В последние несколько десятилетий в различных гуманитарных науках, во многом благодаря популярности антропологии и/или этнологии, обозначился интерес, во-первых, к бытовой, повседневной, не «высокой» культуре рядового обывателя (в безоценочном смысле этого слова), а во-вторых - к «частным случаям», т.е. не к типичным, а наоборот, скорее единичным явлениям. Несомненно, богатейший материал для исследований в этом направлении содержат частные архивы. Составление личных и семейных архивов – случай не редкий, но он все же не может считаться типичным, особенно если иметь в виду не просто хранение всех бумаг, со временем тоже образующих большой и, безусловно, интересный для исследователя набор источников, а сознательную работу с различными видами документальных свидетельств: их сортировку, описание, классификацию, составление указателей, копирование некоторых документов и т.д.
Судьба второго персонажа, находящегося в центре внимания данной статьи, Михаила Андриановича Червочкина (илл. 2) (1914-1994), в свою очередь, достаточно типична для советской эпохи. Выходец их крестьянской семьи, он, наоборот, всю жизнь трудился, причем чаще всего там, куда был «направляем» разными органами власти. Благодаря постоянному стремлению к получению образования и повышению квалификации, Червочкин, агроном по первой специальности, значительно продвинулся по служебной лестнице и уже в 1939 году (т.е. в 25 лет) был назначен инструктором политотдела по учету партийно-комсомольских документов Иркутского военно-авиационного технического училища Забайкальского военного округа, а к концу своей трудовой деятельности занимал пост начальника отдела кадров Ленинградского производственного объединения предприятий мясной промышленности им. С.М. Кирова. В то же время, ни на одном этапе своей службы или учебы он не был публичной персоной, что позволяет признать его в той же степени рядовым сотрудником партийного и советского аппарата, в какой Болотов был рядовым помещиком. Даже участие в Параде Победы, вне всякого сомнения очень почетное и значимое для самого Червочкина, не делает его исключительной исторической личностью, потому что и здесь он был «одним из многих» участников. Важно также в обоих случаях учитывать свойственное и Болотову, и Червочкину уверенное определение самого себя как частного лица и «обычного человека». Стоит также отметить, что оба составителя архива были «адекватны системе», то есть не находились, и не могли находиться в оппозиции к ней, потому что именно этот общественный строй осознавался ими как предоставивший им возможность достичь того, к чему они стремились и чего достигли: Болотову – возможность не служить и посвятить себя наукам, Червочкину – переехать в город, получить образование и т.д. Этот факт необходимо принимать во внимание, так как в некоторых случаях мотивировкой для создания частного архива становится пафос обвинения власти или сохранения того, что эта власть стремится уничтожить - сравни семейные архивы опальных дворян или, позднее, репрессированных советских граждан. В рассматриваемых примерах этот пафос отсутствует.
Безусловно, выделение нескольких основных типов стилей можно рассматривать лишь как тенденцию: иногда переходы от одного регистра к другому осуществляются слишком часто и почти незаметно, иногда встречаются фрагменты, которые трудно однозначно стилистически определить. Кроме того, у обоих авторов очень сильно выражено влияние канцелярского языка, что не удивительно, потому что им за свою жизнь пришлось написать и переписать немало официальных документов.
