ОБЪЕДИНЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОКАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ТАРТУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook

"НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК" В ПОВЕСТИ
И. ЯСИНСКОГО "УЧИТЕЛЬ" (1886)*

ЕЛЕНА НЫММ

Исследователями уже неоднократно ставился вопрос о "пресимволизме" в русской литературе (работы С. А. Венгерова, Е. Б. Тагера, А. Б. Муратова, З. Г. Минц и др.)1. Под "пресимволизмом" понимаются явления в литературе 1880-х гг., "объективно близкие к "новому искусству" следующего десятилетия и привлекавшие внимание символистов"2. Элементы символистской поэтики, а также следование нормам близкой к символизму эстетики исследователи отмечали в творчестве И. Ясинского, Н. Минского, В. Бибикова, К. Фофанова, К. Случевского и др. Однако, как нам кажется, специфика этой "пресистемы" исследована не полностью, а в случае каждого конкретного автора, относимого к "пресимволизму", исследователь должен вносить необходимые коррективы, так как далеко не всегда этот литературный материал можно свободно вписать в символистский контекст. Примером будет проза И. Ясинского 1880-х гг.

Литературная критика конца XIX - нач. XX вв., за редкими исключениями (статья С. А. Венгерова о В. И. Бибикове в "Критико-биографическом словаре"3), не видела в Ясинском представителя декадентства. После статей 1884 г. в газете "Заря", где Ясинский высказал свое кредо приверженца красоты в искусстве, критика более склонна была возводить его генеалогию не к французским декадентам, а к "эстетам" или сторонникам "чистого искусства"4. Существуют критические высказывания, в которых творчество Ясинского даже намеренно отграничивается от произведений русских модернистов5. Сам Ясинский тоже не склонен был употреблять понятие декадентство по отношению к своему творчеству. В книге воспоминаний "Роман моей жизни" (1926) Ясинский описывает декадентов отстраненно, отчасти даже с осуждением (не одобряет эгоцентризма декадентов в жизни и творчестве)6.

Однако современные исследователи творчества Ясинского настойчиво вписывают его в литературу русского декадентства. В. В. Башкеева отмечает в творчестве Ясинского отражение "одной из определяющих черт декадентского мироощущения" - "воли к смерти"; также исследовательница усматривает появление в произведениях писателя "абстрактно-обобщенных формул", предваряющих идею многозначного символа7. М. Г. Абашина говорит о наличии в произведениях Ясинского 1880 - нач. 1890-х гг. эстетических и философских идей, которые свидетельствуют о декадентских тенденциях в его творчестве8. К ним относятся "тема мирового зла", "мысль о врожденности, необъяснимости злого начала в людях", тема искусства как "светлого, божественного начала", противостоящего мировому злу9. М. Г. Абашина пишет, что в эти годы у Ясинского доминирует "проблематика, характерная для раннего символизма: смысл жизни, цель бытия, место человека во вселенной, поиск вечных, абсолютных ценностей"10. Общей чертой этих исследовательских работ является методологически некорректное смешение, при описании творчества Ясинского, терминов "декадентство" и "символизм"11.

Нас будет интересовать проза Ясинского 80-х годов в несколько ином ракурсе. В 1880-е гг. проявляется интерес писателя к теме "великого человека". Ряд романов Ясинского непосредственно посвящен разработке этой проблематики: "Великий человек" (1884, опубл. 1888), "Иринарх Плутархов" (1886), "Свет погас" (1888), "Трагики" (1889). В исследовании В. В. Башкеевой говорится о предвосхищении в творчестве Ясинского многих "декадентских" тем12. Однако общий вывод В. В. Башкеевой о том, что истолкование темы "великого человека" у Ясинского близко символистскому, представляется нам неточным. Это мы попытаемся доказать на материале повести 1886 г. "Учитель", примыкающей к выше перечисленной группе произведений.

Бесспорно, на формирование у Ясинского интереса к теме "великого человека" большое влияние оказала тогдашняя периодика, в гуще событий которой находился писатель. В центре внимания журналов и газет 1880-х гг. находились актуальные вопросы психологии. Уже с начала 1880-х годов периодика отражает интерес к общей, глобальной проблеме эпохи fin de sie-gravecle - пессимизму современного поколения. Аномальные явления в области психологии, выделяющиеся на этом мрачном фоне, становятся, в свою очередь, предметом живейшего интереса. Модными темами были: животный магнетизм, гипнотизм, угадывание мыслей, психология великих людей. Ясинский сам неоднократно выступает со статьями и рефератами на эти темы в журналах "Слово", "Новое обозрение", газете "Заря". Другие авторы на страницах этих изданий также публикуют исследования по модным вопросам13. Так в 1884 г. на страницах газеты "Заря" Ясинский реферирует книгу Г. Жоли "Психология великих людей" (1884)14. Упоминает в этом реферате он и об исследовании Ц. Ломброзо "Гениальность и помешательство" (в России - 1892). Мысль Ломброзо о том, что гениальность связана с психопатологией, чужда Ясинскому. Напротив, ему ближе основанная на дарвинизме теория Жоли, который связывает появление гениев с определенными историческими условиями. Эти взгляды нашли отражение в повести Ясинского "Учитель".

