БИБЛИОГРАФИЯ


ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ В ИСКУССТВЕ КОЧЕВНИКОВ


Основная литература

1. Марков Г. Е. Кочевники Азии. Структура хозяйства и общественной организации. М., 1976. С. 327; он же. Проблемы истории хозяйства и материальной культуры кочевников Центральной Азии // Искусство и культура Монголии и Центральной Азии. Доклады и сообщения Всесоюзной научной конференции. М., 1983. Ч. II. С. 67 – 78.

2. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. С. 32 – 33.

3. Аверинцев С. С. Архетипы // Мифы народов мира (далее МНМ. Т. 1. М., 1980; Т. 2. 1982). Т. 1. С. 110 – 111.

4. Топоров В. Н. Модель мира // МНМ. Т. 2. С.161 –164.

5. Топоров В. Н. Космос // МНМ. Т. 2. С. 9 – 10.

6. Топоров В. Н. Хаос // МНМ. Т. 2. С. 581 – 582.

7. Топоров В. Н. Пространство // МНМ. Т. 2. С. 340 – 342.

8. Мелетинский Е. М. Время мифическое // МНМ. Т. 2. С. 252 – 253.

9. Иванов В. В. Левый и правый // МНМ. Т. 2. С. 43 – 44.

10. Манжигеев И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. М., 1978. С. 54.

11. Анисимов А. Ф. Этапы развития первобытной религии. М. – Л., 1967. С. 46

12. Кочешков Н. В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX – середины XX века. М.,1979. С.70 – 73; 139 – 140; 173 – 174; Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. М., 1974. С.141 – 142.

13. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск, 1987. С. 38.

14. Успенский П. Д. Tertium organum. Ключ к загадкам мира. СПб., 1992. С. 41 – 42.

15. Шер Я. А. Происхождение искусства: одна из возможных гипотез. (К постановке вопроса) // Вестник древней истории. 1997. № 1. С. 3 –14.

16. Цултэм Н.-О. Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX века. М., 1986. С.12 – 15, илл. 6. 7; Волков В. В. Из истории изучения памятников бронзового века Монголии // К вопросу древнейшей истории Монголии. Улан-Батор, 1964. С. 37 ; Волков В. В. Бронзовый и ранний железный век Северной Монголии. Улан-Батор, 1967. С. 99; Членова Н. Л. Об «оленных камнях» Монголии и Сибири // Монгольский археологический сборник. М., 1962. С. 30 – 34.

17. Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства на материале обрядового фольклора бурят. М., 1991. С. 19 – 32.

18. Вяткина К. В. Пережитки материнского рода у бурят-монголов // Советская этнография, 1946. № 1. С.137 – 144.

19. Манжигеев И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. М., 1978.

20. Михайлов Т. М. Бурятское шаманство и его пережитки. Иркутск, 1962; он же. О некоторых причинах сохранения шаманских пережитков у бурят // Вестник МГУ. История, 1962, серия IX, № 2; он же. О методике изучения современного состояния шаманизма // Труды Бурятского института общественных наук Бурятского филиала СО АН СССР, Улан-Удэ, 1958. Вып. II.

21. Окладников А. П. Очерки истории западных бурят-монголов XVII – XVIII вв. Л., 1937; он же. Древние шаманские изображения Восточной Сибири в неолите и бронзовом веке в свете археологии и этнографии // Доклады по этнографии Географического общества СССР, 1966. Вып. 3.

22. Уланов А. И. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ, 1963.

23. Хадаханэ К. Легенда о сотворении мира и человека (варианты кахинских бурят) // Жизнь Бурятии, 1926. № 1—3. С. 32 – 38.

24. Хороших П. П. Заметки по шаманству // Этнографический бюллетень. Иркутск, 1922. № 1. С. 13–14; он же. Из шаманских воззрений иркутских бурят // Этнографический сборник. Вып. 5. С. 252 – 255.

25. Шаракшинова Н. О. Бурятский фольклор. Иркутск, 1958.

