Сосуд как модель мира в традиционных культурах

Космогония и космология

Сосуд типа "дземон". Япония.
  ОСТАНОВЛЕННАЯ КОСМОГОНИЯ Хрестоматия. Космогония и космология.






Изготовление керамической посуды завершает обжиг. Помимо
земли (глины) и воды участие огня в изготовлении керамики, как одного из первоэлементов вселенной, выступающего также и в роли божества, в создании сосуда рассматривается как заключительная часть космогонического процесса. На сосуде в пластической форме запечетлен один из этапов космогонического процесса - огненное творение.
Результатом космогонического процесса изготовления керамики становится сосуд, форма которого является космологической структурой. Как правило, закрытые формы керамических сосудов имеют морфологические части, которые сопоставляются с наиболее распространенной трехчастной моделью вселенной.

Возникновение трехчастной модели представляется как удвоение бинарного противопоставления - верх - низ, в результате которого выделяется третий (средний) уровень, в большинстве традиций считающийся земным.

Основание, придонная часть - нижний мир, мировой океан. Тулово, плечики - срединный мир. Горловина, венчик - верхний мир. Структура сосуда дополнена первичным орнаментом. Низ неорнаментирован, три полосы отделяют нижний мир от срединного. Срединный мир представлен разнообразным орнаментом, в том числе, стилизованным растительным. Верхний мир - волнистая линия, передающая небесные воды.

 
Сосуд. Сузы. Иран. 2900-2500 гг. до н. э.
Сосуд из Суз