Герой повести, студент-филолог Поморов, претендует на роль "великого человека" и гения. Он создает собственную теорию гениальности. В основу учения Поморова, как нам кажется, положена книга Ф. Ницше "Так говорил Заратустра" (1883-1885). Знакомство Ясинского с философией Ницше, по-видимому, произошло в начале 1880-х гг., хотя прямых указаний на это мы не имеем. Можно предположить, что Ясинский ознакомился с первыми книгами трактата Ницше в оригинале, так как прекрасно владел основными европейскими языками. Для публикации в конце 1870-х - первой половине 1880-х гг. научных обзоров в журналах "Знание", "Природа и охота", "Слово", "Вестник Европы", в газете "Заря" и других изданиях он постоянно обращался к литературе и периодике на иностранных языках. Из более поздних указаний на важность философии Ницше для Ясинского можно привести публикации в первых номерах за 1900 г. его нового журнала "Ежемесячные сочинения" отрывков из трактата Ницше "Ecce homo"15. Перевод отрывков, очевидно, сделан самим Ясинским, который был практически единственным автором этого журнала, выступавшим под разными, легко поддающимися расшифровке псевдонимами. Полный перевод этой книги Ницше на русский язык был осуществлен только в 1911 г. Ю. М. Антоновским, поэтому логично предположить, что и в данном случае Ясинский ознакомился с работой Ницше в оригинале. Во 2/3 номере журнала помимо отрывка Ницше о вдохновении помещена статья А. Коптяева "Музыкальное миросозерцание Ницше"16, что указывает на программный для этого номера характер творческого наследия Ницше.

Поморов выступает в повести, как и Заратустра у Ницше, в роли учителя ("педагог в обширном смысле"), особо подчеркивая, что учитель необходим не только детям, но и всем людям17. Интересно, что Поморов сделан в повести Ясинского студентом-филологом (Ницше начинал свою научную карьеру тоже на филологическом поприще). В глазах других героев Поморов предстает то пророком, то мессией. Глафира Львовна, героиня повести, дает эти определения герою, вкладывая в них долю иронии, так как серьезно не воспринимает Поморова и его учение. Постоянные насмешки героини над ним и его словами соответствуют реакции большинства людей на речи Заратустры.

Себя герой воспринимает предвестником будущего царства избранных людей, людей сильной воли: "Все естественно в этом мире и нет ничего непостижимого и необъяснимого. Будет время, когда химики и физиологи станут делать искусственную жизнь, оживлять на время трупы, а психологи по неуловимому колебанию мышечных волокон одним прикосновением или даже на расстоянии читать чужие мысли. Взглядом или жестом сильные будут покорять слабых, и вселенная будет принадлежать только избранным. Но чудесного и тут не будет" (219). Заратустра же говорил своим ученикам: "Вы, сегодня еще одинокие, вы, живущие вдали, вы будете некогда народом: от вас, избравших самих себя, должен произойти народ избранный и от него - сверхчеловек"18. Люди будущего в книге Ницше - это те, которые находятся на пути к сверхчеловеку, служат "мостом" на этом пути.

Картина будущего в глазах его предвестника - Поморова выступает как интересный синтез представлений, явно заимствованных из естественных наук (в этом плане "влияния" тургеневского нигилиста Базарова несомненны) и философии Ницше. Здесь заметно, как происходит слияние позитивистской философии и ницшеанских мотивов в конструировании идеологии героя. В философии Ницше тоже отрицается сверхъестественный мир и божественность чуда.

В собственных глазах и в глазах восторженных его поклонников Поморов является одним из таких избранных людей будущего. Соломонида Кирилловна постоянно обращает внимание на "силу воли", силу духа Поморова, его способность к внушению, к подчинению других людей своей воле. "Воля к власти" - одна из основных категорий философии Ницше. В книге Ницше жизнь ведет беседу с Заратустрой: "Конечно, не попал в истину тот, кто запустил в нее словом о "воле к существованию": такой воли - не существует! Ибо то, чего нет, не может хотеть; а что существует, как могло бы оно еще хотеть существования! Только там, где есть жизнь, есть и воля; но это не воля к жизни, но - так учу я тебя - воля к власти!"19. Когда Поморов дает в повести оценку собственным способностям, он, подобно Заратустре, ставит рациональное начало в доминирующее положение: "<...> я знаю человеческое сердце <...> и вот моя сила... Ибо в сердце Бог. Отсюда, впрочем, не следует, что голова слабее сердца. У меня она сильнее... Нельзя мощное познать слабому. Над мощным может владычествовать только еще более мощное" (189).

