Сосуд как модель мира в традиционных культурах
Удвоение символа
|
Богиня Иштар с
сосудом Параллельно существованию космологического образа сосуда-женщины происходит удвоение идеи организованного космоса - отделение сосуда - вместилища-чрева- дающего жизнь от образа богини-матери, наделенной аналогичными функциями. Скульптура Иштар. В руках у богини сосуд, из которого изливалась реальная вода, имеющая многочисленные варианты символических значений. Сосуд как атрибут в руках у божества становится потенциальным даром божеству. Устойчивый мотив женщина-сосуд (вариант женщина - колодец) становится основой для дальнейших метафорических построений в художественной культуре вплоть до наших дней. |
Вторичный миф - метафора сосуда
Сосуд как условие (поле) проведения космогонии сохраняется в контексте вторичной мифологии, где становится изобразительной метафорой . Яшода, жена пастуха Нанды, у которых воспитывался Кришна, всбивает в горшке масло - традиционное космогоническое пахтание мирового океана. Ребенок Кришна становится участником создания космоса - крадет конечный продукт пахтания - масло. На миниатюре мультиплицируется следующее действие космогенеза - разрушение (пралая) - убегающее молоко из горшка, стоящего на очаге на кухне. |