Л. 7
2. Село Катаево - Родина деда и другие села Малетинского района Читинской области, расположенные вдоль берегов реки Хилок
Село Катаево расположено в 80 км. от Забайкальской железной дороги (ст. Петровский Завод)
Название села видимо произошло от его расположения, центральная улица села имеет небольшой скат вниз к реке Хилок от въезда в село или же от фамилии первожителя, вероятно ссыльного Катаева. Село расположено между двух гор (слева и справа).
В 1920-30х годах в селе было примерно 250-300 дворов с населением 750-800 человек. (см. Приложение № 1(илл. 3))
Население многих забайкальских сел состояло из:
-добровольно приехавших из центральных губерний России в забайкальские места, искавших лучшей свободной жизни на необжитых, богатых лесами, дикими зверями, рыбой и дичью землях;
-политических ссыльных направляемых на вечное поселение в отдаленные от культурных центров царской России;
-лиц, строителей Великого железнодорожного сибирского пути;
-староверов, сосланных в Забайкалье и другие районы Сибири, не согласных с новой христианской верой;
-других, осужденных за грабеж, воровство, разбой убийство в других губерниях царской России;
-участников <восстания > на Сенатской площади в Петербурге вместе с семьями;
-профессиональных революционеров - большевиков борющихся за свержение ненавистного народу царизма и капитализма;
Разнообразие фамилий жителей забайкальских сел свидетельствует о том, что они
Л. 8
переселены из разных мест России.
Например а) в селе Катаево проживали жители по фамилиям: Араповы, Базыкины, Белозеровы, Воронцовы, Еберзины, Еприцкие, Заячниковы, Кандаковы, Капустины, Корниловы, Крыловы, Ленковы, Мучкины, Монастыршины, Соловьевы, Сосновские, Червочкины, Шапутистовы, Штыкины и др.
Вставка на обороте Л. 8
б) в селе Орсук - Непомнящие, Сосновские и др.
в) в селе Алентуй - Степановы и др.
в) в селе Малета - Истомины, Марковы, Заморозовы, Манаковы, Одины, Живодеровы, Куриловы, Таюрские, Фомины и др.
г) в селе Новоникольск - Кауровы, Корнаковы, Крупенины, Поповы, Свинкины, Шергины Грифы, Толстихины
д) в селе Сохотой - Черняевы, Мисаиловы
е) в селе ст. Зардома - Оноховы, Шиверины и др.
ж) в с. Малый Куналей - Сидоровы, Осколковы
з) в с. Буй - Вахмянины
и) в с. Узкий луг - Паньковы, Крыловы, Зоркальцевы и др.
Продолжение Л. 8
Села (деревни), как правило располагались по линии железной дороги или по берегам рек Забайкалья.
В бывшем Малетинском районе села (деревни) расположены по обе стороны реки Хилок на расстоянии 100 - 130 км. (см. Приложение №2 (илл. 4))
В селе Катаево был небольшой домик моей пробабушки Акулины Григорьевны Червочкиной, где родился мой дед. (Дом в 1930х годах разобран и был перевезен за реку Хилок, а усадьба распахана.)
Рисунок дома, внутренний план и план усадьбы - (см. Приложение № 3, (илл. 5), Приложение № 4,( илл. 6), Приложение № 5, (илл. 7))
В село Катаево в 1930х годах переселилось несколько десятков семей из Воронежской и других областей РСФСР в связи с неурожаем, голодом в ранее проживаемых ими местах, а также ряд жителей переселилась в близлежащие города: Улан-Удэ, Петровский Завод, Читу и др. места.
А часть жителей села переселилась на Бомы, ранее это место жительства бурят. Бомы расположены в 2-3х км. от с. Катаево на тракте, соединяющем г.Петровск. Завод с другими селами, расположенными по течению реки Хилок, а такие села как Катаево, Кандабаево и Орсук остались в стороне от этого тракта.