Современное общество, по мысли Поморова, состоит из двух типов людей: "Все люди разделялись у него на два рода. Одни были призваны к наслаждению вечным блаженством (ср. "блаженные острова" Заратустры). Их немного. Только им доступны духовные блага, и только они наследуют царство небесное, о котором говорит писание. По праву им принадлежит весь мир, вся сумма счастья, которое лежит, как мертвый капитал, в природе и которое создано на протяжении веков совокупными усилиями человечества. Остальные люди - жалкие существа, двуногие животные с низкими страстями и подлыми помыслами. Для них не существует ни высшей красоты, ни духовных радостей, ни художественных восторгов, ни наслаждений, доставляемых непосредственным созерцанием идей" (227-228). Мысль о неравенстве людей - одна из ключевых идей ницшевского сверхчеловека: "И все-таки хожу я со своими мыслями над головами их; и даже если бы я захотел ходить по своим собственным ошибкам, все-таки был бы я над ними и головами их. Ибо люди не равны - так говорит справедливость. И чего я хочу, они не имели бы права хотеть!"20. Поморов, мысленно сравнивая себя со слугой Осипом, которого считает человеком низшего рода, тоже находит абсолютное превосходство сверхчеловека над низшими: "Радостное чувство всколыхнуло его грудь. Даже порок в нем проявился бы иначе, если бы он захотел греха - так он велик. И никогда все Осипы в мире не в состоянии почувствовать и капли той страсти, которою теперь полна его душа" (229). Деление общества "на две неравные части" является также отсылкой к теории Шигалева из "Бесов" (1872) Достоевского.

Описывая современное общество, Поморов прибегает к аллегории, заимствованной из ницшевского текста: "Смейтесь теперь, потом перестанете смеяться. А я вам скажу, что где труп, там и орлы. Общество изверилось, истосковалось, оно жаждет нового слова, и надо же, чтобы от кого-нибудь оно услыхало его. Я скажу такое слово!" (176). Люди будущего, которых Заратустра противопоставляет обывателям, сравниваются с орлами: "Вы не орлы - оттого и не испытывали вы счастья в испуге духа. И кто не птица, не должен парить над пропастью"21.

По мысли Поморова, человеческие души можно разделить на "спящие" и "мертвые" (194). Заратустра же у Ницше заключает: "Никогда больше не буду я говорить к народу: последний раз говорил я к мертвому"22. Душа Глафиры Львовны - это "спящая" душа, и она способна проснуться. В себе герой, подобно Заратустре, находит силы для того, чтобы пробуждать "спящие" души и, в то же время, быть духовной пищей для людей, "взыскующих града": "А я тот, который может сказать вместе с псалмопевцем: открой уста твои, и я наполню их" (173). Отправляясь к людям, Заратустра после своего отшельничества, обращается с речью к солнцу: "Благослови чашу, готовую пролиться, чтобы золотистая влага текла из нее и несла всюду отблеск твоей отрады! Взгляни, эта чаша хочет опять стать пустою, и Заратустра хочет опять стать человеком"23. Проекция на Мессию - общая черта Заратустры и Поморова.

Пытаясь "узаконить" в собственных глазах возникшую страсть, согласовать ее со своим учением и с верой в свою святость, Поморов размышляет: "Зачем я говорю, что любовь претит Богу? Разве и я подобен тем, которые не то делают, что хотят, а что ненавидят, то делают? Можно сохранить целомудрие и можно в то же время любить. Не буду пленником греховного закона. Люблю умом, всеми силами сердца моего люблю ее! Я обновлю ее душу, открою ей высшие тайны бытия, я спасу ее от пошлости, в которой она прозябает и терзается!" (231-232). Это напоминает слова Заратустры, осуждающего в людях лицемерное следование законам общепринятой морали: "Разве я советую вам убивать свои чувства? Я советую вам невинность чувств. Разве целомудрие я советую вам? У иных целомудрие есть добродетель, но у иных почти что порок. Они, быть может, воздерживаются - но сука-чувственность проглядывает с завистью во всем, что они делают. Даже до высот их добродетели и вплоть до сурового духа их следует за ними это животное и его смута"24. Мы видим, что в отношениях с женщинами герой оказывается подобным тем, кого осуждает Заратустра. Стремясь покорить Глафиру Львовну своей воле и страсти, Поморов реализует афоризм Ницше: "Ты идешь к женщинам? Не забудь плетку!"25. Но попытки Поморова подчинить героиню своей воле кончаются полным крахом.

