Весенняя школа - 2010
Анализ фольклорного текста: прагматика, семантика,морфология
Шеваренкова Юлия Михайловна,
доц. кафедры фольклора, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
Рукописный религиозный фольклор: методы подхода
к текстам, способы анализа и комментирования
Любой фольклорист, безусловно, встречал в экспедициях
рукописные тетради с информантов с записанными в них текстами
магического (это заговоры) и религиозного характера (духовные
стихи, святые письма, видения и мн.др.). Объект нашего внимания –
рукописные религиозные прозаические тексты. Их связь со
средневековой апокрифической литературой позволяет даже назвать
их современными апокрифами (собственно, церковь к ним так и
относится), а вот форма распространения («из рук в руки» как «из
уст в уста» в фольклоре) и укорененность в крестьянской среде
делают их объектами фольклористических и, шире, антропологических
исследований.
Суммируя их разнообразие по записям второй половины
XX в., сделанным в
Нижегородской обл., классифицировать их можно по разным
принципам. С точки зрения генезиса в составе рукописных сборников
явственно выделяются древнерусские апокрифы («Сон Богородицы»,
«Хождение Богородицы по мукам», «12 пятниц», святые письма) и
современные («Видение Клавдии», «Стояние Зои»); тематика текстов
позволяет говорить о наличие в тетрадках текстов православной
беллетристики, научно-публицистических, магических,
эсхатологических, пророческого содержания, чудесного; жанровый
подход позволяет говорить о жанре святого письма и его
трансформации от древности к современности, о жанре видения
(опять же в рамках средневекового канона и его трансформации в
современной рукописной форме), беседы и т.д. Кроме того, взятые в
единый комплекс, не зависимо от того, в какой комбинации они
находятся в каждой конкретной тетрадке, религиозные прозаические
тексты позволяют выстроить некую условную модель целостного
народного религиозного мировидения, в котором выделяются такие
разделы, как история христианства (текст под названием «Учебник
православного человека» и др.), учение о том свете («Чудо
архангела Михаила», «Видение Ольги», «Видение Веры», «Видение
Клавдии» и др.), православный календарь («12 пятниц»), святые
письма, нравоучительные притчи о наивных простецах и праведных
людях, эсхатологические «трактаты» («Краткие сведения о кончине
века», «Письмо игумена Кукши» и др.).
Сейчас различного рода рукописные сборники (религиозные
тетради, девичьи и дембельские альбомы) называют гипертекстами,
что справедливо, если учесть их единый набор функций. Однако
каждый из текстов представляет собой самостоятельную
структурно-содержательную единицу, соответственно требует
самостоятельного анализа. Схема анализа рукописного текста, в
силу его большей близости именно к письменной культуре, в силу
его объема, развернутости, ярко выраженной сюжетности будет
включать в себя прежде всего литературоведческие приемы:
определение точного жанра текста (или жанровых схождений, когда
текст определяется через совокупность признаков разных жанров),
выделение композиционных частей произведения и даже редакций, в
развернутых сюжетных текстах (например, в видениях) легко
поддается анализу образная структура произведения (иерархия
персонажей, их взаимоотношения друг с другом), различные виды
описаний (описание художественного пространства), представление о
времени, идейная стороны произведения, стилистические особенности
текста (смешение различных речевых стилей, смешение
церковнославянской лексики и современной, использование средств
художественной выразительности и мн.др.). Однако любой
современный апокриф в силу своего неканонического содержания,
близости к народному мировоззрению позволяет делать пословный
комментарий (фольклорный, этнографический, исторический,
богословский), т.е. раскрывать роль того или иного понятия в
рамках контекста или всего текста (это пояснение определенных
дат, церковных символов и понятий, значимых имен и пр.). В
качестве примеров анализа приводятся такие тексты, как, «Сон
Богородицы», святые письма, «Видение Веры», «Пророчества о
кончине века» и др.
Литература
1. Рукописная религиозная проза Нижегородского края: тексты и
комментарии. Составление, вступит. статья и комментарии Ю.М.
Шеваренковой. Нижний Новгород, 2008.
|