Сосуд как модель мира в традиционных культурах
Космогония и космология
ОСТАНОВЛЕННАЯ
КОСМОГОНИЯ ![]() Изготовление керамической посуды завершает обжиг. Помимо земли (глины) и воды участие огня в изготовлении керамики, как одного из первоэлементов вселенной, выступающего также и в роли божества, в создании сосуда рассматривается как заключительная часть космогонического процесса. На сосуде в пластической форме запечетлен один из этапов космогонического процесса - огненное творение. |
Результатом
космогонического процесса
изготовления керамики
становится сосуд, форма
которого является
космологической структурой.
Как правило, закрытые формы
керамических сосудов имеют
морфологические части, которые
сопоставляются с наиболее
распространенной трехчастной
моделью вселенной. Возникновение трехчастной модели представляется как удвоение бинарного противопоставления - верх - низ, в результате которого выделяется третий (средний) уровень, в большинстве традиций считающийся земным. Основание, придонная часть - нижний мир, мировой океан. Тулово, плечики - срединный мир. Горловина, венчик - верхний мир. Структура сосуда дополнена первичным орнаментом. Низ неорнаментирован, три полосы отделяют нижний мир от срединного. Срединный мир представлен разнообразным орнаментом, в том числе, стилизованным растительным. Верхний мир - волнистая линия, передающая небесные воды. |