В своих рассуждениях ориентирующийся на христианские ценности, Поморов на деле оказывается более близким к сверхчеловеку Ницше, который противопоставляет свое учение христианской морали. Не случайны проекции героя "Учителя" на Антихриста, которые поддерживаются в повести рядом деталей, отсылающих к тексту "Апокалипсиса". Герой совершает "чудеса", которые помогают ему обращать в свою веру окружающих. Говорящая фамилия - Поморов - актуализирует в нашем сознании, с одной стороны, слово "мор" (в "Откровении Иоанна Богослова" с концом света и воцарением на земле Антихриста связываются представления о гибели части человечества), с другой стороны, слово "поморы" - название русских, живущих на северных окраинах страны. Помимо этого в русской культурной традиции "помор" будет также отсылкой к одному из "великих людей" - М. В. Ломоносову.

Поморов фактически оказывается антигероем, несостоявшимся новым пророком, продемонстрировавшем свое духовное бессилие (в этом смысле герой теряет и черты величия сверхчеловека Ницше). Использование в повести приема авторского отстранения, отдельные мелкие детали в описании внешности и действий Поморова показывают, что автор находится явно не на его стороне и подобно героине не вполне серьезно воспринимает мистические настроения героя. Ясинский дает сниженный вариант ницшеанского человека, нового человека.

Аллюзии на философскую проблематику Ницше встречаются и в других произведениях Ясинского 1880-х годов. На по-ницшевски понятое одиночество героя романа "Великий человек" указала З. Г. Минц26. В романах "Великий человек", "Свет погас" и "Трагики" в осмысление творческой личности (художника и артиста) вводится солярный миф, связанный со сверхчеловеком Ницше. Солнечное затмение, которое наблюдают герои, является одним из кульминационных моментов романа. Аналогичную функцию выполняют и постоянные сравнения с солнцем гениального артиста Тигра в романе "Трагики". Герой тоже показан в романе в окружении солнечного пейзажа. Красный цвет играет большую роль в романе (это цвет заходящего солнца, он сопровождает героя и дома и на сцене: красный абажур, красный бархатный занавес в театре и т.п.). Герой "Трагиков" предстает в романе как властная натура, он эгоист, привыкший к всеобщему поклонению, в театре его вдохновляет сознание абсолютной власти над зрителем. Учитывая то, что Багрянов бесспорно является автобиографическим персонажем, мы видим, как Ясинский пытается и на себя "примерить" маску ницшеанского героя.

Однако в общем Ясинский считает, что время ницшеанского человека еще не пришло. Поэтому не только герой повести "Учитель" развенчан во всех отношениях, но и художник Багрянов в конце романа вынужден отказаться от творчества, актер Тигр думает о "призрачности жизни сцены". В предисловии к роману "Трагики" Ясинский к тому же подчеркивает, что главный герой списан не с натуры, а представляет собой художественный вымысел, потому что действительность еще не дает искусству достойных изображения героев. В романе "Великий человек" мы также не встречаем ни одного действительно "великого человека".

Осмысляя культурную и литературную действительность своего времени, Ясинский говорит о господстве в ней старой литературной школы Тургенева, Гончарова, Достоевского (см. статью 1884 г. в газете "Заря")27. Поэтому герой повести Ясинского во многом остается еще "старым" героем, связанным своими корнями с культурным и литературным прошлым.

В повести "Учитель" на уровне сюжета и в обрисовке характеров легко прослеживается влияние тургеневского творчества - в особенности романа "Отцы и дети" (1862). Этот роман выделяется Ясинским в книге воспоминаний по тому воздействию, которое он оказывал на умы молодежи (облик и привычки Базарова формировали особый тип бытового поведения в среде молодых людей)28. Герой повести "Учитель" - Поморов ориентирован на Базарова. Так, при первом знакомстве с героиней повести, Глафирой Львовной, Поморов, приглашенный в семью Кустовых в качестве воспитателя сына, подчеркивает свою независимость от общепринятых представлений по вопросам педагогики. Герой произносит сакраментальную фразу Базарова - "Отрицаю!" (150). Черты нигилиста видят в нем и другие герои. Соломонида Кирилловна, одна из последовательниц учения Поморова и его поклонница, говорит ему: "Право, я удивляюсь, как у вас рационализм, нигилизм - и вдруг пламенная вера в Бога..." (189). В отношениях с женщинами герой пытается занять характерную в целом для тургеневских героев роль наставника, руководителя. Так, например, Соломонида Кирилловна говорит: "А между тем, дорогая моя, для вас счастье, когда вы сойдетесь с ним. Слышите? Он сила, он такой, что и ваш дух обновит, как обновил мой. Он цель вам укажет, к которой вас неудержимо потянет" (224).

