ГЛОССАРИЙ
Сосуд как модель мира в традиционных культурах
АДАМ - первый человек в библейской традиции. Адам создан из праха (земли) - "И создал бог Яхве человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни...". Связь с землей подчеркивается именем Адам (евр. adamah означает "земля"; сравни лат. homo "человек" и humus "земля"). В средневековых мистических учениях разработана концепция взаимосвязи "адамова тела" с макрокосмом.
АМБРОЗИЯ - [др.гр.ambrosia - "бессмертное"] пища и благовонные притирания богов, дающие им бессмертие и вечную юность. Ту же функцию выполняет нектар, божественный напиток. Ср. АМРИТА.
АМРИТА - напиток бессмертия, добытый богами и асурами при пахтании изначального океана вслед за возникшей оттуда ЛАКШМИ.
АНАХИТ - древняя армянская богиня-мать, богиня плодородия и любви, супруга бога Арамазда. Персонаж испытал влияние образа иранской богини воды и плодородия Ардвисуры Анахиты.
АННА ПЕРЕННА - богиня нового года в римской мифологии. Так как до 46 г. до н.э. он наступал в Риме в марте, может считаться одновременно и богиней весны и вместе с АННОНОЙ составлять полярную пару в сезонном ритме. См.: АННАПУРНА; АННОНА.
АННАПУРНА
- имя-эпитет индуистской богини Дурги (Деви,
Кали, Парвати и т.д.). Буквально - "Исполненная
пищи". В этой ипостаси богиня почитается как
подательница пропитания, что позволяет наряду с
другими признаками возводить ее образ к
древнейшему культу матери-земли.
Предлагаемое Дж.Доусоном (Dowson
J.A Classical Dictionary of Hindu Mythology and Religion, 9th ed., L., 1957, p. 17) родство имен индийской богини,
одной из ипостасей Деви, и латинской богини
весны, нового года и вечного обновления может
показаться натяжкой, порожденной излишним
увлечением компаративных индоевропейских
исследований. Действительно, созвучие имен
Аннапурна и Анна Перенна не означает их
этимологического родства: имя римской богини
происходит от слов annus "год", и perennis,
"вечный, непрерывно длящийся". Однако, по
одной из версий, Анна Перенна
считалась старухой, кормившей пирогами
удалявшихся на священную гору плебеев (Мифы народов мира, т. 1, М., 1991, с.
83). У этой весенней
богини был антипод - "осенняя" богиня урожая
Аннона - подательница пищи. В нарицательной
форме annona значит "годовой урожай",
"съестные припасы", а также
"дороговизна"; глагол annono -
"снабжать продовольствием". Если же
вспомнить встречающуюся в упанишадах формулу
"год - это пища", то нетрудно представить, что
время в архаическом обществе измерялось
различными материально ощутимыми образами -
движением светил, сменой тепла и холода,
прибыванием и убыванием пищи - в том числе.
Полнота времени и полнота закромов были знаком
нормального, благого бытия, о чем всячески
заботились. Так у латинского года оказывались
две хранительницы пищи - весенняя и осенняя, в
начале и конце сельскохозяйственного цикла (и,
возможно, близко к датам соответствующих
равноденствий), и тогда можно предположить,
что annus и annona, Annapurna и Anna
Perenna действительно связаны между собой давно
забытыми связями.
Там, где керамическое производство еще сохраняет
свои архаические черты, в этом сезонном ритме
участвует и сосуд. Е.М.Пещерева указывает на
соблюдение его, в частности, мастерицами Средней
Азии - заготовка глины, кизячных лепешек для
обжига и просушка необожженных сосудов
происходит в течение лета, обжиг - в
сентябре-октябре (в зависимости от местных
условий), причем для себя ежегодно изготавливают
10-12 сосудов (Пещерева
Е.М. Гончарное производство Средней Азии // Труды
института этнографии, новая серия. Т. XLII, М.-Л., 1959.,
с. 21). Таким образом,
продукты нового урожая помещались в новые
сосуды.
АННОНА - богиня урожая в древнем Риме. См.: АННАПУРНА.
АСУРА - букв. "обладающий асу (жизненной силой)" - класс хтонических божеств в индуистской мифологии. Космологические противники богов (ДЭВА, сура).
АТХАРВАВЕДА - одна из четырех самхит(собраний священных текстов Вед: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхававеда). Ее создание традиция приписывает роду мудрецов-риши Атхарванов. А. включается в ведийский канон позднее остальных трех самхит, но большая часть ее текстов содержит доведийские представления.