26. Оссендовский Ф. И звери, и люди, и боги. М., 1994. С. 298.


Рекомендуемая литература

1. Аверинцев С. С. Архетипы // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980. С.110 – 111; он же. Аналитическая психология К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. Вып. 3, М., 1972.

2. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.

3. Банзаров Д. Черная вера или шаманство у монголов и другие статьи. СПб., 1891. С. 22 – 23.

4. Вяткина К. В. Пережитки материнского рода у бурят-монголов // Советская этнография, 1946. № 1. С.137 – 144;

5. Вайнштейн С. И. Проблемы истории жилища степных кочевников Евразии // Советская этнография, 1976. № 4.

6. Викторова Л. Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. М., 1980.

7. Галданова Г. Р. Культ огня у монголов // Исследования по истории и филологии Центральной Азии. Вып. 6. Улан-Удэ, 1976. С. 151.

8. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

9. Даажав Б. Юрта – основа монгольского зодчества // Роль кочевых народов в цивилизации Центральной Азии. Улан-Батор, 1974.

10. Дамдинов Д. Г. О. бурятских метрологических названиях // Этнография и фольклор монгольских народов. Элиста, 1981. С. 196.

11. Долгий В. М., Левинсон А. Г. Архаическая культура и город // Вопросы философии. 1971. № 7.

12. Егоров В. Л., Жуковская Н. Л. Жилище населения Монгольской Народной Республики // Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии. М., 1979.

13. Жуковская Н. Л. Народные верования монголов и буддизм (к вопросу о специфике монгольского ламаизма) //Археология и этнография Монголии. Новосибирск, 1978. С. 33; она же. Пространство и время в мировоззрении монголов // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М., 1986. С.118 – 134.

14. Зелинский А. Н. О лунно-солнечном счислении в Азии // Восьмая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. М., 1977.

15. Казакевич В. А. Современная монгольская топонимика. Л., 1934.

16. Кляшторный С. Г. Представления древних тюрков о пространстве // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XI годичная научная сессия ЛО ИВАН СССР (Краткие сообщения и автоаннотации). М., 1975. С. 29 – 30.

17. Линховоин Л. Заметки о дореволюционном быте агинских бурят. Улан-Удэ, 1972. С.17.

18. Майдар Д., Дарьсурэн Л. Гэр. Улан-Батор, 1976.

19. Манжигеев И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. М., 1978.

20. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

21. Михайлов Т. М. Бурятское шаманство и его пережитки. Иркутск, 1962; он же . О некоторых причинах сохранения шаманских пережитков у бурят // Вестник МГУ. История, 1962, серия IX, № 2; он же . О методике изучения современного состояния шаманизма // Труды Бурятского института общественных наук Бурятского филиала СО АН СССР, Улан-Удэ, 1958, вып. II; он же. Проблемы фольклора монгольских народов. Элиста, 1971. С. 42.

22. Мурзаев Э. М. Очерки топонимики. М., 1974. С. 235 – 258.

23. Неклюдов С. Ю. Монгольских народов мифология // Мифы народов мира. Т. 2, 1982; он же. Отхан-галахан. Мифы народов мира. Т. 2. М., 1982. С. 269; он же. Мифология тюркских и монгольских народов (Проблема взаимосвязей) // Тюркологический сборник. 1977. М., 1981.

24. Новгородова Э. А. Мифы и культы древней Монголии // Вестник Академии наук СССР. 1980. Т. 2. С. 116 – 124; она же. Мир петроглифов Монголии. М., 1984. С. 40, 59, 96 – 98.

25. Окладников А. П. Очерки истории западных бурят-монголов XVII – XVIII вв. Л., 1937; он же. Древние шаманские изображения Восточной Сибири в неолите и бронзовом веке в свете археологии и этнографии // Доклады по этнографии Географического общества СССР, 1966, вып. № 3; он же. Петроглифы Чулутын-гола (Монголия). Новосибирск, 1981. С. 43.

26. Плетнева С. А. Построение кочевнического лагеря – вежи // Советская археология, 1964. № 3. С. 133 – 140.