Отношения Поморова с Глафирой Львовной представляют в общих чертах повторение романа Базарова и Одинцовой. Характерно, что, как и в случае Базарова, любовь (стихийное чувство) для героя оказывается той силой, которая колеблет его систему представлений, герой вынужден идти на компромиссы, пытаясь согласовать возникшее чувство со своим учением. "Смертью Базарова" умирает муж Соломониды Кирилловны, о чем она рассказывает в своей исповеди: "Когда он уезжал на практику, я рыдала, как дура. Предчувствие мучило меня. Вообще у меня нервы тоньше паутины. Он действительно заразился во время операции и умер" (208-209).

Повесть Ясинского "Учитель" представляет собой сплав различных литературных влияний. В ее построении, в обрисовке героев часто можно увидеть контаминацию разных художественных текстов. Так и в создании образа Поморова, по-видимому, были использованы черты нескольких литературных персонажей. Явно заметно в повести влияние романов Достоевского.

Герой предстает в повести так же, как и многие персонажи Тургенева и Достоевского в роли героя-идеолога. Ссылка героя в Сибирь и следование за ним Соломониды Кирилловны в качестве подруги также выглядит как значимый элемент структуры, отсылающий к роману Достоевского. Заметим, что вторичность его, по-видимому, осознается Ясинским, так как концовка дана в ироническом ключе: "<...> она последовала за ним в качестве подруги и, может быть, царицы будущего мистического царства, о котором он мечтал" (288).

Герой Ясинского проецируется одновременно на Рогожина, и на его антагониста в романе - князя Мышкина. Проницательность Поморова, его умение читать в человеческих сердцах, установка на прощение обид, смирение и кротость в поступках - все это сближает его с образом князя-Христа. И не случайны поэтому последние слова Глафиры Львовны перед выстрелом Поморова: "Идиот! зверь!" (281). Интересно, что эта отсылка к роману Достоевского вскрывает двойственность образа Поморова в повести, который, сознательно ориентируясь в своем поведении на Христа.

Эта двойственность образа героя, на наш взгляд, свидетельствует о неоднозначном отношении Ясинского к философии Ницше. На двойственность трактовки философии Ницше в русской культурной традиции указывает Р. Ю. Данилевский: "<...> Ницше предстал перед русским читателем в самых разных ипостасях - от богоборца до богоискателя, от идеолога мещанства до врага его и союзника русского освободительного движения, от насаждающего "древо смерти" до проповедующего радость жизни"29. Отражение этой двойственности восприятия философии Ницше мы видим в недатированном стихотворении Ясинского "Ницше":

    Берегитесь ученых - бесплодных
    Правдолюбов, как трупы, холодных,
    Даже райскую птицу обривших
    И прекрасную ложь осудивших...
    Вечно праведный правды не знает -
    Заморожен на век и не тает.
    Ах, во сколько раз глубже смиренья
    Корни зла и восторги презренья!30

Стихотворение, с одной стороны, предупреждает читателя о губительности показной ханжеской морали (это общий пафос речей ницшевского Заратустры), но с другой стороны, в нем содержится и объективная оценка философии Ницше ("прекрасная ложь", "корни зла").

Таким образом, рассмотрение образа Поморова свидетельствует о том, что Ясинский типологически и генетически соотносит такие разные явления в литературе, как тургеневский нигилист Базаров, герои-идеологи Достоевского и сверхчеловек Ницше31. По мысли Ясинского, все эти явления отражают один и тот же культурно-психологический тип, поэтому они закономерно включаются им в общую парадигму "новых людей". Однако Ясинский считает, что современная действительность пока еще не дала подлинного "великого человека". Он здесь мыслит в соответствии с логикой книги Г. Жоли, который утверждал, что приход "великого человека" предваряется появлением разного рода "предтеч будущих гениев"32. Это "пылкие, нетерпеливые умы, еще не готовые для борьбы, илюминаты, утописты. Хотя они и чаяли появления великих вещей, носившихся перед ними в мечтах, однако, не смогли осуществить их сами. Тем не менее, благодаря их попыткам, шуму, который они поднимают, страстной полемике, в которой вера заменяет убеждения, борьбе, мало-помалу создается атмосфера, пригодная для великого человека, и накопляется материал, воспользоваться которым он найдет достойным для себя"33.

"Великие люди" Ясинского - это всего лишь предтечи "нового / великого" человека. Они как бы расчищают поле для него. В предисловии к роману "Иринарх Плутархов" Ясинский пишет: "Наше время чрезвычайно бедно выдающимися личностями; не потому ли так много поставляет оно кандидатов в великие люди? Замечается настроение в обществе, предшествующее болезненному состоянию духа, которое называется манией величия"34.

