ОБЪЕДИНЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОКАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ТАРТУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook

ПРИМЕЧАНИЯ

ГЛАВА ВТОРАЯ

1 Дарвин М. Н. Русский лирический цикл: Проблемы истории и теории. Красноярск: Изд. Красноярского университета, 1988. С. 57–58 (заключительная фраза — цитата из книги В. А. Грехнева «Лирика Пушкина»).

2 Такое отождествление не учитывает того, что переложения «духовных од» являлись вариацией священных текстов, вошедших в христианский канон и обладавших в системе европейской культуры высшей авторитетностью, в то время как «Подражания Корану» мыслились как поэтическая рефлексия над экзотической и заведомо «неистинной» религией; в этом смысле «Подражания Корану» корректнее сближать не с подражаниями псалмам, а с батюшковскими переложениями «Мадагаскарских песен» Парни.

3 О соотношении структуры первого и последующих пушкинских сборников с современным им русским контекстом (в частности, о путях трансформации жанрового принципа в хронологический) см.: Сайтанов В. А. Стихотворная книга: Пушкин и рождение хронологического принципа // Редактор и книга: Сборник статей. Вып. 10. М.: Книга, 1986. С. 123–160; Сидяков Л. С. «Стихотворения Александра Пушкина» и русский стихотворный сборник первой трети XIX века // Проблемы современного пушкиноведения: Сборник статей. Псков: Псковский гос. педагогический институт, 1994. С. 44–57. О том, насколько пушкинский сборник 1826 года, выстроенный из традиционных жанровых разделов, далек от «романтизма», наглядно свидетельствует его сопоставление хотя бы с двухтомником «Стихотворений» Вордсворта, структура которого была подчинена выражению субъект-


386

ного начала. См.: Curran, Stuart. Multum in Parvo: Wordsworth’s Poems, in Two Volumes of 1807 // Poems in Their Place: The Intertextuality and Order of Poetic Collections. Edited by Neil Fraistat. Chapell Hill and London: The University of North Carolina Press, 1986. P. 234–253.

4 Вот как суммирована традиция такого толкования в добротной популярной книге Е. А. Маймина: «Элегия “Погасло дневное светило...”, как и романтические поэмы Пушкина, некоторыми своими чертами напоминает поэзию Байрона... Однако... связь стихотворения с поэмой Байрона не означала подражания ему. Этого Пушкин не делал ни в этом стихотворении, ни в других. У Пушкина с Байроном было сходное направление поэтической мысли, определяемое некоторым сходством их биографий. Сссылка, экзотические края, близость моря, постоянный порыв к свободе заставляли Пушкина вспомнить о Байроне и поневоле соизмерить свою судьбу с его судьбой. Они пели сходные песни, потому что похожа была их жизнь, потому что жили они в одно и то же трудное и мятежное время, потому что одинаково сильно они любили поэзию и свободу» (Маймин Е. А. Пушкин: Жизнь и творчество. М.: Наука, 1981. С. 63).

5 Ср., напр., в добротной биографии Эрнста Симмонса: “There can be little doubt about Pushkin’s immediate inspiration. The echoes of the Childe bidding farewell to his native land are heard once again. But Pushkin is a softer Childe, more humanistic and humanly sentimental” (Simmons, Ernest J. Pushkin. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1937. P. 114).

6 Томашевский Б. Пушкин. Книга первая (1813–1824. M.; Л.: Изд. АН СССР, 1956. С. 388–389.

7 Недавно, однако, петербургский исследователь С. Кибальник предпринял попытку не только воскресить концепцию пушкинского «байронизма», но и придать ей универсальный смысл. Кибальник подчеркивает «первоочередное и определяющее влияние Байрона» на южную поэзию (Кибальник С. А. Тема изгнания в поэзии Пушкина // Пушкин: Исследования и материалы. Т. XIV. Л.: Наука, 1991. С. 33). Что касается первой крымской элегии, то здесь для исследователя вообще нет никаких сомнений. «Паломничество Чайльд Гарольда» — главный источник не только ее мотивов («...вопреки авторитетному суждению Б. В. Томашевского, пушкинская элегия воспроизводит в трансформированном виде почти все мотивы первой песни “Паломничества”»), но даже и фразеологии: «...Стих “Минутной радости минутные друзья” скорее всего представляет собой перифразу байроновского “flatterers of the festal hour” (буквально: “льстецы праздничного часа” или “друзья на час”...)» (Кибальник С. А. Тема изгнания в поэзии Пушкина. С. 36). Подробный разбор аргументации Кибальника (представляющейся нам несостоятельной) см. в нашей статье: «Элегия “Погасло дневное светило”: К проблеме литературного контекста» (Elementa, 1998. Vol. 4; в печати). Здесь же считаем необходимым


387

отметить только, что выделенное исследователем сходство мотивов либо слишком общо, либо сомнительно. Что касается попыток обнаружить сходство фразеологии, то они еще более натянуты: вне всякого сомнения, осенью 1820 года Пушкин не владел английским в такой степени, чтобы осуществлять какие бы то ни было заимствования из английского текста. Многие из «перифраз», возводимых Кибальником к Байрону, в действительности восходят к другому контексту. К примеру, формула «минутной радости минутные друзья» явно отсылает не к Байрону, а к французской фразеологии, адаптированной русской поэзией (ср. «Минутный шум веселья и пиров» в элегии-послании Батюшкова «К другу»).

8 По-видимому, первым, кто отметил «влияние» Батюшкова на элегию «Погасло дневное светило...», был Н. Энгельгардт. В своей заметке «Пушкин и Батюшков» (опубликованной под обычным «нововременским» псевдонимом Энгельгардта «Чтец») он отметил, что на пушкинской элегии «сказалось влияние трех пьес Батюшкова»: «Тень друга» (1814), «Разлука» (1815) и отрывка «Есть наслаждение и в дикости лесов...» (1819). Никакой детализации своему наблюдению Энгельгардт, однако, не дал. См.: Чтец. Пушкин и Батюшков // Новое время, 1900, 25 ноября (8 декабря), № 8890. С. 5–6. На заметку «Чтеца» ссылается Н. Дашкевич, отстаивающий, однако, «влияние Байрона» (См.: Дашкевич Н. Отголоски увлечения Байроном: разочарования, грезы о свободе вне цивилизованного общества и сомнения в поэзии Пушкина // Библиотека великих писателей под ред. С. А. Венгерова: Пушкин. Т. II. СПб.: Изд. Брокгауза – Ефрона, 1908. С. 431).