АФРОДИТА - богиня любви и красоты в древнегреческой мифологии. Родилась из морской пены - пролитого семени бога неба Урана. См. ЛАКШМИ.
БОГИНЯ-МАТЬ - главное женское божество в большинстве мифологий мира. Как правило, соотносится с землей и - более широко - с женским творческим началом в природе. Самые ранние свидетельства культа - статуэтки женщин с подчеркнутыми половыми признаками, появившиеся во время верхнего палеолита и получившие особенное развитие в древнеземледельческих культурах.
Основная характеристика Богини-матери, определяющая ее место в мифологической модели мира, - созидательная функция. Она выражается в нескольких аспектах. Во-первых, она участвует в творении мира (в этом качестве она обычно идентифицируется с землей). Во-вторых, Богиня-мать участвует в создании населяющих вселенную существ: богов, людей, животных, чудищ и т.д. Третий аспект созидательной функции Богини-матери - покровительство плодородию почвы, скота, людей, а в связи с этим и сексуальной активности как источнику плодовитости.
Важной характеристикой Богини-матери является ее амбивалентность - связь одновременно с хаосом и космосом, что делает ее одновременно враждебной и дружественной по отношению к упорядоченному структурированному микро- и макрокосмам. Это создает в организованных по принципу оппозиций структурах средний (нейтрализующий) элемент, который является условием целостности и упорядоченности.
В ряде традиций наблюдается подчеркнутое отношение к активной созидательной функции женского начала, в частности, в индийской мифологии культ шакти.
(Рабинович Е.Г. Богиня-мать // Мифы народов мира, т.I , М.,1980, с. 179-180.)
ВОДА - одна из фундаментальных стихий и одновременно первоэлементов мироздания, все объемлющая и все пропитывающая влага, образ изначальной водной бездны и очищающей от скверны воды небесной. Амбивалентность воды выражается в ее связи с мужским и женским началами и соответственно связанными с ними божествами, с началом творения и гибельным мировым потопом, способностью быть символом Хаоса и Истины, Сути. См. ОКЕАН, ХАОС, НЕБО, ТВОРЕНИЕ, КОСМОГОНИЯ.
(ЛИТЕРАТУРА: Мифы народов мира, т. 1, с. 240.)
ВИШНУ - один из богов индуистской триады (Брахма-Шива-Вишну). Почитается также в виде своих "аватар"(воплощений, букв."нисхождений"), каковых насчитывется десять. Из них наиболее популярны в позднее время Кришна и Рама, образы т.н."культурного героя", но в космогонических сюжетах участвуют Вишну-вепрь Вараха, поднявший землю со дна океана, а также Вишну-черепаха Курма, послуживший опорой горы Мандара при пахтании молочного океана.
ГЛИНА -
"измельченная горная порода, часто на
поверхности земли, при соединении с водой
превращающаяся в тестообразную вязкую
темножелтую массу, служащуюю материалом для
гончарных изделий, строительных и скульптурных
работ". (Цитата в
словаре П.Я.Черных: Историко-этимологический
словарь современного русского языка. М., 1994, т.1,
с.190). Общеславянское
*glina; инд.-евр. база - *glei- и пр.(корень *gel-) / (Там же, с. 191). Вместе с тем древнерусское слово зьдъ
(о.-с. - *zьdъ: *zidъ) означало "глина, здание,
постройка". О.-с. корень *zьd-: *zidиз
индоевропейского *g'heidh-, *dheig'h - "делать, лепить
из глины".
Отсюда - старшее значение др.-рус. зьдание -
"Божье творение", "создание", "плод
творчества" (Там же,
с.321).
Связь этих значений с актом первотворения обнаруживается, таким образом, и на этимологическом уровне.
Санскрит позволяет усмотреть
и другие смыслы в этимологии слова. "Глина"
передается здесь словами mr[i]ttika, mr[i]d,
родственными существительным mr[i]tyu
("смерть "), mr[i]tsna ("прах, пыль,
порошок") и глагольным формам mar- в двух
значениях - "умирать, погибать" и
"разламывать, разбивать" и mard
"раздавливать, давить, убивать". (См.: КочергинаВ.А.
Санскритско-русский словарь: Около 28000 слов / Под
ред. В.И.Кальянова. М.,1978, с. 498, 519-520.) "Мриттика" или "зид" - это
прах, из которого вновь соЗИДается мир - мир
керамики, символизирующий мироздание.
