Весенняя школа - 2010
Анализ фольклорного текста: прагматика, семантика,морфология
Левкиевская Е. Е., д.ф.н.,
Института славяноведения РАН,
Москва
Прагматические методы анализа
мифологического текста
Лекция посвящена методам прагматического анализа
мифологического текста. Такой подход подразумевает, что
количество и качество культурной информации, содержащейся в
тексте, а также способы ее выражения меняются в зависимости от
параметров коммуникативной ситуации, в рамках которой этот текст
порождается. Поэтому основным объектом анализа в лекции будет
коммуникативная ситуация бытования (рассказывания,
воспроизведения) мифологического текста. Под
мифологическим текстом мы будем подразумевать такой текст,
который, во-первых, содержит сведения о демонологических явлениях
(в самых разных их формах - от хорошо сформированного образа
мифологического персонажа до “иномирного” “нечто”, почти не
имеющего устойчивых форм выражения кроме функции, через которую
оно себя проявляет), во-вторых, содержит установку на
достоверность этой информации (т.е. говорящий аттестует эти
явления как элемент реальности, в отличие, от других типов
текстов, например, сказки, с их установкой на вымысел); в
третьих, реализует эту мифологическую информацию в виде одной из
ситуационных (или семантических) моделей (термин ван Дейка),
закрепленных в общественной памяти, и, в четвертых,
рассматривается нами как текст речевого жанра, т.е.
как текст, функционирующий в разных формах бытовой,
полу-обрядовой и обрядовой речи и воспроизводящийся в ней в
определенных тематических, языковых и ситуативных формах. Т.о.
понятие мифологического текста оказывается вписанным в три
параметра: тематический, когнитивный (рассматривающий формы
познания мира) и языковой. Мифологический текст рассматривается
нами, прежде всего, как элемент разговорной
коммуникации. Коммуникативная суть мифологического текста
состоит во-первых, в том, что в реальной живой традиции он
существует преимущественно в устной, а не письменной
речи. Вторая особенность существования мифологического текста в
устной речи состоит в том, что это речь по своей природе
диалогическая (а не монологическая!) -
мифологический текст всегда рассказывается кому-то кем-то и для
чего-то в определенной ситуации; можно сказать, что диалог
является речевой основой мифологического текста. Для нас важна
непосредственная зависимость выбора речевого жанра от ситуации,
коммуникативного контекста, который непосредственно влияет на
выбор тематических, сюжетных, стилистических, эмоциональных
особенностей при построении текста. Типология речевых жанров
базируется на типологии коммуникативных ситуаций – тому или иному
набору ситуаций соответствует свой набор речевых жанров.
Литература:
1. Адоньева С.Б. Прагматика фольклора.
СПб., 2004.
2. Левкиевская Е.Е. Прагматика
мифологического текста // Славянский и балканский фольклор.
Семантика и прагматика текста. М., 2006. С. 150-213.
|