9 «О! молви слово мне! пускай знакомый звук // Еще мой жадный слух ласкает, // Пускай рука моя, о незабвенный друг! // Твою с любовию сжимает...» Предоставляем адептам психоаналитической критики выстраивать на основании приведенных стихов гипотезы о сексуальной ориентации Батюшкова и о причинах его раннего психического расстройства.

10 Сандомирская В. Б. О первом наброске стихотворения «Увы! Зачем она блистает»: К вопросу о датировке // Временник Пушкинской комиссии. Вып. 20. Л.: Наука, 1986. С. 138–139.

11 Вяземский П. А. Полн. собр. соч. Т. 2. СПб., 1879. С. 417.

12 Зорин А. Л. К. Н. Батюшков в 1814–1815 гг. // Известия АН СССР Сер. литературы и языка, 1988, т. 47, № 4. С. 370.

13 Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя: Статьи и заметки. 1960–1990; «Евгений Онегин». Комментарий. СПб.: Искусство–СПб, 1995. С. 70.

14 »Примечательно, что первый стих в принадлежавшем Пушкину экземпляре 2-й части «Опытов» отмечен слева крестиком (12, 257). Вместе с тем формула «дневное светило» находит более близкое соответствие в «Умирающем Тассе»:


388
    Светило дневное уж к западу текло
    И в зареве багровом утопало...

Подробнее об истории формулы «дневное светило» и трансформации ее у Батюшкова и Пушкина см. в нашей статье «Элегия “Погасло дневное светило”: К проблеме литературного контекста» (в печати).

15 Этот стих в свою очередь опирался на русскую традицию — в частности, на «Водопад» Державина («Шуми, шуми, о водопад!»); звуковая выразительность державинского стиха, несомненно, вдохновила и Баратынского — в его «Водопаде» (1821; «Шуми, шуми с крутой вершины, // Не умолкай, поток седой!»).

16 Н. Энгельгардт (а вслед за ним и другие исследователи) склонен был полагать, что стихи: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан!» — восходят к батюшковскому переводу-переложению из «Чайльд Гарольда»: «Шуми же ты, шуми, огромный океан» ( Чтец. Пушкин и Батюшков. С. 6). Эта же мысль затем многократно повторялась и в конце концов превратилась в своего рода общее место. Однако после недавней работы В. Э. Вацуро может считаться несомненным, что Пушкин мог познакомиться с этими стихами Батюшкова не раньше осени 1826 г., а скорее всего — летом 1827 г. (Вацуро В. Э. Последняя элегия Батюшкова // Вацуро В. Э. Записки комментатора. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1994. С. 150–166). Исследователем было высказано очень правдоподобное предположение, что, напротив, в соответствующих стихах Батюшкова могло отразиться знакомство с элегией Пушкина (С. 156–157).

17 Это не означает, конечно, что элегия Пушкина — «плохое» произведение. В. В. Виноградов продемонстрировал чрезвычайно изощренную связь в этом тексте приемов синтаксической выразительности с движением лирической эмоции (Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М.: ГИХЛ, 1941. С. 333–336). М. Л. Гаспаров показал продуманность в комбинировании Пушкиным временных планов, позволяющих «избежать монотонности и получить, так сказать, стереоскопическое ощущение элегической темы» (см.: Гаспаров М. Л. Три типа русской романтической элегии // Гаспаров М. Л. Избранные труды. Том II. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 370–371). См. также наблюдения В. Вестстейна над построением «лирического сюжета» пушкинской элегии: Weststejn, Willem G. Plot Structure in Lyric Poetry. An Analysis of Three Exile Poems by Aleksandr Pushkin // Russian Literature, 1989, XXVI–IV. P. 514–517.

18 Иванова H. H. Поэтическая «глагольная» перифраза у Пушкина // Поэтическая фразеология Пушкина. М.: Наука, 1969. С. 339–343.

19 См.: Топоров В. Н. Младой певец и быстротечное время: К истории одного образа в русской поэзии первой трети XIX века // Russian Poetics. Edited by Thomas Eekman and Dean S. Worth. Columbus, OH:


389

Slavica, 1983. P. 425–427; Заборов П. Р. Шарль Мильвуа в русских переводах и подражаниях первой трети XIX века // Взаимосвязи русской и зарубежных литератур. Л.: Наука, 1983. С. 100–128; Вацуро В. Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа». СПб.: Наука, 1994. С. 203–212.

20 Кюхельбекер В. К. Дневник. Л.: Прибой, 1929. С. 234.

21 См.: Panofsky, Erwin. Et in Arcadia ego: Poussin and the Elegiac Tradition // Panofsky, Erwin. Meaning in the Visual Arts: Papers in and on Art History. Garden City, NY: Doubleday Anchor Books, 1955. P. 295– 320.

22 B этой связи заметим, что восходящая к Б. В. Томашевскому традиция рассматривать «Надпись» как вариацию сюжета картины Пуссена, не представляется вполне убедительной. Никаких «хороводов» в картине Пуссена, как известно, нет. Читателями надгробной надписи оказываются мужчины-пастухи, в то время как у Батюшкова надпись адресована «пастушкам» («Подруги милые...»). Сюжет Пуссена был опосредован живописными и графическими вариациями 18 века — в частности, созданными по мотивам «аркадских» стихов Делиля. Видимо, среди них и должно искать «источник» Батюшкова.

23 Панофский отмечает курьезную неточность, допущенную Дидро в его трактате «О драматической поэзии» при описании знаменитой картины Пуссена: им упомянуты юные пастухи, которые танцуют неподалеку от гробницы. Никаких танцующих пастухов на картине Пуссена, как известно, нет. Панофский убедительно заметил, что на эту интерпретацию повлияли близкая Дидро теория «драматических контрастов» и возможные вариации этого сюжета, исказившие свой художественный «первообраз». См.: Panofsky, Erwin. Et in Arcadia ego: Poussin and the Elegiac Tradition. P. 317.