27. Позднеев А. М. Монгольская летопись «Эрденийн Эрихэ». СПб., 1883.

28. Поппе Н. Н. Халха–монгольский героический эпос. М. – Л., 1937. С. 96 – 97.

29. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монглии. Вып. 4. Материалы этнографические. СПб., 1883. С. 218 – 226.

30. Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Вильгельма Рубрука. М., 1957. С. 30.

31. Пюрвеев Д.Б. Архитектура Калмыкии. М.,1975.

32. Руденко С. И. Очерк быта казаков бассейна рек Уила и Сагыза // Казаки. Антропологические очерки.Т.1. Л.,1927. С.16.

33. Санжеев Г. Д. О летосчислении и календаре // Краткий монгольско-русский словарь. М., 1947.

34. Сокровенное сказание. Пер. и прим. С. А. Козина. М. – Л., 1941.

35. Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л., 1976.

36. Токарев С.А., Мелитинский Е. М. Мифология // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980. С.15

37. Топоров В. Н. Космос // Мифы народов мира. Т. II, М., 1982. С. 9 – 10.

38. Топоров В. Н. Пространство // Мифы народов мира. Т. 2, 1982. С. 340 – 342.

39. Топоров В. Н. Хаос // Мифы народов мира. Т. II, М., 1982. С. 581 – 582.

40. Тубянский М. И. Монгольский календарь // Современная Монголия. 1933. № 3.

41. Уланов А. И. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ., 1963.

42. Хадаханэ К. Легенда о сотворении мира и человека (варианты кахинских бурят) // Жизнь Бурятии. 1926. № 1—3. С. 32 – 38.

43. Халха-Джирум. Памятник монгольского феодального права XVIII в. М., 1965.

44. Хороших П. П. Заметки по шаманству // Этнографический бюллетень. Иркутск, 1922. № 1. С. 13 – 14; он же. Из шаманских воззрений иркутских бурят // Этнографический сборник. Вып. 5. С. 252 – 255.

45. Цивьян Т. В. Дом в фольклорной модели мира // Труды по знаковым системам. Вып. 10, Тарту, 1978.

46. Цыбиков Г. Ц. Культ огня у восточных бурят-монголов // Цыбиков Г. Ц. Избранные труды. Т. 2. Новосибирск, 1981. С. 167 – 168.

47. Шаракшинова Н. О. Бурятский фольклор. Иркутск, 1958.

48. Щепетильников Н. М. Архитектура Монголии. М., 1960.

Литература на иностранных языках

1. Csomo de Koros. Tibetan Modes of Reckoning Teme // Grammar of the Tibetan Language. Calcutta, 1836.

2. Kotwicz W. O chronologji mongolskiej // Rocznik Orientalistyczny. T. 2. Lwow, 1925, T. 4, Lwow, 1928.

3. Leroi-Gourhan A. Le geste et la parole. Paris, 1965.

4. Pelliot P. Le cycle sexagenaire dans la chronologie tibetaine // Journal Аsiatique. T. 1, 1913.

5. Poppe N. N. Zum Feuerkultus bei den Mongolen // Asia Major. Vol. 2 Fasc. 1. Leipzig, 1925. S. 133.

6. Tucci G., Heissig W. Die Religionen der Tibets und der Mongolei. Stuttgart, 1970.

7. Wasilewski J. Space in Nomadic Cultures – a Spatial Analysis of the Mongol Yurts // Altaica Collecta. Wiesbaden, 1976.


Литература по хрестоматии

Праздники и обряды буддийских хурулов

1. Алексеев Н. А. Культ айыы – племенных божеств, покровителей якутов // Этнографический сборник. Вып. 5. Улан-Удэ,1969. С.145 – 169.

2. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – начале XX в. Новосибирск: Наука,1975.

3. Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980.

4. Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910 – 1912 гг. По поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Л., 1924, (Сб. МАЭ АН СССР. Т. IV. Вып. 2).