Л. 9
3 Природа, которая окружала село Катаево, да и не только село Катаево, а также и близлежащие села:
Леса были в основном сплошными. Росли в горах и падях сосны, лиственницы, <осины>,а на более ровных местах березы, ели, пихта, а подальше от сел - в хребтах, кедр. По берегам рек и речушек росли ивы, красная смородина <голубица>, На островах вдоль Хилок много росло черемухи, боярышника, облепихи.
Кроме этих ягод было много земляники, брусники морошки, костяники, обычно в местах, где выгорал лес после пожаров.
Травы для сенокосов использовались на ровных участках вдоль речушек (одна из таких речушек имела название - Маргентуй), а также косили сено в лесах, где позволяла местность.
Дикие травы, такие как: черемша (дикий чеснок), произрастали на низких лугах, а мангир - (дикий лук), богородская трава, с приятным запахом и дикая мята, собирались для выпаривания глиняной посуды, они произрастали на голых, безлесных горах.
Для наших мест характерным было множество разнообразных цветов, часто имеющих специфический приятный запах. На более низких местах росли: "ландыши белые и розовые", "кукушкин чай", "башмачки" - "жаркие цветы",
На более сухих местах: маки красные, лилии, лютики степные, саранки, а как сходил снег - подснежники.
В лесах росли грибы: волнушки, грузди белые, маслята и др. В реке Хилок, в заливах, образующихся от повышения уровня Хилка от дождей и в озерах водились рыбы: чебак, окунь, щука, ленок, хариус, красноперка, сарожина, таймень, налим, гольян, карась и др.
Вдоль крутых берегов реки Хилок было много песку, который привозили в дома, прожигали и использовали для покрытия вымытых некрашеных полов в избах, чтобы меньше грязнились полы.
В оврагах брали хорошую глину для изготовления глиняной посуды и кирпичей, а также краску (охру), которую подвергали обжигу, затем смешивали с олифой и красили деревянные полы и мебель.
Л. 10
В ближайших местах от с. Катаево находилось много графита, а также встречалась серебряная руда в горах.
В единственном колодце в селе, выкопанном прадедом (не родным дедом моего деда) - Еберзеным Романом Ильичем и его соседом Ленковым Данилом - был глубоким - 18-20 метров глубины, а вода из колодца пахла порохом и не была пригодна для питья людей. Эту воду использовали только для питья животных и поливки огородных овощей.
Пахотные земли располагались на равнинах, в падях, пригорках и невысоких горах, как правило эти земли были огорожены легкими заборами от выгонов, где пасся скот.
Климат в наших местах был резко континентальный, зима была холодной до 40°мороза и снежной, весна дружной в марте и апреле быстро таял снег, бежали ручьи и ручейки. Лето было жаркое (до 30°тепла в июне-июле месяце) Осень была прохладной, но сухой, не дождливой.
Солнце светило ярко. Ярко во все времена года. Солнечных дней в Забайкалье было до 300-320, как в Киеве, на Украине.
Животный мир. В лесах водились: Медведи, волки, лисы, лоси, кабаны, косули, кабарга, барсуки, зайцы (ушканы), белки (в кедровых лесах), бурундуки. В степях - суслики (пищухи), мыши.
Домашние животные: лошади, коровы, овцы, свиньи, кролики козы, собаки, кошки.
Птицы домашние: куры, гуси, утки, редко индюки.
Дикие птицы живущие в лесах, озерах и вблизи людей: глухари, утки, гуси, лебеди голуби, галки, вороны, ястребы, воробьи, снегири, ласточки, стрижи, канарейки, клепики, куропатки скворцы, синицы, дятлы, рябчики.
Л. 11
4. Основные занятия крестьян в нашем районе.
В дореволюционное время и первые (20е) годы становления советской власти ведение крестьянского хозяйства было натуральным, в большом количестве произведенные продукты питания и одежда использовались в своих хозяйствах и мало что продавалось в городах на деньги.
Основным занятием крестьян было хлебопашество. А подсобными занятиями было животноводство, другие промыслы и другие домашние работы по переработке сырья и материалов, создаваемых в крестьянских хозяйствах.