24 Мотив безвременно умершего «юноши», «бедного певца» появляется в русской поэзии еще до того, как элегия Мильвуа была написана и тем более до ее первых переводов — в частности, в поэзии Жуковского (ср. в этой связи: Топоров В. Н. Младой певец и быстротечное время: К истории одного образа в русской поэзии первой трети XIX века. Р. 419–423). Формула «бедный юноша», видимо, сконструирована Батюшковым на основании фразеологии Жуковского, однако, в отличие от линии А. Тургенева — Жуковского, ни Батюшков, ни Пушкин нигде не выражают эксплицированно мысль, что «бедный юноша» — поэт.

25 И. Н. Медведева предположила, что стихотворение относится к самому началу 1823 г. См.: Медведева И. Н. Пушкинская элегия 1820-х годов и «Демон» // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. Вып. 6. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1941. С. 57. В нынешних изданиях обычно относится к 1822 г.

26 Раевский В. Ф. Полное собрание стихотворений. М.; Л.: Советский писатель, 1967. С. 158–159.


390

27 Медведева И. H. Пушкинская элегия 1820-х годов и «Демон». С. 71.

28 По поводу «источников» пушкинской «Телеги жизни» скопилась уже обширная литература. Такими источниками объявлялись, в частности, Гете (!) и Флориан. В этом обоснованно усомнился М. Ф. Мурьянов, посвятивший недавно «Телеге жизни» специальное исследование — «У истоков пушкинской философии времени» (Мурьянов М. Ф. Из символов и аллегорий Пушкина. М.: Наследие, 1996. С. 155–199). Однако сам исследователь — в обычной своей манере и с обычной эрудицией — увел «телегу жизни» из русской литературы в даль веков.

29 О6 «Идеалах» Жуковского см.: Вацуро В. Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа». С. 117–124.

30 3аметим в этой связи, что в богатой традиции европейской эмблематики (на которую опирались и Шиллер, и Жуковский) Время обычно изображалось в виде крылатого старца и очень редко — в виде Возничего. Распространение получил только один эмблематический сюжет, в котором Время изображено в виде Возничего, управляющего колесницей (разумеется, не телегой!) с четырьмя олицетворенными Временами года. См.: Chew, Samuel С. The Pilgrimage of Life. New Haven and London: Yale University Press, 1962. P. 12–34; об изображении Времени в виде возничего — р. 25. Вместе с тем Время в облике возничего колесницы, влекомой оленями, — популярная иллюстрация к одному из сюжетов «Триумфов» Петрарки. См.: Panofsky, Erwin. Studies in Iconology: Humanistic Themes in the Art of the Renaissance. NY, Evanston, and London: Harper & Row, 1962. P. 79–81 (фигуры 52–56 на вклейке между стр. 94–95 воспроизводят соответствующие иллюстрации). С сочинением Петрарки Пушкин, видимо, был знаком.

31 Этот устный отзыв воспроизведен — видимо, с некоторыми неточностями — в воспоминаниях С. Е. Раича, встречавшегося с Пушкиным в Одессе в 1823 г. См.: Вацуро В. Э. Литературная школа Лермонтова // Лермонтовский сборник. Л.: Наука, 1985. С. 52.

32 См. превосходную книгу о новой «эстетической морали», оказавшей определяющее воздействие на европейскую литературу 18-го – начала 19 в.: Norton, Robert E. The Beautiful Soul: Aesthetic Morality in the Eighteenth Century. Ithaca and London: Cornell University Press, 1995. Элегической поэзии Нортон не касается, но его наблюдения имеют к ней самое близкое отношение.

33 О том, каким образом в «Признании» выстраивался новый тип элегии из материала традиционного элегического языка (в том числе и элегического языка Пушкина), см. превосходную работу: Nilsson, Nils Åke. Baratynskij’s Elegiac Code // Russian Romanticism: Studies in the Poetic Codes. Edited by Nils Åke Nilsson. Stockholm: Almquist & Wiksell International, 1979. P. 144–163. О воздействии «Признания» на по-


391

этическое творчество Пушкина второй половины 20-х годов существует уже довольно обширная литература.

34 В связи с изменениями в элегической системе Пушкина см.: Петрунина H. H. Литературные параллели. 1. К творческой истории элегии «Сожженное письмо» (Временник Пушкинской комиссии. 1977. Л.: Наука, 1980. С. 108–112) и, в особенности: Вацуро В. Э. К истории элегии «Простишь ли мне ревнивые мечты...» (Временник Пушкинской комиссии. 1978. Л.: Наука, 1981. С. 5–21).

35 Тонкий анализ этого стихотворения см. в книге: Shaw, J. Thomas. Pushkin’s Poetics of the Unexpected: The Nonrhymed Lines in the Rhymed Poetry and the Rhymed Lines in the Nonrhymed Poetry. Columbus, OH: Slavica, 1994. P. 100–105.

36 Л. Флейшман очень точно заметил по поводу новых элегических опытов Баратынского: «И “страсти”, и “холод” равно естественны и неизбежны и этически нейтральны. Эта свобода элегии от этического оцениванья особенно привлекала к себе Пушкина в нач. 1820-х гг. ...» (Флейшман Л. М. Из истории элегии в пушкинскую эпоху // Пушкинский сборник. Рига, 1968 (= Ученые записки Латвийского государственного университета. Т. 106). С. 37).

37 Отголосок батюшковского стихотворения сохранился и в позднейшем пушкинском стихотворении, адресованном, по всей вероятности, А. П. Керн, — «Когда твои младые лета...», с концовкой, прямо отсылающей к стихотворению Батюшкова («Не пей мучительной отравы; // Оставь блестящий душный круг, оставь безумные забавы: // Тебе один остался друг»). Как и в большинстве стихотворений, адресованных Керн, эта активизация литературных аллюзий имеет двусмысленно-игровой характер (ср. «Гений чистой красоты» в послании «К***»). Вл. Соловьев не без язвительной проницательности вскрыл двусмысленность поэтических комплиментов, адресованных Керн в пушкинском стихотворении. См.: Соловьев B. C. Судьба Пушкина // Соловьев B. C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. С. 279.

