Презентация результатов исследования по проекту
Конференции
В 2017 г. участниками проекта с российской стороны сделаны доклады на конференциях и круглых столах:
О.В.Белова: Круглый стол «Древности Смоленской земли: история и археология». Тема доклада: Устная история и фольклор Смоленщины.
О.В.Белова, А.Б.Мороз: Круглый стол «Полевые этнолингвистические исследования славянских архаических ареалов (сезон 2017)» Тема доклада: Экспедиция в белорусские села Подлясья.
А.Б.Мороз: Международная конференция «Литургические языки в славянских культурах» (Братислава, Словакия). Тема доклада: Фольклорная рецепция церковнославянского языка: глоссолалия или герменевтика; Международная конференция «Аксиосфера души – душа в аксиосфере» (Варшава, Польша). Тема доклада: Душа грешная. Концепт души в восточнославянском религиозном фольклоре
Международная конференция «Современная сербская фольклористика IV», Призрен, Косово. Тема доклада: Што и како говоре свети у фолклорним легендама.
Н.В. Петров: XVII Международная школа-конференция по фольклористике, социолингвистике и культурной антропологии «Фальсификации и ошибки в фольклористике и культурной антропологии». Организаторы РГГУ, Фонд М. Прохорова. М., Переславль-Залесский. Тема доклада: «Фольклорный текст как источник: от фальсификации к научному знанию»
II Международная научная конференция памяти М.И. Мижаева по актуальным проблемам фольклористики и этнологии. Майкоп, Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева, отдел этнологии и народного искусства, Адыгейский государственный университет, Центр адыговедения НИИ комплексных проблем, тема доклада «Региональные исследования в российской фольклористике»
Международная научная конференция «Этнологическое наследие: концепции, тенденции и подходы». Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Российская академия наук, Институт лингвистических исследований, Российская академия наук, Інститут народознавства, Національна Академія наук України. Молдова, Кишинев. Тема доклада «Исследования фольклорно-мифологической прозы: современные методы и подходы».
Н.С. Петрова: XII Конгресс этнологов и антропологов России "«Миссия антропологии и этнологии: научные традиции и современные вызовы»" (Ижевск). Тема доклада: «Календарная обрядность русско-белорусского пограничья 2000-х годов». VII Международный конгресс белорусистов (Варшава, Польша). Тема доклада «Рассказы о ведьмах и колдунах в фольклоре белорусско-русского пограничья».
Н.А. Савина: доклад на Полевом семинаре Факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. Тема доклада: «Полевая работа на польско-белорусском пограничье».
В докладе анализировались варианты легенды о "еврейском" демоне Хапуне, широко распространенные в польском, украинском и белорусском фольклоре. Рассматривались география и локальные версии сюжета, локальные представления об этом мифологическом персонаже, трансформированные версии сюжета, календарная приуроченность сюжета. Материал показывает, что в исследованных регионах сюжет о Хапуне до наших дней представляет собой живую традицию и бытует не только и столько в форме легенды, но в форме поверья, мемората. Еще одна особенность – сохранение легендарного сюжета благодаря рассказам о ритуальных практиках, связанных с «чужим» праздником. Расширенный и дополненный вариант доклада подготовлен и сдан в печать в виде статьи.
В докладе анализировались фольклорные нарративы, базовым мотивом которых является мотив «еврейских пророчеств» (предсказания о начале и исходе войны, предсказания о судьбах народов), записанные в регионах этнокультурных контактов (Смоленская обл., Гродненская обл., Подляшское воеводство, Биржайский р-н Литвы, Латгалия). Пророческие предсказания, вложенные в уста этнических соседей, отражают в плане содержания общие для русских, поляков. латышей и литовцев устойчивые стереотипы по отношению к представителям иной нации и веры, а с точки зрения структуры текста демонстрируют стереотипизацию высокого уровня, при которой конкретное событие начинает описываться при помощи исчисляемых эпизодов (расплата за грех, совершенный предками в давние исторические времена, неизбежность гибели, фигура раввина, призывающего к покорности перед лицом смерти, массовое непротивление, описание страшных последствий массовых расстрелов и т.п.) и словесных формул-клише, совпадающих в нарративах этого типа. Материалом для доклада послужили полевые записи последних лет.