Такую позицию Ясинский выдерживает и в своем более позднем романе "Под плащом Сатаны" (1909), где чертами ложного сверхчеловека наделен агент царской охранки, выдающий себя за революционера Маранафа. Характерно, что образ Маранафы в этом романе напоминает Поморова из повести "Учитель". Герой, убивший в романе Маранафу, говорит: "Я убил революцию, которая недостойна этого имени - я убил провокацию. Я убил Маранафу"35. Роман завершается нотой ожидания "нового рассвета", прихода "сильных и благородных" людей36.

По мнению Ясинского, в конце XIX века время ницшеанского сверхчеловека еще не наступило. Поэтому он весьма критически относился к попыткам писателей-символистов наделить тип декадента чертами сверхчеловека37. Сверхчеловек Ницше, по мнению Ясинского, вовсе не декадент. И здесь Ясинский рассуждает согласно логике самого Ницше, который заявил в "Ecce homo": "...я совершенно нечто противоположное декаденту" (не случайно именно этот отрывок из Ницше Ясинский помещает в 1900 г. в "Ежемесячных сочинениях"). Ясинский негативно отзывается о символистской литературе, пытающейся подражать Ницше. Образчиком такой "обезьяньей литературы", по мнению Ясинского, является трагедия Н. Минского "Альма" (1900), рецензию на которую он пишет38. За героями Минского, подражающими в своем поведении сверхчеловеку Ницше, в описаниях Ясинского явно просвечивают реальные прототипы и положения декадентской игры круга Мережковских. Мережковские же, в представлении Ясинского, оказываются обычными обывателями, обеспокоенными лишь собственным благополучием. Он пишет в "Романе моей жизни", что перед лицом революции вскрылась их истинная сущность и обнаружилась поверхностность увлечения высокими идеями свободы39. Поэтому эстетическая ориентация русских декадентов на образ сверхчеловека для Ясинского всегда была лишь игрой, а не серьезным содержанием искусства.

Настоящего же сверхчеловека Ницше Ясинский отделяет от интерпретации его в литературе символистов или, как он говорит, "символистов по преимуществу": ""Символисты по преимуществу" стали черпать в последнее время из Ницше. Мы не знаем, что бы они делали, если бы не было Ницше. При всей своеобразности приемов, они сами не выдумали пороха. Это литературные Habenichts'ы. Бессилие их бросается в глаза. Полными пригоршнями берут они у Ницше. Но великий немецкий маниак, гений которого не мирился ни с чем второстепенным, предвидел грабеж, которому подвергнутся его дерзкие поэтические книги. И как он прав. Все, что есть хорошего у него, все, что произведено его светлой мыслью, редко кого соблазняет, но все мрачное, что создано страдающим духом, все безобразное, все надменное, все гнилое заимствуется, развивается, размазывается и проповедуется в ряде поэм, новелл, романов и трагедий. О многочисленных последователях Ницше можно было бы сказать его же словами: "Они гниют еще летом""40. Это высказывание, в свою очередь, тоже отражает двойственность восприятия Ясинским философии Ницше, в которой он находит как положительные стороны, так и отрицательные. По-видимому, положительным моментом учения философа Ясинский считает тот энергетический потенциал сверхчеловека, который позволяет ему, разрушая старые формы культуры, творить новые.

В "Романе моей жизни", опубликованном в 1926 г., подлинными новаторами в культуре Ясинский объявит большевиков. Очевидно, что это явилось результатом прямого идеологического давления эпохи. Вспоминая в "Романе моей жизни" события 1917 года и свою публичную лекцию в Кронштадте, Ясинский пишет: "Я остановился на большевизме в свете ницшеанской философии, но, правду сказать, поставленной мною кверху ногами. Мне казалось и до сих пор кажется, что применение к большевизму ницшеанства - наиболее подходящая его философия"41. В мемуарах Ясинский изображает большевиков в положительном ключе, а свою деятельность начала XX в. осознает как созвучную большевистской программе, хотя с сожалением пишет, что себя уже не чувствует "новым человеком". Ясинский утверждает, что большевики были настоящими "новыми людьми", так как смогли осуществить культурный взрыв, обеспечивший переход от старых форм культуры к новым. Проводя параллель между современной эпохой и временем петровских преобразований, Ясинский называет "гениального человека", Петра Великого, "природным, хотя и родившимся в парчевых пеленках, большевиком"42. Таким образом, русские декаденты, в представлении Ясинского, ретроспективно противопоставлены большевикам как представители старой, уже отжившей мещанской культуры.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Венгеров С. А. Н. Минский // Русская литература XX века: 1890-1910. М., 1914. Т. 1. С. 357-368; Тагер Е. Б. Возникновение модернизма в литературе 1880-х годов // Русская литература конца XIX - начала XX века. Девяностые годы. М., 1968. С. 191-203; Муратов А. Б. Литература 1880-х годов // История русской литературы: В 4 т. Л., 1983. Т. 4. С. 34-68; Минц З. Г. "Новые романтики" (К проблеме русского пресимволизма) // Тыняновский сборник. Рига, 1888. С. 144-158; Минц З. Г. Статья Н. Минского "Старинный спор" и ее место в становлении русского символизма // Блоковский сборник IX. Тарту, 1889. С. 44-57. Назад