38 Сандомирская В. Б. Из истории пушкинского цикла «Подражания древним»: Пушкин и Батюшков // Временник Пушкинской комиссии. 1975. Л.: Наука, 1979. С. 15–30.

39 На протяжении средних веков Греческая Антология читалась в аллегорическом ключе. Еще в эпоху Ренессанса она служила одним из основных источников для создания эмблематических книг. В эпоху барокко и классицизма она читалась «на фоне» французской эпиграммы. Положение начало меняться лишь со второй половины 18 века. См. об этом фундаментальное двухтомное исследование: Hutton, James. The Greek Anthology in Italy to the Year 1800. Ithaca, NY: Cornell University Press; London: Humpprey Milford; Oxford University Press, 1935; The Greek Anthology in France and in the Latin Writers of the Netherlands to the Year 1800. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1946.


392

40 О батюшковских переводах из Антологии в соотношении с эстетическими идеями, декларированными в статье Уварова, см.: Эткинд Е. Г. Русские поэты-переводчики от Тредиаковского до Пушкина. Л.: Наука, 1973. С. 129–138 См. также: Кибальник С. А. Русская антологическая поэзия первой трети XIX века. Л.: Наука, 1990. С. 69–85.

41 См.: Ботвинник Н. М. О стихотворении Пушкина «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем» // Временник Пушкинской комиссии. 1976. Л.: Наука, 1979. С. 152–153; Grenleaf, Monika. Pushkin and Romantic Fashion: Fragment, Elegy, Orient, Irony. Stanford, CA: Stanford University Press, 1994. P. 81–85 (разбор Моники Гринлиф — лучший из известных нам анализов первой, петербургской, «Дориды»).

42 Ср. в этой связи мнение М. Гринлиф о том, что пушкинское стихотворение «деконструирует современную ностальгию по «целостным» греческим телесности и бытию» (Grenleaf, Monika. Pushkin and Romantic Fashion: Fragment, Elegy, Orient, Irony. P. 84–85).

43 См.: Shaw, J. Thomas. Collected Works. Volume I. Pushkin: Poet and Man of Letters and His Prose. Los Angeles, CA: Charles Schlacks, Jr., Publisher, 1995. P. 58.

44 Разумеется, на концепцию золотого века у Пушкина повлияли не столько непосредственно античные источники, сколько их рецепция французской эстетикой и литературой (в частности, пасторальной) 18 века. См. в этой связи: Delaporte, André. Bergers d’Arcadie: Poètes et philosophers de l’Age d’Or dans la littérature française du XVIIIe siécle. Puiseaux: Pardès, 1988 (см. в особенности § 3 1-й главы: Le débát esthétique sur la poésie pastorale, l’eglogue et l’idylle. P. 25–35).

45 Наряду с Батюшковым, на формирование персонализированной концепции золотого века в «Подражаниях древним», видимо, оказала воздействие поэзия Шенье, в которой образ идиллической Аркадии оказывается одним из важнейших семантических центров. См.: Stephan, Rüdiger. Goldenes Zeitalter und Arkadien: Studien zur französischen Lyrik des ausgehenden 18 und des 19. Jahrhunderts. Heidelberg: Carl Winter Universitätsverlag, 1971. S. 42–52 (“Arkadien in der Dichtung André Chéniers”).

46 Вацуро В. Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа». СПб.: Наука, 1994. С. 198.

47 Мы оставляем в стороне проблему корреляции пушкинских «Подражаний древним» с действительными античными источниками (воспринятыми главным образом через посредство французских и русских переводов и толкований). Этой проблеме посвящена обширная литература, среди которой для нашей темы в особенности полезна замечательная работа: Якубович Д. П. Античность в творчестве Пушкина // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. Вып. 6. М.; Л.: Изд. АН СССР. С. 92–159 (для нашего материала см. в особенности с. 129–138); ср. также: Reeder, Roberta. The Greek Anthology and Its


393

Influence on Pushkin’s Poetic Style // Canadian-American Slavic Studies, 1976. Vol. 10. P. 205–227.

48 Примечательно, что С. А. Кибальник почти не обнаружил в пушкинских «Подражаниях древним» батюшковских отзвуков, а немногочисленные «реминисценции» усмотрел как раз там, где они довольно сомнительны (см.: Кибальник С. А. Русская антологическая поэзия первой трети XIX века. С. 174–175). Отчасти это, может быть, объясняется тем, что в качестве потенциального источника «реминисценций» он рассматривал батюшковские переводы из Антологии, не обратив внимания на элегии.

49 Гармония не равна симметрии. Применительно к материалу русской поэзии (в частности, ее «инструментовки») см. интересные соображения на этот счет Майкла Шапиро: Shapiro, Michael. Assymetry: An Inquiry into the Linguistic Structure of Poetry. Amsterdam; New York; Oxford: North Holland Publishing Company, 1976 (см. в особенности гл. 2 и 3).

50 И для этого случая, и для дальнейшего изложения полезно принять во внимание, что в данном случае графика практически «совпадала» с произношением: в первые десятилетия 19 века «гласные <а, о, э> в безударных слогах, после мягких и шипящих согласных, реализовались звуком [эи]» (Панов М. В. История русского литературного произношения XVIII–XX вв. М.: Наука, 1990. С. 235).

51 Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М.: Наука, 1984. С. 137.

52 Тонкие наблюдения над семантико-мелодической функцией дактилической цезуры в шестистопном ямбе Батюшкова (в сравнении с предшественниками, современниками и последователями) содержатся в книге: Вейдле Владимир. Эмбриология поэзии: Введение в фоносемантику поэтической речи. Париж: Institut d’études slaves, 1980. С. 267–276, 281–283.

53 Ср. протест В. Ф. Маркова против абсолютизации статистических методов, выдвигающих на первый план чисто количественные параметры. «Такой “демократизм”, — справедливо замечает исследователь, — вряд ли всегда уместен в делах эстетических» (Марков В. Ф. В защиту разноударной рифмы: Информативный обзор // Russian Poetics. Edited by Thomas Eekman and Dean S. Worth. Columbus, OH: Slavica, 1983. P. 247.

