Сосуд как модель мира в традиционных культурах

КРУГ - НЕБО - СОЛНЦЕ

Небесный уровень представляет инвариантную картину опрокинутого-отраженного неба. Солнце-личина в центре с радиально расходящимися лучами. Бортик разделен на двенадцать частей, которые могут быть соотнесены с двенадцатью зодиакальными созвездиями, через которые ежегодно проходит солнце. Таким образом, на плоскости чаши спроецировано годовое круговое движение солнца.

Трехчленная вертикальная структура (небо - земля - нижний мир) в соединении с четырехчленной горизонтальной структурой образуют произведение 12 (месяцев апостолов, и т.д.); их сумма дает число - 7 (небес, семь Амеша Спента - верховных богов иранцев, семь братьев и одна сестра, и т.д) определяют идею целостности как макрокосма, так и микрокосма. Хрестоматия. Круг-небо-солнце.

 
Керамическая чаша. Сирия, 12-13 вв.

 

КРУГ - ВИХРЕВАЯ РОЗЕТКА - ДВИЖЕНИЕ СОЛНЦА

Вихревая розетка.
  Вихревая розетка

Повторяя структуру геометрического орнамента, эти композиции наполнены динамикой кругового движения. Крест на карусели гончарного круга превращается в свастику, распущенные волосы женщин или козьи рога "отлетают" в сторону, словно отброшенные вихрем вращения. Темный рисунок на светлом поле керамики поражает легкостью, точностью и изысканностью силуэта - он словно отрицает массу, материю сосуда, утверждая чистое движение.