В докладе представлен обзор этиологических сюжетов и мотивов, связанных с различными периодами жизни человека (мифологическое время – пребывание первых людей в раю и изгнание из рая; трансформации человеческого тела; историческое время – происхождение смерти; почему люди не знают срока своей смерти, почему в разные периоды своей жизни человек живет по-разному; почему перестали убивать стариков; неравноправие полов). Данные сюжеты и мотивы славянских легенд отчасти имеют книжное (апокрифическое) происхождение, отчасти восходят к сюжетам еврейского фольклора. Особое внимание уделяется текстам, записанным на русско-белорусском пограничье (Могилевская, Витебская, Гомельская, Смоленская, Брянская области).
Белова О.В. XIX Толстовские чтения («Природа человека в языке и культуре») (20-22 апреля 2015, Институт славяноведения РАН, Музей-усадьба Ясная Поляна). Тема доклада: Тело как трансформер: анатомия человека в этиологических легендах.
Белова О.В. Балканские чтения 13 «Балканский тезаурус: начало» (7-9 апреля 2015 г., Москва, Институт славяноведения РАН). Тема доклада: Этиологические мотивы в восточно- и южнославянских легендах о миротворении – общее и особенное.
Белова О.В. Место как историко-культурный концепт (Москва, Институт славяноведения РАН, 17-19 ноября 2015 г.). Тема доклада: «Свои» и «чужие» места в народной картине мира: еврейское кладбище в рассказах жителей города Лепеля.
Белова О.В. XXXIII Международная междисциплинарная конференция по иудаике (31 января – 2 февраля 2016, Москва) http://sefer.ru/progr_conf_rus.pdf. Тема доклада: «Полевые исследования в Лепеле и Глубоком (общее и особенное в исследовании бывших еврейских местечек)»
Белова О.В. «Белорусское Подвинье: опыт, методика и итоги полевых и междисциплинарных исследований» (14-15 апреля 2016 г., Полоцкий государственный университет, Полоцк) http://www.psu.by/index.php/sobytija/9648-iii-mizhnarodnaja-navukovaja-kanferentsyja-belaruskae-padzvinne-vopyt-metodyka-i-vyniki-paljavyh-i-mizhdystsyplinarnyh-dasledavannja.html. Тема доклада: «Водоемы псковско-витебского пограничья: между устной историей и мифологией (пленарный)»
Белова О.В. I Международный конгресс белорусской культуры (5-6 мая 2016 г., Минск). Тема доклада: «О современном бытовании традиционных жанров: рассказы о вещих снах и обмираниях в Кричевском районе Могилёвской области».
Белова О.В. Congress ASEEES / MAG (Association for Slavic, East European & Eurasian Studies / International Association for the Humanities), Украинский католический университет, 26-28 июня, Львов, Украина, http://www.aseees.org/sites/default/files/downloads /ASEEES-MAG-Lviv_Preliminary-Program-cover.pdf. Тема доклада: «Изофункциональность стереотипа на примере современных рассказов о “кровавом навете”» / «Isofunctional stereotype: on the base of "blood libel" modern stories»
Белова О.В. Международная конференция «Уникальное и типичное в славянском фольклоре» (17-19 ноября 2016, РГГУ). Тема доклада: «Параметры уникальности этиологических текстов: формальные и содержательные критерии».
В докладе на материале, зафиксированном на белорусско-русском пограничье и в ряде регионов России рассматривается, как изменялись функции и "заполнение" красного угла в советское время, когда икон в домах старались не держать. Показано, что иконы оказались заменены значимыми в крестьянском быту предметами, при помощи которых устанавливалась связь микромира дома с внешним миром: живущими в других местах или умершими родственниками (портреты размещались в красном углу), городом и городской культурой (телевизор, радиоприемник, картинки из "городской" жизни помещались в красном углу). Кроме того красный угол, даже пустой продолжал выполнять роль сакрального центра дома.