54 Оставляем в стороне исключительно важный, но выходящий за пределы нашей темы вопрос о корреляции разных типов цезуры с различными типами синтаксических связей и о соотношении синтаксической и ритмической эволюции шестистопного ямба. Об этом см.: Гаспаров М. Л. Синтаксис пушкинского шестистопного ямба // Гаспаров М. Л. Избранные статьи. М.: Новое литературное обозрение, 1995. С. 93–101 (там же и основная литература вопроса).


394

55 Е. Г. Эткинд, анализируя текст «Музы», пришел к выводу, что он «симметричен от ритмического первоэлемента до высшего уровня — композиции», причем четыре симметрические структуры (на уровне общесемантическом, конкретно-тематическом, рифменно-фонетическом и синтаксическом) «накладываются одна на другую и взаимно обогащают, усиливают друг друга». См.: Эткинд Е. Симметрические композиции у Пушкина. Paris: Institute d’études slaves, 1988. С. 15–19.

56 Cp. заостренно выраженную мысль B. B. Вейдле: «Не муза его вообще, но муза, пропевшая ему эти стихи, в самом деле, именно музой Батюшкова и была. Ею подсказаны тут с великим искусством, со своим, но и его искусством найденные нерезкие контрасты между доцезурными полустишиями первого и второго, третьего и четвертого стихов, после чего следующие три подряд поют на дактилической цезуре: “Уже наигрывал...”, “И гимны важные...”, “И песни мирные...”. Неудивительно, что стихотворение это для Пушкина “отзывалось Батюшковым”, которого могли ему напомнить и многие другие собственные его стихотворения этого года, более редкие последующих годов, но и многие предыдущих» (Вейдле Владимир. Эмбриология поэзии. С. 276–277).

57 Томашевский Б. Пушкин — читатель французских поэтов // Пушкинский сборник памяти профессора Семена Афанасьевича Венгерова (=Пушкинист. IV). М.; Пг.: Государственное издательство, 1922. С. 215–216.

58 Отмечено в работе: Элиаш Н. М. К вопросу о влиянии Батюшкова на Пушкина // Пушкин и его современники: Материалы и исследования. Вып. XIX–XX. Пг., 1914. С. 32.

59 См.: Taranovski, Kiril. Some Problems of Enjambement in Slavic and Western European Verse // International Journal of Slavic Linguistics and Poetics, 1963, 7. P. 80–87 (см., в частности, констатацию: “It is obvious that the function of enjambements is primary a rhythmical one. But their aesthetic motivation maybe different”. P. 84); Hollander, John. “Sense Variously Drawn Out”: An English Enjambement // Hollander, John. Vision and Resonance: Two Senses of Poetic Form. NY: Oxford University Press, 1975. P. 91–116; на русском материале (с обзором различных концепций): Панов С. И. К пробеме стихотворного переноса // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1986, № 4. С. 56–59. С. И. Панов особенно убедительно подчеркивал невозможность «закрепления за переносом какой-либо одной, строго определенной художественной функции» (С. 59).

60 Дж. Лоулер рассматривает перенос как «эротический троп». См.: Lawler, Justus, George. Celestial Pantomime: Poetic Structure of Transcendence. New Haven and London: Yale University Press, 1979. P. 73–103.

61 Ср. в этой связи исключительно тонкое наблюдение О.Э. Мандельштама над поэтикой одной из линий в элегическом творчестве<


395

Шенье: «Странно после античной элегии со всеми аксессуарами <...> найти у Шенье уклон к совершенно светской элегии в духе романтиков, почти Мюссе, как, например, — тертья элегия “A Camille”, — светское любовное письмо, утонченно-непринужденное и взволнованное, где эпистолярная форма почти освобождается от мифологических условностей и течет свободно живая речь романтически мыслящего и чувствующего человека». Мандельштам О. Заметки о Шенье // Мандельштам О. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987. С. 97–98. Названная Мандельштамом элегия близка пушкинскому тексту во многих отношениях. Связь «Ночи» с Шенье — факт, впервые отмеченный А. Ахматовой (см.: Ранние пушкинские штудии Анны Ахматовой: По материалам архива П. Лукницкого) // Вопросы литературы, 1978, № 1. С. 208).

62 Впрочем, немаловажно и то, что Enjambement’ы — важная черта ряда элегий Шенье. В данном случае Пушкин как бы накладывает друг на друга две поэтические системы.

63 Покойный Уолтер Викери в одной из последних опубликованных работ показал, что с конца осени 1823 г. в элегической лирике Пушкина формируется своеобразный мифологизированный цикл, в центре которого — «одесская» любовь. См.: Vickery, Walter. Odessa — Watershed Year: Patterns in Puškin’s Love Lyrics // Puškin Today. Edited by David M. Bethea. Bloomingfon & Indianapolis: Indiana University Press, 1993. P. 136–151. Заметим, что «одесский миф» создавался по большей части уже вне Одессы — по байронической модели, подобно тому как «петербургский миф» и «таврический миф» создавались главным образом вне Петербурга и вне Крыма — по батюшковским моделям.

64 Томашевский Б. В. Пушкин: Работы разных лет. М.: Книга, 1990. С. 298; ср.: Томашевский Б. Пушкин. Книга первая (1813–1824). С. 531.

65 Томашевский Б. Пушкин. Книга первая (1813–1824). С. 531.

66 Томашевский Б. Пушкин. Книга первая (1813–1824). С. 531.

67Н. К. Гудзий замечает: «Мы не имеем оснований думать, судя по размеру, каким написан отрывок, и судя по темпу, в каком развивается повествование, чтобы этот отрывок мыслился Пушкиным как начало его поэмы о разбойниках. Скорее всего он должен был вылиться в произведение, по размерам не превышающее собой обычного размера баллады типа той же «Черной шали» (Гудзий Н. К. «Братья-разбойники» Пушкина // Известия АН СССР. Отд. общественных наук, 1937, № 2–3. С. 645).

68 Томашевский Б. Пушкин. Книга первая (1813–1824). С. 448–449.

69 Обе параллели отмечены еще Гудзием как «явные реминисценции из стихотворения Жуковского» (Гудзий Н. К. «Братья-разбойники» Пушкина. С. 644–645).