К весенним полевым работам крестьяне готовились заранее. Еще с осени они уже имели отборные семена злаковых культур. Летом были выпаханы пары и осенью зябь. Весной, как правило в конце апреля, в начале мая крестьяне выезжают на пашню полей. Пахали плугами с металлическими лемехами, а отвалы у плугов были деревянными. Запрягали в плуг две лошади, однако еще у многих было по одной лошади, и они пахали поля сохой, запрягая одну лошадь в соху с деревянными оглоблями.
После того как поле было вспахано, производили посев зерна, семян, др. культур, вручную. На шею крестьянин одевал лукошко, сплетенное из бересты, насыпал туда зерно и равномерно разбрасывал зерно по вспаханному полю, затем производилось боронование. Бороны были с металлическими зубьями или даже с деревянными зубьями. Так заделывались зерна в почву на определенную глубину.
В нашем селе сеяли такие культуры: яровая рожь, занимала большую часть полей, очень мало озимой ржи, затем пшеницу, ячмень, овес, гречиху, коноплю, просо, горчицу и лен (мало сеяли).
На огородах в деревне выращивали различные овощи: картофель, капусту, морковь, свеклу, брюкву, горох, помидоры огурцы, чеснок, редьку, репу, лук репчатый и лук батун, перец красный стручковый. Из технических культур выращивали табак (особо турецкий). - Выращиванием овощей как правило занимались женщины и дети.
Земля для овощей как правило удобрялась конским и коровьим навозом, а также пометом от кур. Земля для посадки картофеля готовилась путем вспашки плугом, в гребни от борозд садились (втыкались) картофелины, больше садили желтый картофель и меньше малиновый.
Л. 12
Кроме картофеля, все другие овощи садились (сеялись) в заранее подготовленные лопатами грядки шириной примерно в 1-1,2 метра и разной длины, для удобства поливать овощи лейкой. При поливке и прополке ходили по бороздам между грядками.
Большое значение для выращивания овощей и других полевых культур имела своевременная прополка сорняков. Основными сорняками в нашей местности были: лебеда, повилица, пырей, крапива и другие мелкие сорняки. Прополку и окучивание овощей проводили в летние месяцы и не один, а раза два-три, прополку делали вручную, применяя тяпки, а в большинстве случаев просто голыми руками. - Эта работа была трудоемкой изнурительной.
Поливка овощей также занимала много хлопот т.к. воду приходилось носить на коромыслах на большие расстояния от речки. Подмогу в этом деле оказывали непродолжительные грозовые дожди, дождевые тучи как правило сопровождались громом, т.к. местность была гористая.
В летнее время мужчины села занимались пахотой паров, а также сенокошением вместе с женами и детьми.
Косили траву косами вручную, просушивали в валках, а затем сгребали граблями и копнили в копны, после копнения сено метали в зароды, копны свозили на лошадях и вилами делали зароды Когда зарод становился высоким, один приемщик забирался на вверх зарода, а другие подавали ему сено с земли вилами. После укладки сена в зароды (размеры зародов были разные, примерно: длина 25-30 метров, ширина 10-12 метр. и высота 15-20 метр.). На верх зарода набрасывали связанные длинные ветви ивы или молодой березы, чтобы ветер не развеял сено.
После всего зароды, а их могло быть 2,3 и 4 у разных хозяев, огораживали забором (поскотиной), кольями и жердями, чтобы скот осенью и летом не мог поесть это сено.
Л. 13
Летом для подкормки скота ездили в лес и луга за травой на телегах с косами.
Кроме того, летом заготовляли березовые веники для парки тела в банях зимой. Эти веники завязывали прутьями по парам, вешали на чердаки, и они там сохранялись до самой весны с зелеными листиками. Когда ходили в баню, то обязательно брали веник и парились.