Традиционное общество, как правило, относится к
глине как сакральной субстанции - "чистому"
веществу, что выражается, например, в обычае
памирских горшечниц не мыть рук перед едой во
время работы с глиной (Cм.:
Пещерева Е.М. Гончарное производство Средней
Азии. Часть первая. Женское гончарное
производство // Труды института этнографии АН
СССР, новая серия, том XLII, М.-Л., 1959, с.17-30). Индийский трактат для скульпторов
"Вастусутропанишат" указывает, что в то
время как для работы с камнем требуется
специальная разметка (имеющая и освящаяющее
значение), при изготовлении "критья-рупа"
(глиняных изображений) такая разметка не нужна. (См.: Vastusutra Upanisad. The Essence of Form in
Sacred Art. Sanskrit Text, English Traslation and Notes. [By Alice Boner, Sadasiva Rath
Sarma, Bettina Baumer]. Delhi-Varanasi-Patna-Madras. 1982,1986. Prapathaka 2, sutra 5). Существенно также название
"критья" для глиняной скульптуры. Значения
этого слова:
1) который должен быть сделан
2) достаточный
3) правильный; а также: дело, замысел, намерение (от
глагольного корня kar- "делать,
изготавливать"). Возможно, что глиняный эскиз -
"замысел" - предшествовал работе каменщика
(но ср.! - "крита-юга" - эра Творения
("золотой век"), время изначального,
"праведного" бытия).
ГОНЧАРНЫЙ КРУГ - устройство, обеспечивающее вращение глины, что позволяет производить центрированную формовку сосуда. Различаются гончарный круг быстрого вращения (с приводом) и круг медленного вращения, которому предшествовали различные типы поворотных подставок. Мифологема гончарного ремесла как космогонического действия связана с гончарным кругом быстрого вращения.
В египетской мифологии бог плодородия Хнум создает из глины на гончарном круге человека, в более позднем варианте - весь мир.
ГОРА - см. МИРОВАЯ ОСЬ. В мифе о пахтании первоокеана гора Мандара используется в качестве мутовки, приводимой в движение обвивающим ее телом космического змея Шеши (Васуки, Ананты), которого тянут за хвост и голову боги и асуры.
ГОРН -- кузнечный очаг для разогревания металла; печь для переплавки металлов или обжига керамических изделий. Ср. болг . гърне - "горшок"; с.-хорв. "грно" - горячие уголья, покрытые золой в кузнице"; грнац - "горшок"; чеш. hrnec - "горшок", "кринка"; польск.garnek - "горшок". Др.-русск. (с XI в.) гърнъ - "горн", "горнило"; гърнило - "горнило"; гърньць - "горшок". Ст.-сл. - *грънъ - горн. О.-сл. *gъrnъ - "хранилище огня","жаровня". Корень *gъr-, тот же, что и в о.-с. *goreti, но на иной ступени вокализма.
ГОРШОК -- "округлый, обычно глиняный сосуд с широким отверстием и выпуклыми боками, суживающийся книзу, служащий для варки и хранения пищи". Др.-русская форма *гършькъ, *гършьчьник встречаются в рукописях с XV в. Форма *гърщькъ восходит к *гърсtjьkъ от обще-славянского *гърсtь. Старейшее значение -- "пригоршня", "ладони, сложенные наподобие сосуда". См. горсть, горн, гончар. (Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1994, т. I, с. 208).
"ДИОГЕН В БОЧКЕ" - образ сосуда, наполненного "истиной". Диоген Синопский (ок. 412 - 323 до н.э.) - философ-киник из Коринфа, ученик Антисфена. Известен отрицанием культуры и социальных условностей. Будучи знатного рода, вел бродячий образ жизни, ночуя в большом хозяйственном сосуде - пифосе (сохранилось выражение "Диоген в бочке"), называл себя "космополитом" - гражданином мира - и проповедовал изменение принципов воспитания на основе нетребовательности и простоты жизни.
ДРЕВО МИРОВОЕ - образ, воплощающий универсальную концепцию мира. Образ мирового древа играл организующую роль по отношению к конкретным мифологическим системам, определяя их внутреннюю структуру и все их основные параметры. В процессе космогонии, где создание мира рассматривается как результат последовательного введения основных бинарных семантических оппозиций (небо-земля и т.п.) и градуальных серий типа растения -> животные--люди и т.п., установление космической опоры в виде Древа мирового или его эквивалентов служит основой космологической структуры. При членении Древа мирового по вертикали выделяются три уровня, соотносимые с небом (крона), земным уровнем (ствол), и нижним уровнем (корни). Каждый уровень характеризуется своим классом живых существ. Верх - птицы, середина - копытные животные (как правило, олени), низ - змеи. Существуют горизонтальные оси в схеме мирового древа, которые определяются двумя координатами - слева направо и спереди кзади. В зависимости от вертикального уровня они маркируются представителями соответствующего класса живых существ. См. также МИРОВАЯ ОСЬ
ЖИВОТНЫЕ - выступают как элементы информационного кода, приспособленного для характеристик космологических уровней. Верх (небо) - птицы, срединный мир (земля) - копытные животные, низ (подземный=водяной) - земноводные, змеи.