70 Виноградов В.В. Стиль Пушкина. С. 300.


396

71 Это не помешало самой форме пушкинской «песни» стать довольно продуктивной в истории русской поэзии. См. об этом, в частности, интересную работу: Вахтель, Майкл. «Черная шаль» и ее метрический ореол // Русский стих: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика: В честь 60-летия М. Л. Гаспарова. М.: РГГУ, 1996. С. 61–80. Некоторые дополнительные материалы и наблюдения содержатся в статье (не отмеченной в работе М Вахтеля): Seeman, Klaus-Dieter. Studien zum russischen Balladenvers. I // Zeitschrift fur Slavische Philologie, 1986. Bd. XLVI . S. 318–335.

72 Многосторонний анализ семантической связи «Песни...» с «Графом Гапсбургским» см. в работе: Немзер А. «Сии чудесные виденья...»: Время и баллады В. А. Жуковского. // Зорин А., Немзер А., Зубков Н. Свой подвиг свершив... М.: Книга, 1987. С. 223–226.

73 Рассмотрению «Песни о Вещем Олеге» в контексте более широкой европейской и русской балладной традиции о властителе и певце посвящено ценное исследование: Keil, Rolf-Dietrich. Der Furst und der Sanger. Varianten eines Balladenmotivs von Goethe bis Puskin // Studien zu Literatur und Aufklarung in Osteuropa. Herausgegeben von Hans-Bernd Harder und Hans Rothe. Wilhelm Schmilz Verlag in Giessen, 1978. S. 219–268.

74 Формальная связь «Песни...» с «Гезиодом и Омиром», если не ошибаемся, впервые указана В. В. Виноградовым, отметившим: «Можно не сомневаться в том, что ритмико-синтаксическая структура “Песни о вещем Олеге” слагалась не без влияния стихов Батюшкова» (Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М.: ГИХЛ, 1941. С. 307). Позже об этой связи писала В. Б. Сандомирская (Сандомирская В. Б. К вопросу о датировке помет Пушкина во второй части «Опытов» Батюшкова // Временник Пушкинской комиссии. 1972. Л.: Наука, 1974. С. 24–25). Синтезирующий — по отношению к традиции — смысл «Песни о Вещем Олеге» с замечательной проницательностью уловил П. А. Катенин. Ю. Н. Тынянов выявил полемический подтекст катенинской «Старой были» (1828), ее завуалированную направленность против Пушкина. Позднейшие исследователи, развивая наблюдения Тынянова, отмечали, что в «Старой были» не случайно содержатся многочисленные аллюзии на «Песнь о Вещем Олеге» — от метрико-строфических до мотивно-тематических. Коллизии стихотворения Пушкина оказались Катениным полемически переосмыслены и превращены в упрек «последекабрьскому» Пушкину. В этой связи показательно, что стихотворение Катенина переосмысляет не только «Графа Гапсбургского», но и «Гезиода и Омира»; и то и другое явно рассматривались Катениным в ряду «фоновых» текстов «Песни о Вещем Олеге». Ср.: Вацуро В. Э. Сюжет «Старой были» П. А. Катенина // Труды Отдела древнерусской литературы. T. L. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. С. 787.


397

75 О трансформации (в частности, метрической) Батюшковым элегии Мильвуа «Combat d’Homere et d’Hesiode» см.: Sermon, Ilya Z. Konstantin Batyushkov. NY: Twayn Publishers, Inc., 1974. P. 108–112; Вацуро В. Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа». С. 224–225.

76 Исследователь истории русской баллады М. Катц полагает, что «Песнь о Вещем Олеге» с балладами не имеет ничего общего и в действительности примыкает к традиции исторических стихотворений, таких, как «Мстислав Мстиславич» Катенина, «Думы» Рылеева, «Святополк» Кюхельбекера, «Олег» Языкова (Katz, Michael R. The Literary Ballad in Early Nineteenth-Century Russian Literature. Oxford University Press, 1976. P. 151). Однако даже самый беглый «генетический» анализ пушкинского текста убеждает в том, что выведение «Песни...» за пределы истории балладного жанра совершено исследователем слишком поспешно.

77 Кроме этих стихотворений, содержавших в развернутом или эмбриональном виде мотивы, важные д.тя «Песни о Вещем Олеге», Пушкин, бесспорно, учитывал и ряд других текстов, также написанных «длинным» амфибрахием. Так, Томашевский показал, что, например, «Горная дорога» Жуковского — произведение, достаточно отдаленно связанное с балладным жанром, — дала Пушкину наиболее близкий образец для строфической организации «Песни».

78 Журавлева А. И. «Песнь о вещем Олеге» A. C. Пушкина // Пушкин и его современники (= Ученые записки Ленинградского гос. педагогического института им. А. И. Герцена. Т. 434). Псков, 1970. С. 99.

79 Ср. справедливые наблюдения А. Л. Слонимского о воплощении в пушкинском стихотворении «мысли о судьбе, властвующей даже над такими людьми, как “могучий” Олег» (Слонимский А. Л. Мастерство Пушкина. Изд. второе. М.: ГИХЛ, 1963. С. 45). Эту мысль исследователь, однако, считал «романтической в своей сущности» — с чем трудно согласиться.

80 В этой связи важно отметить, что уже в «Черной шали» морализм и этически недвусмысленная оценка героев были редуцированы. М.Вахтель, сравнивая пушкинскую песню и «Мщение» Жуковского, справедливо замечает: «Мораль тут однозначна, — слуга наказан за преступление. У Пушкина дело обстоит гораздо сложнее. Читатель воспринимает всю историю через этически смутную призму главного героя. Тут трудно понять, кто настоящий злодей» (Вахтель, Майкл. «Черная шаль» и ее метрический ореол. С. 64).

81 Владимиров П. В. A. C. Пушкин и его предшественники в русской литературе. С. 27.

82 Журавлева А. И. «Песнь о вещем Олеге» A. C. Пушкина. С. 99.