2 Минц З. Г. "Новые романтики" (К проблеме русского пресимволизма) // Тыняновский сборник. Рига, 1988. С. 145. Назад

3 Венгеров С. А. Бибиков Виктор Иванович // Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). СПб., 1892. Т. 3. С. 248-257. Назад

4 См.: Михайловский Н. К. Заметки о поэтах и поэзии // Михайловский Н. К. Полн. собр. соч.: В 10 т. СПб., 1906-1914. Т. 6. С. 590-620; М. Пр. <Протопопов М. А.> Пустоцвет. (Полное собрание повестей и рассказов И. Ясинского. 4 тома. СПб. 1888) // Северный вестник. 1888. N 9. Отд. 2. С. 68-84; Скабичевский А. Журнальное обозрение. (Прекрасные уроды. Роман И. И. Ясинского) // Сын отечества. 1900. 21 апр. N 108. С. 2; Новополин Г. <Нейфельдт Г. С.> Порнографический элемент в русской литературе. Пб., 1909. С. 61-64; Гиппиус В. И. Ясинский. Стихотворения. Изд. 5-е // Новая жизнь. 1911. N 3. С. 284-285 и др. Назад

5 Измайлов А. И. Ясинский // Измайлов А. Литературный олимп. Характеристики, встречи, портреты, автографы. М., 1911. С. 411. Назад

6 Ясинский И. Роман моей жизни: Книга воспоминаний. М.; Л., 1926. С. 257. Назад

7 Башкеева В. В. Творчество И. И. Ясинского в литературном процессе 80-х годов XIX века: Автореф. дисс. на соиск. учен. ст. канд. филол. наук. М., 1984. С. 16. Назад

8 Абашина М. Г. Массовая литература 1880-х - начала 1890-х годов (И. И. Ясинский, В. И. Бибиков): Автореф. дисс. на соиск. учен. ст. канд. филол. наук. СПб., 1992. С. 2. Назад

9 Указ. соч. С. 6, 10. Назад

10 Указ. соч. С. 10. Назад

11 Как нам представляется, более корректно будет ставить вопрос не о декадентстве Ясинского, а о декадентской теме в его произведениях. Ясинский, действительно, уже начиная с 1890-х гг., пытается творчески осмыслить появление декадентов в литературе (романы "Горный ручей" - 1894, "Прекрасные уроды" -1900). Именно так ставит вопрос Е. Толстая и старается вскрыть прототипическую основу образов главных героев в романе "Горный ручей" (См.: Толстая Е. Мерцанье и бурленье: Чехов и декаденты в изображении И. Ясинского // Чеховский сборник. М., 1999. С. 34-56). Назад

12 Указ. соч. С. 12. Назад

13 См., напр.: Ясинский И. Научная хроника. I. Фотофон. II. Так называемый животный магнетизм. III. Теория галлюцинаций // Слово. СПб., 1880. N 10. Отд. 2. С. 53-75; Куликовский Д. Общественно-психологические очерки. Пессимизм и идея прогресса (вместо введения) // Новое обозрение. СПб., 1881. N 1. С. 49-63; Шнейдер Г. О психологических причинах гипнотических явлений // Новое обозрение. 1881. N 2. С. 41-78; В. Л. Спиритизм и сумасшествие // Заря. Киев, 1884. 21 апр. N 89. С. 1; Ясинский И. Нервное время. (Фон-Краффт-Эбинг. О здоровых и больных нервах. Популярное сочинение. Русский перевод под ред. д-ра Минора. Москва. 1885) // Заря. 1885. 8 нояб. N 238. С. 1; <Б. п.> О физиологических основаниях так называемого угадывания мыслей. (Публичная лекция проф. С. И. Чирьева) // Заря. 1885. 3 дек. N 257. С. 1-2; <Б. п.> Две лекции проф. И. А. Сикорского о мысленном внушении // Заря. 1886. 27 марта. N 48. С. 1 и т.п. Назад