ЗЕМЛЯ - важнейшая часть космологических моделей, а также один из первоэлементов (наряду с водой, огнем, воздухом). При делении космоса на небо, землю и преисподнюю (подземный уровень=изначальный океан) Земля занимает среднюю зону и является местом обитания людей и животных. В горизонтальной проекции выступает в виде квадрата (четыре основных направления, ограниченные четырьмя прямыми) и круга с маркированным центром (axis mundi, мировое древо, мировая гора). Земная плоскость ограничена - водой, скалистой грядой. Как правило, в земледельческих культурах Земля соотносится с воспроизводящим (женским) началом, и персонифицируется богиней-женщиной (богиня-мать), супругой бога Неба. (См. АДАМ)
ИНАННА, Иннин, Нинанна - в шумерской мифологии богиня плодородия, плотской любви и распри; <...> центральный женский образ шумерского пантеона, перешедший затем в аккадский (Иштар) (MHM, т.1, c. 510).
ИШТАР - центральное женское божество в аккадской мифологии, богиня плодородия, плотской любви и войны, культ которой носил оргиастический характер (МНМ, т. 1, с. 595).
КВАДРАТ /КРУГ И КВАДРАТ/
Древнейшее из известных изображений близкой к
квадрату геометрической фигуры относится ко
времени верхнего палеолита (мадленский период). У
ног черной коровы в пещере Ласко (Франция,
департамент Дордонь, ок. XV тысячелетия до н.э.)
находится изображение так называемой
"шахматной доски" - прямоугольника,
разделенного на 9 (3х3) квадратов различных
оттенков (охра и сажа), с прочерченными острым
орудием границами. (Мириманов
В.Б. Малая история искусств. Первобытное и
традиционное искусство. М., 1973, с. 134-135, 313).
Тем не менее круг (как естественная фигура
вращения - "колобок" или "колбаска"
глины, загнутые прутья при плетении корзин и т.п.),
повторяющий природные формы, более свойственен
ранним формам искусства. Архитектурные формы,
связанные со срубной конструкцией, раньше
осваивают прямую линию. Однако там, где ствол
дерева не является основой для построения,
предпочитают круглую планировку. Д.Ливингстон
приводит интересные данные об опыте
строительства в Южной Африке:"Хотя баквейны и
очень охотно работают за плату, но у них есть одна
странная особенность: они не могут строить
прямоугольных зданий. Как все бечуаны, они делают
свои жилища круглыми. При постройке трех больших
домов, сооруженных мною в разное время, я должен
был класть своей правой рукой каждый кирпич или
жердь, когда их нужно было положить под прямым
углом" (Ливингстон Д.
Путешествия и исследования в Южной Африке с 1840 по
1856 г. М., 1956, с. 35.).
Гончарное производство, по всей вероятности,
способствовало совершенствованию
геометрической символики космогонических
моделей. От первичных природно-пластических
образов (мирового яйца, древа, "мозговины"
орфиков) космогоническая модель все более
переходит к идее разделения и распределения мира
как принципа его благоустроенности. Мерная
вервь, инструмент землемера (гео-метра)
становится парадигмой всех прямолинейных
построений. Ее способность , будучи закрепленной
на одном конце, превращаться в циркуль и
очерчивать ровный круг нашла отражение и в
геометрическом орнаменте сосудов - мини-моделей
Вселенной. Возможно, что в построении таких
универсальных моделей, как мандала, совмещающих
в своей структуре круг и квадрат, играли роль не
только представления о видимой линии горизонта,
смене времен года и движении светил, но и чисто
"инструментальное" воздействие достигнутых
в производстве и строительстве навыков. (См.: Сосуды из Самарры). См. также КРУГ.
КЕРАМИКА
- [< гр. keramike (techne) гончарное (искусство) < keramos ГЛИНА] - общее название всех видов
изделий из обожженной глины (майолика, терракота,
фаянс, фарфор и др.) (Современный
словарь иностранных слов: около 20000 слов. Спб., 1994,
с. 276).