5. Анохин А. В. Душа и ее свойства по представлениям телеутов // Сб. МАЭ АН СССР, 1929. Т. VIII. С. 253 – 269.

6. Боло С. И. Прошлое якутов до прихода русских по преданиям Якутского округа. Вып. 4. Москва – Якутск: Кн. изд-во, 1937.

7. Вербицкий В. И. Алтайские инородцы. М., 1893.

8. Дыренкова Н. П. Материалы по шаманизму у телеутов // Сб. МАЭ АН СССР, 1949. Т. X. С. 107 – 190.

9. Исторические предания и рассказы якутов. М. – Л.: Из-во АН СССР. 1960.

10. Калачев А. Поездка к теленгитам на Алтай // Живая старина, 1896. Вып. III – IV. С. 483, 491 – 492.

11. Каруновская Л. Э. Представления алтайцев о вселенной (материалы к алтайскому шаманству) // Советская Этнография, 1935, № 4 – 5. С. 160 – 183.

12. Ксенофонтов Г. В. Хрестос. Шаманизм и христианство. Иркутск, 1929.

13. Ксенофонтов Г. В. Эллэйада. Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. М., 1977.

14. Кулаковский А. Е. Материалы для изучения верования якутов // Кулаковский А. Е. Научные труды. Якутск, 1979. С. 7 – 101.

15. Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.). Новосибирск: Наука, 1980.

16. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. Т. I – III. М.: Изд-во АН СССР, 1959.

16. Радлов В. В. Опыт словаря тюркских наречий. Т, III, ч. 1. Спб., 1905.

17. Сатлаев Ф. А. Кумандинцы. (Историко-этнографический очерк XIX -- первой четверти XX в.) Горно-Алтайское отд-ние Алтайского кн. изд-ва, 1974.

18. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. Т. 1. Спб.: изд. РГО, 1896.

19. Слепцов А. О верованиях якутов Якутской области // Изв. Вост.-Сиб. Отд-ния РГО, 1886. Т. 17. № 1 – 2.

20. Токарев С. А. Пережитки родового культа у алтайцев // Тр. Ин-та этногр. АН СССР. Нов. Сер., 1947. Т. 1. С. 139 – 158.

21. Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Т. 1. Улан-Удэ; Бурятск. Кн. изд-во, 1958.

22. Швецов С. Горный Алтай и его население. Т. 1. Кочевники Бийского уезда. Барнаул. 1900. С. 84 – 87.

23. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974.


Версии коронации Темучина с точки зрения политической логики

1. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. // М.,-- Л.,1941, Т. 1.

2. Старинное китайское сказание о Чингисхане / Пер.с кит. архимандрита Палладия // Восточный сборник. СПб., 1877. Т. 1.

3. Иакинф. История первых четырех ханов из дома Чингисова. СПб., 1829.

4. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т.1. М., -- Л., 1952.

5. История монголов. От древнейших времен до Тамер-лана // Пер. с перс. В.В.Григорьева. СПб., 1834.

6. Горлов Н. Полная история Чингис-хана. СПб., 1940.

7. (Schmidt I. J.) Geschichte der Ost-Mongolen und ihres Furxtenhauses/ Verfast von Ssanang Ssetsen Chuan Taidschi der Ordus/ St/-Petersburg - Leipzig, 1829.

8. Орловская М.Н. Об именах на =Сi/=сiп в монгольских языках // Актуальные проблемы современного монголоведения. Улан-Батор, 1987.

9. Банзаров Д. О происхождении слова "чингис" // Собр.соч., М., 1955.

10. Библиотека восточных историков, издаваемая И.Березиным. Казань 1849. Т. 1. Вып. 1.

11 . Мэн-да бэй-лу ("Полное описание монголо-татар") // Пер. с кит., введ., комм. и приложения Н.Ц.Мункуева. М., 1975.

12. Вельтман А. Маги и мидийские каганы XIII столетия. М.,1860.

13. Панкратов Б. И. Об этимологии титула "Чингис" // Страны и народы Востока. М., 1989. Вып. XXVI.