14 См.: И. Я. <Ясинский И. И.> Великие люди. I // Заря. 1884. 6 апр. N 79. С. 1; И. Я. Великие люди. II // Заря. 1884. 13 апр. N 82. С. 1-2; И. Я. Гений и вдохновение (Жоли. Психология великих людей. Изд. Павленкова. 1884) // Заря. 1884. 20 апр. N 94. С. 1. Назад

15 См.: <Б. п.> Отрывки из Ницше // Ежемесячные сочинения. 1900. Т. 2. N 5/6. С. 115-120. Назад

16 См.: Коптяев А. Музыкальное миросозерцание Ницше // Ежемесячные сочинения. 1900. Т. 1. N 2/3. С. 165-193. Назад

17 Полное собрание повестей и рассказов И. Ясинского (Максима Белинского) 1885-1886. СПб., 1888. Т. 4. С. 151. Далее ссылки на это издание даются в основном тексте с указанием в скобках номера страницы. Назад

18 Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 56. Назад

19 Там же. С. 83. Назад

20 Там же. С. 91. Назад

21 Там же. С. 75. Назад

22 Там же. С. 16. Назад

23 Там же. С. 6. Назад

24 Там же. С. 39. Назад

25 Там же. С. 48. Назад

26 Минц З. Г. "Новые романтики" (К проблеме русского пресимволизма). С. 153. Назад

27 См.: И. Я. Великие люди. I // Заря. 1884. 6 апр. N 79. С. 1. Назад

28 См.: Ясинский И. Роман моей жизни: Книга воспоминаний. С. 44, 56. Назад

29 См.: Данилевский Р. Ю. Русский образ Фридриха Ницше. (Предыстория и начало формирования) // На рубеже XIX и XX веков: Из истории международных связей русской литературы: Сб. науч. тр. Л., 1991. С. 43. Назад

30 Архив И. И. Ясинского. ИРЛИ. Ф. 352. Оп. 1. Ед хр. 71. Л. 3. Назад

31 О генетической связи с тургеневским Базаровым "разных больших и маленьких людей в повестях писателей, претендующих на ницшеанство и "героизм"", Ясинский пишет в 1903 г. в "Беседе" (См.: <Б. п.> И. Тургенев // Беседа. СПб., 1903. N 9. С. 565-566). Как показывают современные исследования, наложение образа Заратустры на образы тургеневского Базарова и героев-идеологов Достоевского изначально было подготовлено самим Ницше, поэтому читательское восприятие в России конца XIX века только вскрыло эти значимые для философа аналогии. На важность тургеневского Базарова в осмыслении понятия "нигилизм" у Ницше указывают Р. Ю. Данилевский и А. Ханзен-Леве (См.: Данилевский Р. Ю. Указ. соч. С. 17-18; Ханзен-Леве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов: Ранний символизм. СПб., 1999. С. 161). Р. Ю. Данилевский пишет, что интерес философа к русской литературе, в частности, к Достоевскому, Тургеневу и Толстому, произведения которых Ницше внимательно изучал, повлиял как на формирование его собственной философской системы, так и на читательское восприятие сочинений Ницше в России (См.: Данилевский Р. Ю. Указ соч. С. 6). Назад

32 См.: И. Я. Великие люди. II // Заря. 1884. 13 апр. N 82. С. 2. Назад

33 Там же. Назад

34 Ясинский И. Иринарх Плутархов. СПб., 1890. С. 6. Назад

35 Ясинский И. Под плащом Сатаны. СПб., [1911]. С. 156. Назад

36 Здесь мы встречаем у Ясинского характерное для русского культурного сознания "революционно-демократическое переосмысление индивидуалистического протеста автора "Заратустры"" (Данилевский Р. Ю. Указ. соч. С. 33). Назад

37 Декадент и символист в понимании Ясинского означало одно и то же. Разграничение этих понятий, столь важное для самих представителей нового искусства, для Ясинского существенной роли не играет. Это вполне объяснимо, т.к. себя он к декадентам не причисляет и, описывая их, неизменно занимает позицию стороннего наблюдателя. Назад

38 Чуносов М. <Ясинский И.> Единство пустоты // Новые сочинения. СПб., 1904. N 4. С. 126-136. Назад

39 Ясинский И. Роман моей жизни: Книга воспоминаний. С. 257. Назад

40 Чуносов М. Указ. соч. С. 127. Назад

41 Ясинский И. Роман моей жизни: Книга воспоминаний. С. 331. Назад

42 Там же. С. 303. Назад


* Блоковский сборник XV. Тарту, 2000. С. 90-107. Назад
   К оглавлению сборника


Обсуждение публикации

Высказаться      Прочитать отзывы

personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц

© 1999 - 2013 RUTHENIA

- Designed by -
Web-Мастерская – студия веб-дизайна