Весенняя школа - 2010
Анализ фольклорного текста: прагматика, семантика,морфология
Левкиевская Е. Е., д.ф.н.,
Института славяноведения РАН,
Москва
Этнодиалектное изучение славянской
мифологии
Семинар посвящен обучению методам и навыкам
картографирования элементов славянской мифологии, а также
прочтению и интерпретации диалектных карт. Диалектный анализ
славянской мифологической системы является частью общего
направления этнолингвистики, ставящего своей целью описание
этнокультурных диалектов и этнолингвистическое картографирование
не только культурной терминологии, но и сферы обрядов и
верований, которые она обслуживает. Теоретическое
обоснование культурного диалекта, а также описание предмета и
методов этнокультурного картографирования дал Н.И. Толстой,
согласно которому “диалект (равно как и макро- и микродиалект)
представляет собой не исключительно лингвистическую
территориальную единицу, а одновременно и этнографическую, и
культурологическую, если народную духовную культуру и и элементы
языка, материальной и духовной культуры). Диалектные фольклорные
тексты, как и элементы народной духовной культуры, и диалектные
языковые явления во многих случаях весьма устойчивы. Варианты
текстов или фрагментов текста территориально привязаны, и на этом
основании выделяются изодоксы, т.е. границы определенных явлений,
зон или микрозон”.
Единицей картографирования является не сам
мифологический персонаж, а приписываемые ему смыслоразличительные
признаки и функции, как наиболее устойчивые элементы, сохраняющие
свою тождественность во всем ареале фиксации (а в ряде случаев,
как позволяет судить материал, являющиеся более древними
образованиями по сравнению с теми мифологическими образами, с
которыми они связаны). Соответственно диалектное описание
мифологического персонажа предполагает картографирование не
только его имени (или всей совокупности имен) или его
определяющей смыслоразличительной функции (например, “мертвец,
встающий после смерти” для вампира или “отбирать молоко у чужого
скота, отбирать урожай с чужих полей” для ведьмы), а каждого из
пучка дифференциальных признаков и функций, составляющих
смысловое ядро того или иного персонажа. Т.о. диалектное
описание мифологического персонажа в идеале должно представлять
собой совокупность карт, отражающих ареальное распространение
всех релевантных составляющих образа мифологического
персонажа.
Литература к теме:
1. Толстой Н.И. Проблемы реконструкции
древнеславянской духовной культуры // Язык и народная культура.
Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С.
41-60.
2. Виноградова Л.Н. Региональные
особенности полесских поверий о домовом // Славянский и
балканский фольклор. Этнолингвистическое изучение Полесья. М.,
1995. С. 142-152.
3. Левкиевская Е.Е., Усачева В.В.
Полесский водяной на общеславянском фоне // Славянский и
балканский фольклор. Этнолингвистическое изучение Полесья. М.,
1995. С. 152-172.
4. Левкиевская Е.Е. Мифологические
персонажи в славянской традиции. Восточнославянский
домовой // Славянский и балканский фольклор. Народная
демонология. М., 2000. С. 96-162.
|