Весенняя школа - 2010
Анализ фольклорного текста: прагматика, семантика,морфология
Ю.Е. Березкин, д.и.н., Санкт-Петербург
Статистика при исследовании фольклора
Наборы фольклорно-мифологических мотивов как и любой массовый
материал могут быть проанализированы методами математической
статистики. Результаты зависят от компетентности аналитика и от
погрешностей в базе данных. Квалифицированный анализ осуществим
только специалистом-математиком. В нашем случае это был д.м.н.
С.В. Сенько. Ему пришлось решать сложную проблему - сравнить
традиции, большинство которых зафиксированы неполно, причем
степень этой неполноты различна и в точности не известна.
Благодаря неординарным решениям, почти две сотни
фольклорно-мифологических традиций Нового Света удалось
сгруппировать в несколько кластеров таким образом, чтобы члены
разных кластеров достоверно отличались друг от друга больше,
нежели члены одного кластера. В зависимости от заданной степени
разрешения число кластеров менялось от 4 до 12. В результате
впервые удалось математически подтвердить то, о чем ранее
догадывались только интуитивно: корреляция между наборами мотивов
и языковыми семьями незначительна, кластеры имеют ареальный
характер. В одном случае (сравнение мифологий алгонкинов и сиу)
различий между наборами мотивов у представителей двух совершенно
неродственных языковых семей обнаружить вовсе не удалось. Этот
факт весьма важен для реконструкции языковой и культурной истории
Северной Америки к востоку от Скалистых гор. Некоторые
южноамериканские кластеры обнаружили статистически достоверную
близость к австрало-меланезийским и даже африканским, что ранее
прослеживалось лишь на примере распространения отдельных мотивов.
Отсутствие корреляции между наборами мотивов и современными
языковыми семьями не означает, что таковая не могла иметь место
на начальном этапе заселения Нового Света. Кроме того, удается
выявить отдельные мотивы, являющиеся маркерами соответствующих
семей, хотя стопроцентной такая корреляция не бывает никогда.
Что касается базы данных фольклора и мифологии мира, то сейчас
близится к концу ее переформатирование с ареального на этнический
принцип. При обычном факторном анализе число учтенных мотивов в
кластерах должно быть сопоставимым, ибо все бедные кластеры
стремятся занять нейтральное положение близ центра координат. При
использовании методики Сенько этот дефект преодолим. Переход на
строго этнический принцип регистрации мотивов в базе данных в
формате *sav позволяет
с гораздо большей точности фиксировать их географическое
распространение на картах, которые, благодаря А.В. Козьмину,
доступны в интернете, в том числе и англоязычным пользователям. В
настоящее время выделено более 660 кластеров, которые в Евразии,
Океании и Америки чаще всего соответствуют отдельным этническим
группам. В Африке южнее Сахары при обилии языков и относительной
бедности данных по фольклору носителей каждого из них кластеры в
основном пока соответствуют семьям и их крупным ветвям. Шесть
австралийских кластеров выделены по чисто территориальному
принципу.
По числу мотивов наиболее богатым кластером (363 из более
полутора тысяч) являются центральные береговые сэлиши. Это число
реально отражает уникальное богатство сэлишских мифологий, на что
есть свои исторические причины. Далее следуют русские и украинцы
(250 и 237 мотивов), за ними монголы (225), грузины (222),
восточные тукано (215), болгары (212). Реально грузинские
мифология и фольклор, скорее всего, богаче русских, поскольку в
русской традиции соединены элементы очень разного происхождения -
северные и южные. В идеале было бы чрезвычайно полезно произвести
фиксацию русского и украинского материала по губерниям или как
минимум разделить оба кластера пополам - русских на север и юг,
украинцев на запад и восток. Это большая, но осуществимая работа,
вполне достойная ученого звания кандидата наук.
|