Для различных районов древних цивилизаций сроки
возникновения керамического производства
колеблются от Х до VII тысячелетия до н.э. Так, в
Передней Азии древнейшее керамическое
производство зафиксировано для VII тысячелетия до
н.э. (Ганджи-Дарех, Чатал-Хююк), а в Японии следы
керамического производства сосудов встречаются
уже в археологической культуре Дземон (Х-VIII
тысячелетия до н.э.). Двухъярусная гончарная печь
зафиксирована в хассунской культуре в
Месопотамии уже на рубеже VII - VI тысячелетий до
н.э., а появление гончарного круга отмечено в VI - V
тысячелетиях в Иране и Месопотамии, в V - IV - на
Балканах.
КОЛЕСО
- один из наиболее ярких пластических символов,
совмещающих пространственные и временные
коннотации универсума: окоем горизонта и оборот
небесных светил как знак вращения времени.
Вариант - боевой диск. Так, чакра, боевой диск Вишну (божества солярного
цикла) может выступать как образ всесокрушаего
времени.
"И все существующее и неподвижное, что
доступно наблюдению, все смешается вновь, когда
по истечении юги мир разрушится. Подобно тому как
(в природе) разнообразные признаки
обнаруживаются с изменением времен года, так и
все существа (появляются вновь) в начале
(следующей) юги. Так вечно вращается в мире это
колесо, не имеющее ни начала, ни конца, которое
причиняет разрушение всему живущему" (Махабхарата, Адипарва. Книга
Первая. Глава 1; 36-38. М.-Л., 1950).
"Колесо жизни" (бхавачакра) или "круг сансары" - одна из ведущих
концепций буддийской модели мироздания, образ
бесконечных перерождений живых существ.
"Колесо закона" (дхармачакра) - символ
праведного учения. "Чакравартин" -
великодержавный царь (Кочергина
В.А. Санскритско-русский словарь. М., 1978, с. 204).
КОСМОГОНИЯ - сотворение мира, преобразование хаоса в космос путем демиургии - ряда последовательных действий (трех, семи, и т.д.). Космогония имеет операционные (разделение и собирание, лепка, пахота, варка, строительство и т.п.), числовые и геометрические (точка, вертикаль, круг, квадрат, деление круга и квадрата радиальными прямыми), алхимические (выделение четырех или пяти первоэлементов) и физиологические (жар, эрос, порождение /отделение от себя богом-андрогином женской сущности и дальнейшее с нею соединение) характеристики.
КОСМОС -
(от греч. kosmos, "порядок", "строение",
"мера",
"мироздание","мир","наряд",
"украшение", "краса") - в мифологической
и раннефилософской традиции мироздание,
понимаемое как целостная,упорядоченная,
организованная в соответствии с определенным
законом вселенная. Во многих традициях слово
"космос" служит обозначением и самого
закона, и определенного состояния,
характеризующего космос. Внутренняя форма слов,
используемых для обозначения этого понятия,
вскрывает различные смыслы, определяющие его
содержание. Для древнегреческого существенно
выделить идею эстетически отмеченнного порядка,
уравновешенности. Для древнееврейского это -
"сокрытость", "завешенность", а также
"прошлое" и "будущее". В славянском
"миръ" выражается идея договора, порядка,
объединения и уравновешенности.
КОСМОС противостоит ХАОСУ и всегда вторичен по отношению к нему и
во времени, и по составу элементов, из которых он
складывается: тьма преобразуется в свет, пустота
- в заполненность, теснота [вед. "амхас"] - в
широкий мир [вед. "уру лока" ]
(Ср. слав. "белый свет" как образ победы
космоса над тьмой хаоса).
КРИШНА - см. ВИШНУ. Почитается в образе юного бога-пастуха царственного (божественного) происхождения. Кришна-пастух - возлюбленный многих молочниц-гопи, среди которых выделяется Радха, считающаяся в кришнаитских текстах воплощением ЛАКШМИ, божественной супруги Вишну. И в образе героя, и в образе младенца имеет характерные черты мифологического трикстера (поддразнивание молочниц, кража одежд купальщиц, кража масла, сбитого матерью ЯШОДОЙ).