83 Профессору Кайлю принадлежит ряд соображений о возможном «александровском» подтексте пушкинского текста. Некоторые из них


398

кажутся натянутыми (например, сближение стихов: «Олег усмехнулся; однако чело // И взор омрачилися думой» — с эпиграммой «К бюсту завоевателя»: «...Рука искусства навела // На мрамор этих уст улыбку // А гнев на хладный лоск чела...»). Зато мысль об «александровском» подтексте стихов: «И пращ, и стрела, и лукавый кинжал // Щадят победителя годы» (репутация Александра как «победителя» Наполеона; террористические акты последних лет, отозвавшиеся, в частности, в пушкинском «Кинжале», и т.д.) — представляется заслуживающей внимания. См.: Keil, Rolf-Dietrich. Der Furst und der Sanger. Varianten eines Balladenmotivs von Goethe bis Puskin. S. 247—248.

84 Подчеркнем, что речь идет именно о жанровой исчерпанности. То, что «Песнь...» содержала в себе ряд коллизий, оказавшихся важными для позднейшего пушкинского творчества, не подлежит никакому сомнению. См. об этом, в частности: Вайскопф М. Вещий Олег и Медный Всадник // Wiener Slawistischer Almanach. Band 12. 1983. С. 244–259.

85 Cp. характерное замечание У. Викери: «Сегодняшнему критику нелегко оценить достоинства южных поэм...» ( Vickery, Walter N. Alexander Pushkin. Revised Edition. NY: Twayn Publishers, Inc., 1992. P. 44).

86 Наиболее уязвимая сторона концепции Жирмунского — это фатальная недооценка, почти игнорирование национального литературного контекста, в котором производилось «усвоение» Байрона. Характерна уже формулировка вопроса о «литературном влиянии», который Жирмунский считал «в методологическом плане единственно плодотворным»: «Пушкин вдохновлялся Байроном как поэт. Чему он научился у Байрона в этом смысле? Что “заимствовал” из поэтических произведений своего учителя и как приспособил заимствованное к индивидуальным особенностям своего вкуса и дарования!» (Жирмунский В. M. Байрон и Пушкин; Пушкин и западные литературы. Л.: Наука, 1978. С. 23. Курсив наш. — О. П.). Протестуя против наивного «биографизма» при изучении «литературных влияний», Жирмунский в то же время смотрел на литературные отношения как на вполне индивидуальный акт — вполне «по-символистски» и «по-ницшеански» (это подтверждается, между прочим, последующей «поясняющей» апелляцией к отношениям «учителя» и «ученика» в живописи). В результате книга Жирмунского оказалась «подобной флюсу»: «влияние» Байрона предстало диспропорционально раздутым за счет аннигиляции русского поэтического контекста. Более того: некоторые выводы (даже и те, которые, казалось бы, «научно» подкреплены текстуальными параллелями и сравнительным анализом) оказались довольно сомнительными и во всяком случае заслуживающими уточнения.

87 Тынянов Ю. Н. Пушкин // Тынянов Ю. Н. Архаисты и новаторы. Л.: Прибой, 1926. С. 257. В рецензии об этом сказано более резко и язвительно.


399

88 См.: Лотман Ю. М. «Сады» Воейкова в переводе Воейкова и их место в русской литературе // Лотман Ю. М. Избранные статьи в трех томах. Т. II. Таллинн: Александра, 1992. С. 265–281; Пильщиков И. А. “Les Jardins” Делиля в переводе Воейкова и «Воспоминания» Баратынского // Лотмановский сбоник. 1. Ред.-составитель Е. В. Пермяков. М.: ИЦ-Гарант, 1995. С. 365–374.

89 Дмитриев М. А. Мелочи из запаса моей памяти. Изд. 2. М.: Изд. Русского Архива, 1869. С. 203.

90 Подробнее см. в нашем комментарии к «Посланию жене и друзьям» (А. II. С. 547–549).

91 Поэты 1820–1830-х годов. Том I. Л.: Советский писатель, 1974. С. 105–113.

92 Остафьевский архив князей Вяземских. Том III. СПб., 1899. С. 130.

93 М. А. Дмитриев отмечал значимость приема перебива планов в послании Воейкова: «сатирические места» «выставлялись тем более, что в некоторых местах они сменялись тоном элегии» (Дмитриев М. А. Мелочи из запаса моей памяти. С. 202).

94 Переклички текстов отмечены Б. М. Гаспаровым См.: Гаспаров Б. М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. Wien, 1992 (=Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 27). С. 184. Исследователь, впрочем, оговорился, заметив, что послание Жуковского «открывалось стихом», на который как бы ответил Пушкин. В действительности соответствующие стихи Жуковского находятся не в начале послания, а в начале его «описательной» части.

95 Estève, Edmond. Byron et le romantisme français: Essai sur la fortune et l’influence de l’œvre de Byron en France de 1812 a 1850. Paris: Librarie Hachette, 1907. P. 51–52, 91.

96 Проскурин O. A. Батюшков и поэтическая школа Жуковского: Опыт переосмысления проблемы // Новые безделки: Сборник статей к 60-летию В. Э. Вацуро. М.: Новое литературное обозрение, 1995/1996. С. 100.

97 В. В. Виноградов связал «круг выражений, связанных с представлением об образе любимого существа как о неразлучном спутнике» только с Батюшковым, который наложил на них «неизгладимую печать своего стиля» (182). Роль Жуковского как поэта, стоявшего у истоков такой символики (и соответствующих «выражений»), им недооценивается.

98 С. А. Фомичев склонен усматривать в элегическом тоне последнего монолога Черкешенки своего рода культурно-историческую мотивировку: «“дева гор” <...> полюбив “европейца”, заражается его тоской, трактуемой как закономерный симптом одряхлевшего мира цивилизации» (Фомичев С. А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. Л.: Наука, 1986. С. 68). В таком толковании видится явная натяжка.


400

99 Параллелизм отмечен В. В. Виноградовым (Виноградов В. В. Стиль Пушкина. С. 175).

100 Andrew, Joe. Narrative and Desire in Russian Literature, 1822–49: The Feminine and the Masculine. NY: St. Martin’s Press, 1993. P. 28–29.

101 Виноградов В. В. Стиль Пушкина. С. 182.