Адресация к потомкам – едва ли не самый устойчивый признак мемуарного жанра, характеризует и рассматриваемые тексты. Болотов несколько раз упоминает о том, что читал в кругу семьи фрагменты из записок по мере их написания, Червочкин, как уже было сказано, вообще пишет от лица внука. Но в обоих случаях эта обращенность в будущее касается всего архива. Показательно, что оба «архивиста» - люди «нового типа», нарушающие определенную семейную преемственность: Болотов воспользовался полученным дворянами правом не служить и первый в роду провел жизнь не на военной службе, и даже большей частью вообще не на службе; Червочкин, выходец из крестьянской семьи, основную часть жизни прожил в городе, имел образование и трудился на разных, иногда довольно высоких должностях. Оба они ощущали некоторую «пограничность» своего положения и возможно мыслили себя как звено, связующее навсегда ушедшее прошлое с настоящим, перетекающим в будущее. Это чувство усиливало желание сохранить, зафиксировать в различных формах свои знания, навыки, впечатления. Немаловажным представлялся им и собственный опыт, который мог оказаться потомкам не только полезным, но и в какой-то степени образцовым. Апологетический по своей природе, жанр мемуаров был здесь подкреплен разного рода материалами, свидетельствовавшими в пользу их авторов: они предстают в своих архивах как честные граждане своей страны (верноподданные), заботливые отцы семейств, хорошие друзья и т.д. (для Болотова также важно представить себя как добродетельного христианина, а для Червочкина – как настоящего коммуниста). Помимо прямых личных оценок, на этот образ работают все включенные в архив документальные свидетельства. И не случайно у обоих мемуаристов очень значительную роль играет категория удачи, которая, как известно, сопутствует смелым, а также активным, решительным, находчивым, тем, кто «идет навстречу» своей судьбе. Болотов, в соответствии своими убеждениями и верой, объясняет это божественным покровительством, которое по большей части обусловлено его личной добродетелью (пример_12а). За частыми упоминаниями о везении, как в повседневных, бытовых ситуациях, так и в случаях настоящей опасности (пример 13а, пример 11) просматривается определенная система ценностей и уверенность в том, что везет отнюдь не каждому, а только тому, кто этого заслужил. И в этом смысле собственная судьба кажется Болотову и Червочкину также поучительной и достойной описания и документального свидетельствования.
Таким образом, при рассмотрении двух частных архивов, созданных в разное время разными по социальному положению и происхождению людьми, выявляются многочисленные аналогии, которые свидетельствуют о наличии у них во многом схожей картины мира. Картина эта характеризуется прежде всего эгоцентричностью: в центре ее находится сам составитель архива – именно ему посвящены подавляющее большинство страниц мемуаров, ему же принадлежат многочисленные составляющие архив материалы. Вокруг него с разной степенью близости расположены другие люди: близкий круг (семья), более широкий (друзья), дальний (сослуживцы). Всем им «архивист» по мере возможностей уделяет внимание – полностью указывает имя, должность, стремится дать человеку насколько можно подробную характеристику, прослеживает его дальнейшую судьбу или указывает на то, что она ему неизвестна. Иногда приводятся целые списки даже самых случайных людей (пример 14а, пример 12), и если фамилия какого-то человека забылась – это обязательно оговаривается (пример 15а, пример 13). Не исключено, что создателем архива подсознательно владела утопическая идея тотальной «архивизации» всех людей, с установлением соответствующих связей между ними. В то же время, его собственная жизнь подается как некое (хотя и отнюдь не единственное) исключение, в первую очередь достойное описания, в силу сложившихся вокруг него обстоятельств, а также его собственных положительных качеств. Прослеживая эту жизнь по хронологии, отсчет которой начинается еще до рождения автора, с родословной (пример 16а, пример 14) «архивист» демонстрирует и изменения окружающей действительности – эта фиксация меняющегося мира как будто бы дает ему дополнительное право на личное жизнеописание. Наконец, немаловажным оказывается и вписанность создателя архива в исторический контекст: свидетельства рядового участника значимых для всей страны событий совершенно справедливо представляют в его глазах особую ценность как взгляд изнутри, объединяющий частное и общественное (пример 17а, пример 15). Эта картина мира и должна определять принципы публикации частного архива и работы с его материалами. Рассмотрение такого архива требует комплексного подхода, опирающегося на личность составителя и его мировоззрение, так как оно служит связующим звеном между разными и, на первый взгляд, не имеющими между собой ничего общего, сферами деятельности «архивиста», и объясняет их взаимное притяжение. При полной публикации такого архива степень подробности комментария должна корректироваться в зависимости от внимания автора к тому или иному явлению. Более того, публикатор, пользуясь доступными ему материалами и техническими средствами, может дополнить имеющийся в его распоряжении архив, восстановив пропущенные имена, даты, проследив судьбы упомянутых в нем людей. В то же время, исследователю необходимо учитывать личностную доминанту архива и возможные, вольные или невольные, искажения фактов, происходящие под ее влиянием. Выявление этих искажений - также необходимая часть работы. Представляется, что именно такой подход, во многом определенный замыслом создателя, архива будет наиболее адекватен материалу.