В летнее время мужчины занимались строительством домов, бань, свинарников, пилили тес вручную специальной пилой. Бревно для распиловки закатывали на высокие козла, предварительно обтесав его с двух сторон, чтобы оно хорошо лежало на козлах. Один мужчина становился наверх козлов: берется обеими руками за ручку пилы, а второй мужчина внизу также берется двумя руками за ручку пилы и так пилят тес определенной толщины для покрытия домов и других построек, а также для изготовления деревянной посуды и разных приспособлений домашнего обихода: лавок, скамеек, стульев, столов и прочих.
Для покрытия домов и сараев также летом изготовляли дранье. Драли ствол сосны металлическими крючьями (см. Приложение № 6, стр. 1, рис.№2 (илл. 8)).
Гнули из березы дуги, полозья для саней, (см. Приложение № 6, стр. 1, рис.№1 (илл. 8)), делали колеса для телег. (Этим ремеслом занимались не все крестьяне, а только мастера).
Были и бондари которые делали: кадушки, бочки, квашни, логушки, шайки, лохани, корыта, туески, бадьи, ведра деревянные, коромысла, разные черешки для инвентаря и пр. предметы домашнего обихода.
Были шорники - они шили сбрую для упряжки лошадей: хомуты, чересседельники, уздечки, шлеи, супони, гужи, седла и другую сбрую, использовали для изготовления сбруи кожу, крепкое дерево, войлок волосяной, дратвы и крепкие нитки.
Шлеи и уздечки, как правило украшались металлическими бляхами, чаще всего из меди и латуни для украшения. Эти бляхи чистились и блестели на солнце.
Л. 14
Были и сапожники, которые шили мужские сапоги, женские ботинки, с высокими голяшками. Сапожники шили также ичиги, с высокой голяшкой из тонкой кожи, а подошвы на ичигах, как правило, делались из толстой коровьей кожи или лосины.
Для сапог и ботинок использовалась хорошо обработанная кожа, так называемая юфть и шагрень. Шили моршни с твердым задником.
Были и скорняжники, которые шили из овчин овец шубы, а из шкур козлов и диких косуль - дохи с шерстью вверху. Они же шили шапки из шкур зайцев, белок, лапок собак, овечьих шкур.
Умелые крестьянки - труженицы шили зипуны из сотканной шерстяной материи, заранее свалянной. Из овечьей шерсти катали войлоки, валенки.
Из шерсти вязали чулки, варежки, шили рукавицы из овечьих овчин и из шкур др. домашних животных.
Занимались всем вышеперечисленным в свободное от полевых работ время в течение всего года.
Когда наступала осенняя страда, шла уборка созревшего урожая в первую очередь на полях, по мере созревания злаковых культур.
Первым всегда созревал ячмень, его сеялось немного, старались убрать его первым, особенно в тех бедняцких хозяйствах, у которых запасы муки истекли к сентябрю месяцу. Ячмень молотили, мололи и пекли хлеб. Хлеб из ячменя был черствым, только когда его только испекут еще мягкий, а потом быстро черствел.
Жатва яровой и озимой ржи, пшеницы, ячменя проводилась серпами, вручную. Это был самый тяжелый крестьянский труд. Целый день внаклонку, не разгибаясь, жали хлеба, потери зерна при этой уборке были самыми минимальными. Сжатый хлеб завязывали в снопы, для вязания снопов использовался тот же сжатый хлеб, небольшое количество соломы с колосьями свертывалось и получалась завязка для снопа. Связанные снопы лежали на жниве (на земле), а под вечер, когда собирались уходить домой в деревню, снопы ставились в суслоны. Рядами в каждый суслон ставили 10 снопов, из них 4 снопа в середину, а по три снопа с боков, получалось 10 снопов. Так стояли суслоны на полях до тех
Л. 15
Пор, пока не сожнут все поле. После чего, обычно в сентябре месяце, снопы в суслонах складывают на специальные телеги - дроги, сверху закрепляя быстряком (длинной палкой, чтобы не развалились с дрог при перевозке на гумна в усадьбы, где снопа укладывали в скирды, зимой молотили цепами вручную на ладонях (участках земли, залитых водой для образования ледяного покрова). Молотили, как правило, четыре или три человека.