КРУГ /КРУГ И КВАДРАТ/ - один из наиболее распространенных элементов мифопоэтической символики гетерогенного происхождения. Как фигура образуется правильной кривой линией без начала и конца, является универсальной проекцией шара - как идеального тела. Служит для графического представления космоса в целом, его отдельных зон - земли, неба (иногда это могут быть опредмеченные варианты круга) или отдельного божества - как правило, солярного. Геометрический центр круга соотносится с сакральным центром организованного космоса, местом прохождения мировой оси, прорастания мирового древа, расположения мировой горы.
Годовое движение солнца, вращение мирового древа вокруг оси мультиплицирует круг. В горизонтальной проекции дерево отмечает центр земли (как минимум) и окружность, отделяющую внутренний круг от внешнего пространства ( как максимум). См. также КВАДРАТ.
ЛАКШМИ - также ШРИ, букв."отмеченная добрыми знаками" (от laksa - "знак, признак"). Богиня счастья, красоты и процветания, супруга Вишну, поднявшаяся на лотосе из вод мирового океана, когда боги и асуры пахтали его при помощи мировой горы и мирового змея, чтобы добыть напиток бессмертия - АМРИТУ [cм.] В этом космогоническом мифе обнаруживает свое родство с Афродитой ["рожденной из пены"]. Др.-греч. aphra "пена" находит сооветствие в санскр. abhra -"облако". В иконографии "Гаджа-Лакшми"(Лакшми со слонами) облака символизированы фигурами слонов, омывающих богиню из хоботов - символ плодородия.
МИРОВАЯ ОСЬ - один из важнейших формообразующих концептов архаической модели мира. Пластически может быть представлено образами мирового древа, стоящего [перво]человека/бога, мировой горы, столба дыма (восходящего от алтаря с земли к небу), столбами в архитектурных конструкциях, в том числе - свободно стоящими колоннами, башнями, минаретами; рядом бытовых и обрядовых предметов - посохом, пестом в ступке, копьем и т.п.
Молочный океан - один из вариантов этой концепции в мифологии индуизма; пахтание его небожителями порождает множество ценных объектов, в том числе богиню ЛАКШМИ (благо и красота) и сосуд с АМРИТОЙ (истина и бессмертие). А.Ф.Лосев указывает на роль мифологического образа Первовлаги в формировании философии всеединства у Фалеса - "(ибо Фалес жил исключительно среди мифологических космогоний)" (Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993, с.100-112).
НЕБО - важнейшая часть космологических моделей, абсолютное представление верха, член одной из основных семантических оппозиций: верх(небо) - низ (земля). В космологических описаниях, как правило, говорится о небе как о "тверди". Небо - конструкция, прикрывающая землю - свод, купол, шатер. В то же время, земля и небо - два колеса, раставленные между собой осью (Ригведа Х 89, 4 ), или две чаши, сложенные открытыми частями друг к другу (Ригведа Х 44, 8). Небо не только твердая оболочка, но и огромная жидкая масса "хлябь небесная", небесный океан.
ОГОНЬ - одна из первостихий, активно участвующих в космогенезе как сила творения и уничтожения мира. В ведийском культе персонифицируется в образе бога Агни, имеет сакральные коннотации в зороастризме. В эпоху средневековья включается в алхимическую картину мира как на Востоке, так и в Европе.
ОКЕАН мировой - в мифопоэтической традиции первозданные воды, из которых возникли земля и (шире) весь космос.<...> Согласно типологически весьма архаичной концепции, Океан - одно из основных воплощений хаоса или даже сам хаос (MHM, c. 249).
ПУРНА-ГХАТА - букв. "полный горшок" (санскр.) - образ мирового древа в виде сосуда с поднимающимся из него растением (обычно - лотос). Помимо обычных коннотаций мировой оси, здесь подчеркивается полнота сосуда и плодородие древа.
Ср.также:пурна-патра -
1)полный сосуд;
2) подношение, дар принесшему добрые вести (Кочергина В.А.
Санскритско-русский словарь, М., 1978, с. 402).
ПУРУША - в индийской мифологии первочеловек, из которого возникли элементы космоса. Он приносится в жертву богам путем расчленения на отдельные части, из которых возникают основные элементы. (Топоров В.Н. Пуруша // МНМ, т. II, М.,1982, с. 351).
РИШИ -
мудрец в ведийской традиции в древней Индии.
Семеро риши - созвездие Большой Медведицы.
Риши - "авторы" речей - гимнов Ригведы.
РИГВЕДА - старшая из самхит (сборников священных текстов "шрути" /букв."услышанное"/, которые необходимо было заучивать наизусть, из уст учителя) . См. АТХАРВАВЕДА.
