. Померанц Г. С. Иконологическое мышление как система и диалог семиотических систем // Историко-филологические исследования. Сборник памяти Н. Н. Конрада. М., 1974. С. 419 – 424.

55. Попов И. Ламаизм в Тибете. Его история, учение и учреждения // Опыт историко-миссионерского исследования. Казань, 1898.

56. Пубаев Р. Е. “Древо созерцания” // Труды бурятского института общественных наук. Улан-удэ, 1968. Вып. 3.

57. Решетов А. М. Тибетская коллекция МАЭ (Духовная культура) // Сборник Музея антропологии и этнографии. Л., 1973. Т. XXIX. С. 227 – 241.

58. Розенберг О.О. Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам. Проблемы буддийской философии. Птг., 1918. Ч. 1, 2.

59. Розенберг О.О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке. Лекция, читанная на Первой буддийской выставке в Петербурге. Птг., 1919.

60. Рокхиль В. В страну лам. Путешествие по Китаю и Тибету. СПб.. 1901.

61. Руднев А. Д. Заметки о технике буддийской иконографии у современных зурагчинов (художников) Урги, Забайкалья и Астраханской губернии // Сборник Музея антропологии и этнографии. СПб.. 1905. Т. I. Ч. 5.

62. Сухбаатар Г. К вопросу о распространении буддизма среди ранних кочевников Монголии // Археология и этнография Монголии. Новосибирск, 1978. С. 61 – 71.

63. Топоров В. Н. К реконструкции некоторых мифологических представлений на материале буддийского изобразительного искусства // Народы Азии и Африки. 1964, № 3. С. 101 – 110.

64. Уоддель А. Лхасса и ее тайны. СПб., 1906.

65. Урсынович С. Религии туземных народов Сибири. М., 1930.

66. Цыбиков Г. Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета. СПб., 1909.

67. Цыбиков Г. Ц. Цзонхава и его сочинение “Лам-рим чэн-по”. Новосибирск, 1981. Т. II. С. 51 – 70.

68. Щепетильников Н. М. Архитектура Монголии. М.. 1960.

69. Щербатской Ф. И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. СПб., 1909.

70. Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма. Лекция, читанная при открытии Первой буддийской выставки в Петербурге 24 августа 1919 г. Пг., 1919.