Такие культуры как овес и гречиху косили косами с грабками, прикрепленными на косы.
Спелый овес, который предназначался для семян на будущий урожай или скармливания лошадям, вязался в снопы как рожь и пшеница, а овес зеленый, предназначенный на корм лошадей, в снопы не вязали, а сгребали в валки и свозили на телегах - дрожках на гумна или сараи, где хранили вместе с сеном. Гречку, скошенную косой, сгребали граблями в кучки и также вилами укладывали в телеги - дрожки и увозили для обмолота на гумна в деревню.
Просо и горчицу также убирали с полей или серпами или косами и свозили на гумна как гречиху, а зимой производили их обмолот.
Коноплю и лен выдергивали из земли вручную. При этом женскую особь конопли отделяли от мужской особи - поскони. Связывали ту и другую особь в небольшие снопики. Женскую особь сначала увозили для обмолота на гумна в деревню, а мужскую особь - посконь сразу в снопиках замачивали в лужах, болотах, небольших озерах, примерно на 3-4 недели, также поступали и женской особью конопли после ее обмолота. Вымоченные снопы конопли после просушки мяли на специальных мялках, отделяя волокно от костры, волокно конопли женской (более грубое), а мужской (поскони) - более мягкое чесали на специальных гребнях и в дальнейшем использовали для изготовления ниток, а так же примерно поступали и со льном, после его обмолота тоже расстилали на мокрые места, очищали от костры и чесали на гребнях.
Л. 16
Окончив в основном с уборкой полевых культур, крестьяне (особенно женщины и дети) производят уборку выращенных на огородах овощей. До появления заморозков убирают такие овощи как: огурцы, горох, помидоры, собираются листья табака и вдеваются на крепкие веревочки для провяливания, обычно растягивают табачные листья над крышами домов с не особо солнечной стороны. Помидоры, как правило, не успевают краснеть, собираются зелеными и размещенные на подоконниках внутри избы постепенно краснеют.
Собранные огурцы, как правило, засаливают в деревянных кадушках.
Потом выкапывают морковь, свеклу, редьку, брюкву репу, лук репчатый и чеснок, собирают красный перец, а лук батун остается в корнях зимовать в грядках.
После заморозков, когда еще земля не замерзла, копают штыковыми лопатами картофель. Рассыпают картофель на земле в огороде для просушки, копают обычно в ясные солнечные дни, а затем чистенькую картофель от земли сносят корзинами в подполье, засыпают осторожно в подготовленные засеки.
Также поступают с выкопанными корнями моркови, свеклы, редьки, репы - их хранят в подполье вместе с картофелью в отдельном засеке, часто засыпая их песком.
Собранную брюкву парят в русской печи, после чего она становится сладкой, напоминающую чем-то твердое повидло. Такие паренки хранят на чердаке, они там замерзают, а зимой их едят, нарезая кусочками как повидло.
Репчатый лук хранят, сплетая его косами и располагая на стенах или полках внутри жилого помещения. Чеснок и перец красный высевался в небольших количествах и хранился также в сухом жилом помещении в банках или чашках.
Капуста убиралась уже при заморозках, срубалась, затем крошилась на специальных приспособлениях, засаливалась в бочки с добавлением кружочков моркови и брусники. И хранилась в прохладных местах.
Л. 17
Мужчины, закончив в основном полевые и огородные работы, направлялись на отходные промыслы за добычей кедровых орех.
Расстояние от хребтов, где был кедрач, от с. Катаево приблизительно 40 - 50 км. по горам. Уезжали на добычу орех на лошадях по узким тропам в седлах, забирали с собой необходимое продовольствие. Прибыв на место добычи орех, делали большого размера деревянные молоты (размер молота примерно был таков - высота черня молота выше человеческого роста на 20-30 см. Сам молот - чурка, обрезанная, круглая диаметром 35-45 см. и длиной в 50-60 см.
