Весенняя школа - 2010
Анализ фольклорного текста: прагматика, семантика,морфология
Каплина Н. В., асп.
Воронежский государственный педагогический университет
Воронеж
Типология художественного приема ступенчатого сужения образов
в русской народной лирической песне:
структурный аспект
Композиционный прием ступенчатого сужения образов был
открыт отечественным ученым Б.М. Соколовым в 1926 г. Ученый
так писал об этом приеме: «Под ним мы разумеем такое сочетание
(внутреннее сцепление) образов, когда образы ступенчато следуют
друг за другом в нисходящем порядке, от образа с наиболее широким
объемом содержания к образу с наиболее узким объемом содержания.
Последний, наиболее «суженный», в своем объеме образ, как раз с
точки зрения художественного задания песни, является наиболее
важным. На нем-то, собственно говоря, и фиксируется внимание» /
Соколов Б.М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора //
Художественный фольклор, М., 1926. Вып.1. – С. 39 –
40/.
Синтаксические основы данного приема соотносятся с
моделями Ф. Данеша.
Ф. Данеш обратил внимание на то, что в тексте каждое высказывание
опирается на предыдущее и продвигает сообщение от известного к
новому. При этом известная информация содержится в тематическом
компоненте высказывания, т.е. в нем полностью или частично
повторяется рема предыдущего высказывания. Изучая литературные
тексты, ученый пришел к выводу, что организация информации в них
происходит на основе трех моделей, так называемых
тема-рематических прогрессий. Детальное изучение им соотношения
темы и ремы позволило лингвистам называть эти прогрессии
«способами развития» текстов.
Ф. Данешем были выявлены следующие модели
тема-рематических прогрессий:
1. простая линейная прогрессия (или прогрессия с
последовательной тематизацией);
2. прогрессия со сквозной темой;
3. прогрессия с производными темами.
В различных сферах языка и функциональных стилях модели
Данеша, и прежде всего первая модель, получили типизированное
выражение, ограниченное репрезентацией пространственных
отношений. Поскольку обработанные формы
языка сложились на базе народно-разговорной речи, в том числе и
диалектной, то данные структуры характерны, прежде всего, для
диалектной речи.
Типизация структур, выражающих пространственные
отношения, повлекла за собой формирование на их основе песенных
конструкций, на основе которых сложился
художественный прием ступенчатого сужения образов. С его помощью
происходит актуализация центрального образа текста или речевого
произведения.
В процессе анализа рассматриваемого приема установлен
целый ряд разновидностей его синтаксических основ, которые
соотносятся со всеми моделями Ф. Данеша.
|