СОСУД -
П.Я.Черных связывает это слово с однокоренными
"суд", "судно", "судьба", где
собственно корневая часть - -д-: "И.-е. база
представляет собою сложение: приставка
*som-[>o.-c.*so- ... и корень *dhe-(:dh-o-:dh-i-) -- "ставить",
"устанавливать", "класть" (см.деть,
дело).<...> от о.-с. *sodъ образованы *sъsodъ [>
рус. сосуд], *sоdъkъ [> рус. судок]". (Черных П.Я.
Историко-этмимологический словарь современного
русского языка. М., 1994, т. II, c. 216-217).
Этимология слова обнаруживает, таким образом,
осмысление гончарного изделия как продукта
космогонического акта, то есть установления
порядка в организованном мире.
СТАМБХА - свободно стоящая колонна, увенчанная символическими изображениями - животных, колеса-чакры и т.п. Вариант образа мирового древа.
СТУПА - архитектурное сооружение мемориального характера, которое является хранилищем ("сосудом") для различного рода реликвий. Согласно буддийской традиции, Будда в ответ на вопрос о том, как следует его похоронить, молча перевернул патру (чашу для подаяний). Полусфера перевернутой чаши соотносится с насыпью погребальных курганов, а содержимое ступы - реликвия - может быть соотнесено с драгоценным содержимым священных сосудов (см. АМРИТА). По достижении Буддой нирваны (конечной цели буддийского учения) его земное тело в соответсвии с принятой практикой было кремировано (огонь в эсхатологии - средство очищения, возрождения) и приобрело статус реликвии (мощи, прах - сакральный центр). Возникший вслед за этим конфликт между последователями учения о праве на обладание прахом Будды (спор за сакральный центр, "истину") был решен путем его деления на восемь частей (дифференциация сакрального центра) и строительством соответственно восьми ступ. Ступа как архитектурное сооружение является одним из условий проведения буддийского ритуала (поклонение и обход по часовой стрелке pradakhsina-patha).
ТВАРЬ -
1) устар., религ."все живое, что по библии
сотворено богом";
2) бран."гнусный, мерзкий, подлый человек".
Укр.твар - "тварь", устар. "лицо";
блр.твар - "лицо"; с.-хорв.твар -
1)"вещество", "материя"
2)"тварь";
в.-луж. tvar - "улей".
Др.-рус. (с XIв.) тварь - "творение",
"создание", "мир",
"вселенная","изделие", "убор".
П.Я.Черных отмечает родство слов "тварь",
"твердый", "творить", "твердь" и
"творог", возводя их к индо-европейской базе
*tuer-(: *tuor-: *tur-:tuere-) -- "хватать",
"охватывать". На славянской почве ближайшие
родственные образования: о.-с. *tvoriti рус. тварь,
творог .
Ср.: лит.tverti - "огораживать", "делать
перевязку", "прикреплять", "придавать
форму", "терпеть" и др." (Черных П.Я.
Историко-этимологический словарь современного
русского языка . М., 1994, т. II, c. 230-231).
ТВЕРДЬ - в Ветхом Завете - изначальное небо, созданное до земли: "И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды." [Бытие. 1:6]
ТВОРЕНИЕ - мир, созданный Богом, универсум. "Творец" как имя-эпитет бога-демиурга, известно в разных религиозных системах. Так, в индо-иранской мифологии встречается имя Tvastar, Thworthstar в этом значении. Профаническое значение слова "тваштар" - "плотник, мастер" (Ср. библейские и евангельские метафоры ремесла плотника).
ТВОРОГ - отвердевшая, "схватившаяся" часть молока, разделенного процессом на пахту и творог (см. ТВАРЬ). Производство молочных продуктов в сосудах послужило основой парадигмы творения как пахтанья мирового океана (вариант - сбивание масла пастушкой Яшодой, приемной матерью Кришны).
ХАОС - от греч. chaos - "зев", "зевание" "зияние", "разверстое пространство", "пустое протяжение". Напротив, в ведийском "амхас" выражена идея тесноты, сдавленности, преобразуемых в "уру лока" (широкий мир) космоса. Хаос может сопоставляться с изначальными водами бездны и в процессе космогонии оттесняться в "нижний мир" структурированного пространства. Силы Хаоса способны возвращаться в упорядоченное пространство космоса - напр. в образе мирового потопа, известного разным мифологиям - или в качестве наказания за грехи (вавилонско-библейский вариант), или в форме завершения очередного мирового цикла (санскр."пралая" - букв."растворение", "исчезновение", "погружение", "смерть", "конец света"), когда под разлившимися водами станут невидимы перекрестки дорог.