102 Впрочем, в случае с «дрожала» можно говорить о формировании определенной традиции, связанной с артикуляционной имитацией «дрожи» (возможности для такой семантизации заложены в самой звуковой фактуре слова, в ее специфической артикуляции). Г. А. Шенгели называл подобное явление «кинетической инструментовкой» и приводил в качестве примера строку из Маяковского, построенную на сходном звуковом ряде («Я недаром вздрогнул — не загробный вздор...»). Исследователь заключал: «Группы “ндр”, “вздргн”, “вздр” дают кинетическое подобие дрожи» (Шенгели Г. Техника стиха. М.: ГИХЛ, 1960. С. 266). Следует, впрочем, заметить, что у Маяковского нет «ж» — у Батюшкова играющего важную роль.

103 Виноградов В. В. Стиль Пушкина. С. 179.

104 Примечательно, что вскоре после «Кавказского пленника» мотивы «Бедной Лизы» с необычайной интенсивностью начнут разрабатываться в русской поэме и смежных жанрах. Тонкий анализ переосмысления мотивов «Бедной Лизы» в «Эде» Е. Баратынского, «Конце золотого века» А. Дельвига и «Безумной» И. Козлова см. в работе: Зорин А. Л., Немзер A. C. Парадоксы чувствительности // «Столетья не сотрут...»: Русские классики и их читатели. Сост. A. A. Ильин-Томич. М.: Книга, 1989. С. 33–41 (соответствующий раздел главы принадлежит A. C. Немзеру).

105 Новейшую попытку вписать «Вадима» Пушкина в литературный контекст см. в работе: Кошелев В. А. Пушкин и легенда о Вадиме Новгородском // Литература и история. Отв. ред. Ю. В. Стенник. Вып. 2. СПб.: Наука, 1997. С. 93–109. Мимо внимания В. А. Кошелева, по-видимому, прошла специальная работа: Lübke, Christian. Novgorod in der russischen Literatur (bis zu den Dekabristen) (=Gieβener Abhandlungen zur Agrar- und Wirtschaftsforschung des europäischen Ostens. Band 130). Berlin: In Kommission bei Duneker & Humbolt, 1984. Впрочем, в нашей работе мы касаемся тех аспектов пушкинского текста, которые обойдены вниманием и Любке, и Кошелева.

106 Манн Ю. Динамика русского романтизма. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 127.

107 Н. С. Поспелов рассматривает «Вадима» (наряду с «Братьями разбойниками») как поэму, в которой «обнаруживаются новые черты в построении сложных синтаксических целых и композиционно-синтаксическом оформлении абзацев» (Поспелов Н. С. Синтаксический строй стихотворных произведений Пушкина. М.: Изд. АН СССР, 1960. С. 69–70). По отношению к «Вадиму» это представляется преувеличением.


401

108 Характерно, что в известной статье Н. К. Гудзия, содержащей специальную главу «Источники. Стиль поэмы» (где рассматриваются, между прочим, «влияния» Байрона и народных разбойничьих песен), о русской поэтической традиции вообще ничего не говорится.

109 Томашевский Б. Пушкин. Книга первая (1813–1824). С. 454–456.

110 Томашевский Б. Пушкин. Книга первая (1813–1824). С. 456.

111 Более ранний опыт игры временными формами для создания эффекта «динамизма» обнаруживается у Батюшкова в ценимой Пушкиным «Вакханке». О некоторых грамматических особенностях этого текста, создающих эффект «динамизма», см.: Эткинд Е. Г. Русские поэты-переводчики от Тредиаковского до Пушкина. Л.: Наука, 1973. С. 140–141.

112 Ср.: Виноградов В. В. Стиль Пушкина. С. 299–300. В. В. Виноградов отметил сходство в перечислительной интонации, с использованием характерной плеонастической конструкции («тот наш, кто...» у Жуковского — «тот их, кто...» у Пушкина).

113 Пушкин, кстати, и отметил в своей помете на полях батюшковских «Опытов», что такого песнопения вовсе нет в православной традиции (Те Deum laudamus, a по-нашему должно бы Царю небесный) и что Батюшков здесь подражал «старинным трубадурам»...

114 Выгодский Д. И. Из эвфонических наблюдений: «Бахчисарайский фонтан» // Пушкинский сборник памяти профессора Семена Афанасьевича Венгерова (= Пушкинист ГУ). М.; Пг.: Государственное издательство, 1922. С. 50–58; ср. также: Слонимский А. Мастерство Пушкина. Изд. второе, испр. М.: ГИХЛ, 1963. С. 268–271.

115 Н. В. Фридман почувствовал эту связь стиля «Бахчисарайского фонтана» с Батюшковым, но объяснил ее, по обыкновению, поверхностно: Батюшков истолкован как классик «роскошного» (?) стиля; «желание нарисовать «роскошь» восточной жизни и восточной природы естественно вело Пушкина к стилю Батюшкова». Отмеченное исследователем «прямое использование батюшковских образов» иллюстрируется следующими параллелями: у Пушкина жены хана гуляют «в прохладе яворов густых», а у Батюшкова в элегии «Пленный» «яворы шумят»; у Пушкина упоминается «янтарь и яхонт винограда», а у Батюшкова (в том же «Пленном») — «янтарный виноград». «...Правда, — простодушно замечает Н. В. Фридман, — уже в элегии Капниста “Другу сердца” фигурирует виноград, который, “как янтарь, желтеет”». В чем проявляется специфика «роскошного стиля», так и осталось неясным. См.: Фридман Н. В. Романтизм в творчестве A. C. Пушкина. М.: Просвещение, 1980. С. 102–105.

116 В. И. Коровин удачно обозначил Зарему и Марию как «эмблемы переживаний автора» (Коровин В. И. Романтизм в русской литературе первой половины 20-х годов XIX века. Пушкин // История романтизма в русской литературе <Т. 1>. М.: Наука, 1979. С. 227.


402

117 Ср. заключение С. А. Фомичева: «...В этом образе была своеобразно объективирована — в крайнем выражении — элегическая “охладелость чувств”» (Фомичев С. А. Поэзия Пушкина. С. 85).


* Проскурин О. А. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. М.: Новое литературное обозрение, 1999.


Дата публикации на Ruthenia 18.01.2008.

personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц

© 1999 - 2013 RUTHENIA

- Designed by -
Web-Мастерская – студия веб-дизайна