Такими молотами ударяли по кедрам, и от вибрации шишки с орехами отрывались и падали на землю. Шишки собирали в мешки и вывозили к месту хранения, к специально срубленным срубам - (сайбам). Сайбы строили из бревен без дверей и окон, а сверху закрывали бревнами и скрепляли металлическими скобами, чтобы не могли зимой разломать их медведи.
Так хранились орехи в шишках, сложенных в сайбах до зимы. Когда замерзали реки, тогда приезжали крестьяне к своим сайбам, молотили и чистые орехи ссыпали в мешки и на санях увозили в деревню.
Вслед за окончанием добычи орех крестьяне - охотники, взяв малокалиберные ружья и припасы (дробь, порох, свинец) и белковых собак, одевшись в легкую и теплую одежду (как правило зипуны, шапки и обязательно ичиги со стелькой из сухого сена), в шерстяных чулках уходили белковать в кедровые леса. Собака, загнав белку на кедр, лаяла, поджидая охотника (своего хозяина). Охотники были хорошими стрелками - дробинкой попадали в голову белки, чтобы не испортить шкурку белки. Белка, упав на землю с кедра под-
Л. 18
биралась собакой и приносилась охотнику. Охотник умело обдирал белку, не портя шкурку, а мясо белки отдавал собаке для еды.
Так некоторые умелые охотники за один сезон (дней за 15-20) убивали по 600-800 белок.
Высушенные шкурки белок охотники сдавали в пункты Союзпушнины, расположенные в селах, за определенную установленную цену. Одновременно приобретая в пунктах Союзпушнины такие необходимые товары, как кожу, дробь, порох, пистоны, свинец, олово, продукты питания, сахар, чай и мануфактуру.
По существу осуществлялся товарообмен, не требующий много денег.
Поздней осенью и зимой крестьяне в деревне занимались такими работами, как обмолотом хлеба и других культур. Большинство крестьян молотили хлеб вручную цепами, и только немногие зажиточные крестьяне имели конные молотилки.
После обмолота хлеб веяли на ветру, деревянными лопатами подбрасывая зерна вверх, более тяжелые зерна падали в одно место, а легкие относились ветром в другое место. Мякина относилась ветром дальше зерна. Мякина собиралась в отдельные кучки и складывалась для хранения, ею зимой и ранней осенью кормили скот. Обмолоченная солома также складывалась отдельно и употреблялась на подстилки скоту в сараях и для кормления скота.
Зерно сортировалось по качеству, ссыпалось в мешки и засыпалось в закрома в амбарах или кладовках. Особо сохранялось зерно для посева. Позднее, в 30е годы, для сортировки зерна начали применять триера.
Для обеспечения кормления животных крестьяне ездили на санях по сено, которое брали из зародов, оставленных на сенокосных местах летом.
Заготавливали дрова на весь год. Привозили чаще сушняк, сосновые бревна с обрубленными сучьями, а также смоляные дрова, чаще корневища. Дрова пилили ручными пилами вдвоем. Кололи и колотые дрова складывали в поленницы. Летом дрова высыхали и хорошо горели в печах,
Л. 19
а смолье рубили топорами и сжигали в очагах, в русских печах для освещения комнаты в длинные зимние вечера. Заготовляли строевой лес и вывозили его в деревни для различных построек. В зимнее время не было сезонного большого труда. Правда женщины зимой непрерывно занимались такими работами, как вязание чулок, варежек, скатертей из шерсти, пряли и ткали, валяли войлоки, валенки щелкали кедровые орехи, добывали кедровое масло и масло из зерен конопли, выделка шкур.
Кормили скот, убирали навоз из стаек скота, часто этим занимались и дети.
Топили печи и очаги, готовили пищу, пекли хлеба.
Поздней осенью, а так же ранней весной крестьяне ездили на водяную мельницу, расположенную километров 5-6 от села на реке Маргентуй.
Помол зерна производился до тех пор, пока не замерзнет река или освободится от льда весной.
За помол мельнику платили мукой или иногда деньгами.
Таким образом, дед рассказал мне об основных занятиях сельских крестьян в 20-е годы.