ЧЕРЕП - 1.
В структуре микрокосма человеческого тела -
венчающая часть его, именуемая в "Атхарваведе"
"золотым сосудом, небесным, окутанным
сиянием" [АВ,Х.2.31].
Как значимая часть
космологической вертикали, может иметь
инвертированное значение. Так, Адамова голова,
помещенная в основание креста на Голгофе (букв.
"место черепа"), символизирует нижний мир,
прах, орошаемый кровью Распятого и тем
возрождаемый (см.
Пиотровский М.Б. Адам // МНМ, т.1, М., 1991, с. 42). В практике отшельничества -
ритуально значимый объект (образ бренности
земного бытия, сопутствующий изображениям
отшельников и кающихся в христианском искусстве,
или же знак преодоления привязанности к земному -
в тантрийских сектах буддизма и шиваизма). Так,
шиваитская секта капаликов использует череп
("капала") в качестве сосуда для питья и
сбора подаяния.
2. Череп выступает и как одна из
первоформ в технологии архаического
производства - керамики, строительства и т.д.
Связь с гончарными изделиями проступает в
этимологии слова на разных языках. Так, П.Я.Черных
указывает на вторичность слова "череп" как
означающего "костяной покров головы
позвоночных животных и человека", ибо в
древне-русском языке значение "череп"
выражалось словом "лъбъ", а значение
"лоб" - словом "чело". Старшим значением
этого слова является "черепок", "обломок
глиняной посуды". Интересно указанное
др.-индийское karpanah - "оболочка",
"скорлупа", "горшок" (Черных П.Я.
Историко-этимологический словарь современного
русского языка, т. 2, М., 1994, с. 382). Еще более развернуто значение
санскритского "kapala": "1) блюдо; чаша (тж. для
подаяний); 2) крышка; 3) скорлупа, оболочка; 4)
череп" (Кочергина В.А.
Санскритско-русский словарь. М., 1978, с.148).
ШИВА - "благо, счастье"; "вода"; "целебный" (санскр.). Имя одного из членов божественной триады индуизма (Брахма, Шива, Вишну). В составе последней имеет основную функцию разрушителя мира. Для своих адептов-шайвов является образом божественной полноты, творцом и разрушителем мира. Его амбивалентность проявляется в том числе и в мифе о пахтании изначального океана: он спасает мир, опорожнив чашу с губительным ядом, явившуюся из глубин прежде ожидаемой АМРИТЫ.
ЯЙЦО - один из естественных биологических объектов, использованных при образовании искусственных форм - тела сосуда, купола здания и т.п. Совершенная форма яйца, его структура и биологическое назначение, равно как и повсеместное распространение, позволили этому объекту стать универсальным пластическим символом, образом мировой первоформы, из которой при участии различных космогонических сил развивается мироздание. В ведийской традиции древней Индии оно называется Хираньягарбха ("Золотой зародыш") или Брахманда ("Яйцо Брахмы"), при раскалывании которого рождается бог-творец Праджапати или Брахма. В древнегреческой орфической космогонии мировое яйцо раскалывает двуполый первобог Фанес, сияющий, как солнце, а в китайской мифологии из мирового яйца происходит род человеческий через первочеловека Пань-гу. Существенно, что сотворение мира и рождение богов и людей ассоциируются с яйцом, а смерть - уход в иной мир - с птицей, причем взаимосвязь их и "включенность" яйца в птицу, а птицы - в яйцо выражает непрерывность бытия и его завершенность. Обладание магической птицей с заключенным в ней яйцом дает сказочному (в истоке "культурному герою") власть над жизнью и смертью врага: Кощеева смерть "на конце иглы" в яйце. Обычай захоронения в сосудах имеет непосредственное отношение к этим представлениям, обеспечивая новое рождение умершему. (См. Топоров В.Н. Яйцо мировое, МНМ, т. 2, с. 681.)
ЯСТИ - букв. "палка", "стебель", "нитка жемчуга"(санскр.). В архитектуре - осевой столб в конструкции СТУПЫ, поднимающийся из ее основания и выступающий в виде "шпиля" над четырехчастной ХАРМИКОЙ.
ЯШОДА - "Приносящая славу" - имя молочницы, жены пастуха Нанды, воспитавшей юного бога Кришну. Среди космогонических действий, связанных с именем Яшоды, - сбивание масла в маслобойке, причем шарики сбитого масла (аналог сотворенной земли) юный бог "крадет" у матери.