Весенняя школа - 2010
Анализ фольклорного текста: прагматика, семантика,морфология
Козлова Ирина Владимировна,
зав. кабинетом традиционной культуры
кафедры русской литературы, РГПУ им. Герцена
Санкт-Петербург
Спеть песню о Ленине
(на примере анализа сказа А.И. Гладкобородовой «О Ленине»)
Вторая половина 1930-х годов известна в отечественной
фольклористике как время рождения «нового советского эпоса», то
есть создания носителями фольклорной традиции эпических и
лиро-эпических произведений на востребованные советской
идеологией темы.
Появлению большинства подобных произведений активно
способствовали сами фольклористы. Возможность вмешательства
собирателя в фольклорный процесс была предложена и одобрена в
1933 году на «Первом совещании писателей и фольклористов».
Массовая запись и публикация новых фольклорных произведений,
сочиненных русскоязычными сказителями (в национальных республиках
это началось раньше) началась с 1937 года.
Всего в 1937 году всего нами обнаружено 16 опубликованных
произведений о советской современности, записанных от 10
исполнителей: П.И. Рябинина-Андреева (1), А.М. Пашковой (1), Т.А.
Долгушевой (2), Винокурова А.Д. (1), М.Е. Самылина (1), В.В.
Адамова (1), А.В. Росляковой (1), А.П. Сироткина (1), А.С. Уконен
(1), М.С. Крюковой (6). Ленин является главным героем четырех из
них: «Каменна Москва вся проплакала» и «Сказание о Ленине» М.С.
Крюковой, «Песня о Ленине» Т.А. Долгушевой, «Плач по Ленину» А.С.
Уконен, и кроме того, играет одну из главных ролей ещё в трех,
являясь таким образом самым популярным героем первого года
сказительского творчества.
Стоит отметить, что в ряду советских героев, воспетых
сказителями в конце 1930-х годов, Ленин занимает исключительное
место потому, что первый плач о нем был сложен и записан в год
его смерти и соответственно за 13 лет до начала «сказительского
движения».
В 1938 году выходит отдельный сборник «Сказы и плачи о
Ленине», включающий 10 плачей и сказов, 9 из которых сочинены на
русском языке и 1 переведен с карельского.
Сложение произведений о Ленине продолжалось и в 1940-е годы.
Всего о Ленине нами найдено 24 текста, записанных от 19
исполнителей.
Названия уже первых произведений сказителей о Ленине
(«Сказание о Ленине», «Песня о Ленине», «Плач по Ленину»)
показывают жанровое разнообразие произведений о вожде. Но что
можно представить, опираясь на такую жанровую характеристику как
«сказание»? Литературная энциклопедия 1929-39 гг. дает ему такую
характеристику «в настоящее время термин, не прикрепленный к
определенному литературному жанру…». «Песня о Ленине» Долгушевой
во второй публикации обозначается как «сказ», в третьей как
«плач».
В начале 1940-х годов были предприняты первые попытки жанровой
классификации советского фольклора. А.М. Астахова выделила 4
жанра: фабульное произведение об одном событии – былина,
произведение с более сложной фабулой – поэма, описательный сказ и
сказ-дума (небольшое бесфабульное произведение, в котором
описательные моменты перемежаются с лирическими раздумьями над
увиденным). Классификация вызвала бурную дискуссию, в частности
А.М. Новикова предложила дать пока одно название всем новым
эпическим произведениям, например, называть все эти произведения
народными поэмами. Единой жанровой классификации произведений
советского фольклора так и не сложилось, главным образом потому,
что при создании большинства советских произведений сказители
использовали поэтику сразу нескольких знакомых им традиционных
жанров.
На примере произведения «О Ленине» А.И. Гладкобородовой
планируется рассмотреть жанровую особенность произведения,
созданного советской сказительницей, посвященного самому
популярному герою «советского эпоса».
Рекомендуемая литература
Источники:
Гладкобородова А.И. Сказы и песни. Архангельск,
1947.
Сказы и плачи о Ленине. Петрозаводск, 1938.
Рогожникова А.Е. Памяти Ленина // Рогожникова А.Е.
Сказы и песни. Новосибирск, 1949.
Рукописи, которых не было: Подделки в области славянского
фольклора. М., 2002. С.436-546; 553-556; 588-620.
Исследования:
Доклад фольклориста А. М. Астаховой «Пути развития
русского советского эпоса» на совещании, посвященном советской
былине во Всесоюзном доме народного творчества 26 апреля 1941
года // Фольклор России в документах советского периода
1933-1941 гг.: Сборник документов. М., 1994. С.
202-222.
Иванова Т.Г. О фольклорной и псевдофольклорной природе
советского эпоса // Рукописи, которых не было: Подделки в области
славянского фольклора. М., 2002. С. 403-431.
Панченко А.А. Культ Ленина и «советский фольклор» //
Одиссей. Человек в истории. 2005. М., 2005. С. 334–366.
Миллер Ф. Сталинский фольклор. СПб., 2006.
Бобунова М.А. Словарь языка русского фольклора: Лексика
былины: Часть 1: Мир природы / М.А. Бобунова, А.Т. Хроленко.
Курск, 2006.
Богданов К.А. Vox populi: Фольклорные жанры советской
культуры. М, 2009. С. 170-176.
Иванова Т.Г. История русской фольклористики XX века: 1900 – первая половина
1941. СПб, 2009. Раздел III. Глава 7. Фольклор в культурной жизни страны в
1930-е гг. С. 660-687.
Новиков Ю. Динамика эпического канона. Вильнюс, 2009.
Глава 4. Эпический певец и его текст. С.245-261.
|