В докладе рассмотрены варианты и источники легенды об олене (лосе, лани), приносящем себя в жертву, которая мотивирует обряд курбана (на Балканах) и аналогичный обряд принесения в жертву быка/барана у ряда других народов. Дан обзор географии распространения легенды и ее вариантов, пути распространения с балкан к восточным славянам, ее связь с обрядом жертвоприношения и с византийскими христианскими традициями, а также с агиографической литературой, которая, вероятнее всего, послужила источником для возникновения легенды. Прежде всего речь идет о Мучении св. Афиногена Пидахфойского. Рассмотрены также вероятные пути распространения этого сюжета и проникновения его в фольклор
В докладе представлен обзор нарративов о евреях, записанных в г. Велиж Смоленской обл. и окрестных селах. Бывшее еврейское местечко – г. Велиж в Смоленской обл. – после II Мировой войны почти полностью сменил население. Тем не менее немногие довоенные жители города сохранили в памяти представление о еврейском Велиже и истории о евреях-велижанах. Эти нарративы в наше время, хотя и основываются на реальных воспоминаниях, но все же выстраиваются с использованием традиционных фольклорных моделей, образов и формул, а зачастую собственно фольклорные сюжеты, будучи помещены в контекст устрной истории еврейского населения города, обрастают конкретными фактами, именами, деталями, становясь текстами эгоистории. Так, из двух источников – личных воспоминаний и фольклорных нарративов – формируется локальный "еврейский текст". Нарративы о евреях рассматриваются в контексте нарративной традиции российско-белорусского пограничья
Мороз А.Б. "Этимология, ономастика, этнолингвистика", международная конференция, Екатеринбург, УрФУ, 7-11 сентября 2015
Мороз А.Б. "Савремена српска фолклористика", международная, Ниш (Сербия), Институт балканистики Сербский академии наук и искусств, Философский факультет Нишского университета, 1-4 октября 2015
Мороз А.Б. "Świat oczyma duszy, dusza w oczach świata. Antropologiczno-językowe wizerunki duszy w perspektywie międzykulturowej", международная, Варшава, Институт славяноведения Польской академии наук, 14-18 октября 2015
Мороз А.Б. I Международный конгресс белорусской культуры (5-6 мая 2016 г., Минск). Тема доклада: «Обряд "Свеча" на белорусско-русском пограничье: структура, тенденции, современное состояние»
Мороз А.Б. Международная конференция «Савремена српска фолклористика» (7-6 октября 2016 г., Пале, Босния и Герцеговина). Тема доклада: «Проjекат истраживања традициjске културе белоруско-руского пограничjа»
Мороз А.Б. Международная конференция «Уникальное и типичное в славянском фольклоре» (17-19 ноября 2016, РГГУ). Тема доклада: «Местные чудаки и оригиналы: типичное и/или уникальное»
Мороз А.Б.Международная конференция «”Время смеяться”: смеховое начало в религиозной культуре» (Москва, РГГУ, 1-2 апреля 2016 г.). Тема доклада: «Святой Никогда и другие бездельники».
Мороз А.Б. Международная конференция «Нематериальное наследие города: изучение, музеефикация и эдукация» (Польша, Краков, 31-е мая – 3 июня). Тема доклада: «”Адаптация” культурного наследия в современном городе»).
В докладе анализируются варианты сюжета о ходячем покойнике, выявляется локальная специфика мифологических текстов русско-белорусского пограничья. На материале текстов из Смоленской и Брянской областей показываются семантические константы текста, актуализирующие связи похоронной-поминальной обрядности и мифологического нарратива.
Для того чтобы определить уникальность той или иной традиции (общерусской, локальной, пограничной или европейской), необходимо создать инструмент, позволяющий сравнивать достаточно мелкие содержательные единицы мифологических текстов. Такими единицами в различных указателях были либо сюжеты-мотивы, либо более крупные единицы - сюжеты. Для создания метауказателя необходимо: 1) выстроить достаточно непротиворечивую структуру корпуса семантических констант; 2) создать перекрестные гипертекстовые ссылки на существующие указатели мотивов мифологической прозы региональных традиций русских (сибирские тексты, севернорусские тексты). В докладе аудитории были продемонстрированы первые результаты проекта и обсуждались дальнейших шагов по созданию такого метауказателя.
В докладе был представлен развернутый анализ мифологического сюжета "женщина, встреченная на дороге, просит путника привезти ей одежду". Встречающийся на территории расселения русских и вобравший в себя множество деталей русских мифологических рассказов и поверий, данный сюжет генетически восходит к европейскому сюжету о чуме/холере в облике женщины. Через славянское соседство (сюжет дислоцировался в пограничных областях) он переходит в фонд топиков русской мифологической прозы, оказываясь "бродячим" не только по происхождению, но и по форме.
Петров Н.В. 15 сентября 2015 г. Москва. Воркшоп: "Как брать и интерпретировать интервью" bit2.rsuh.ru/upload/main/vshek/binary/workshop_fieldwork.doc.
Петров Н.В. Межрегиональный межведомственный образовательный форум для специалистов системы дополнительного образования «Достояние России. Народная художественная культура – детям». Панельное выступление.
Петров Н.В. 12 ноября 2015 г., Москва. Конференция "Культ святых в средневековой христианской культуре Запада и Востока Европы: религиозное, политическое, социальное". Лаборатория медиевистических исследований Школы исторических наук НИУ ВШЭ.
Петров Н.В. 23–24 ноября 2015 г. Третьи научные чтения памяти К.В. Чистова. Биографический текст — память — идентичности. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера).
Петров Н.В. «Угри на горох», а «сомы на молоко»: фольклорная жизнь некоторых тварей. Международная научная конференция «Уникальное и типичное в фольклоре» (Москва, 17–19 ноября 2016 г.).
Петров Н.В. «Механизмы адаптации традиционной культуры в условиях пограничья». Цикл лекций в университете национальных меньшинств. Китай, Ланчжоу, 20-25 ноября 2016 г.
Петров Н.В. «Материалы по традиционной культуре в пограничных зонах: диахронический срез». Сообщение в Литовском эдукологическом университете, 12-13 декабря 2016 г.
Белова О.В., Мороз А.Б., Орлов О.Ф., Петров Н.В., Петрова Н.С. «Экспедиции в пограничные региона в рамках проекта РГНФ». Москва, Институт славяноведения РАН, Круглый стол по проблемам полевых исследований в поликультурных регионах, февраль 2016 г.
Петров Н.В. «Архивные собрания и базы данных фольклорных текстов: от полевых записей к научному исследованию». XVI Международная школа-конференция по фольклористике, социолингвистике и культурной антропологии «Методы и концепции в фольклористике и культурной антропологии (конец XX - начало XXI века)». 5-11 мая 20016 г. г. Переславль-Залесский
Петров Н.В. Автоматическая обработка фольклорных текстов для чайников. XVI Международная школа-конференция по фольклористике, социолингвистике и культурной антропологии «Методы и концепции в фольклористике и культурной антропологии (конец XX - начало XXI века)». 5-11 мая 20016 г. Г. Переславль-Залесский (совместно с Е. Коровиной)
Петров Н.В. «Эвгемеристические теории в фольклористике: дело об Исполине». Научный семинар ЦТСФ РГГУ «Фольклор и постфольклор: структура, семиотика, типологии», 31 мая 2016 г.
В докладе были представлены результаты летних фольклорных экспедиций 2013 г. в регионы, являющиеся пограничными в этническом, культурном, административном смыслах, анализировались тексты о "соседях" (будь то жители соседней области/ страны либо же иноэтничные односельчане) и было показано, как фольклорная семантическая оппозиция "свой"-"чужой" реализуется в бытовых рассказах.
( слушать аудиозапись доклада).
В презентации представлены основные результаты экспедиции по проекту «Ареальная структура белорусско-русского лингвокультурного пограничья: язык и фольклор» (РГНФ–БРФФИ 13-24-01003) (Велижский район Смоленской обл. в 2013 г.).
( скачать презентацию).
Петрова Н.С. февраль 2016 г., Москва, Институт славяноведения РАН, Круглый стол по проблемам полевых исследований в поликультурных регионах
Петрова Н.С. апрель 2016 г., г. Полоцк, Беларусь, Международная научная конференция «Беларускае Падзвінне: вопыт, методыка і вынікі палявых і міждысцыплінарных даследаванняў». Доклад на тему «Рассказы о кладах в фольклоре белорусско-русского пограничья»
Петрова Н.С. октябрь 2016 г., г. Каунас, Литва, VI Международный конгресс белорусистов. Доклад: «Купальская обрядность белорусско-русского пограничья в фольклоре и массовой культуре».
Петрова Н.С. Международный конгресс белорусистов, Каунас (Литва), 1-5 октября 2015 г., доклад «”Мы” и “они”: этнокультуное соседство в рассказах жителей белорусско-русского пограничья»
Материал размещен на сайте при поддержке грантов РГНФ-БРФФИ № 13-24-01003, № 15-24-01004, № 17-24-01004
|