Петербург: 25+11 Все-таки не отпускает эмигрантская тема, да и запас ссылок истощился. Сами посудите, не писать же все время о пожилых и даже мертвых проектах или молодых да ранних? Молодые тоже разными бывают. Все больше, по меткому выражению одного известного человека, грантоеды попадаются. Вот возьмем, к примеру, гуманитарный сайт "Auditorium.ru", поддерживаемый, как водится, Соросом. Куда ни ткнешь - почти всегда на пронзительном синем фоне (эх! "люблю твой строгий, стройный вид") вылезает безобразно вычурная фраза "извините, эта функциональность cайта еще не реализована". Нет уж, лучше о пожилых, проверенных...
Чего только не найдешь на сервере "Открытой лаборатории"... Тут тебе и Образовательная соросовская программа для лиц с ограниченной подвижностью, домашняя страница Игумена Вениамина соседствует с Санкт-Петербургской воднолыжной ассоциацией, проект "Русская судьба мифа о Дон-Кихоте" с сайтом демократического движения "Народный фронт". Имеется и сайт Кузьмоловской средней школы N 1. Коробушка, что называется, полна. Открытая лаборатория - заходи, кто хошь.
Милее всех, пожалуй, проект "Петербург глазами эмигрантов". РОО ИКЦ "Русская эмиграция", сиречь Региональная общественная организация "Санкт-Петербургский информационно-культурный центр" ошибочно полагает, что "в России эмиграцией занимались преимущественно историки, политологи и изучали ее как социальное явление", но, напротив, справедливо замечает, что "многоплановое изучение эмиграции как явления культуры может оказаться чрезвычайно плодотворным". Особенно прельщает установка на многоплановость. Можно изучать то, "как тема русского зарубежья представлена в деятельности учреждений Санкт-Петербурга" посредством "телефонного опроса, а в необходимых случаях личного общения с руководителями учреждений и исследователями". А можно в "преддверии юбилея Санкт-Петербурга" открыть сайт в интернете.
Казалось, чего может быть проще: выбрать, к примеру, 11 художников и 25 писателей и на материале их произведений показать, "как развивалась петербургская тема, как менялся образ города в зависимости от "бега времени" на протяжении ХХ века. При этом писателей, поэтов и художников выбрать, по возможности, разных - "широко известных" и "менее известных". То, что петербурская тема определенным образом эволюционирует в творчестве писателей XX века, мы и так полагаем apriori. Как конкретно эволюционирует, создатели сайта, вопреки декларации, не говорят. А дают краткую биографическую справку о том или ином авторе (источники, натурально, не указываются), воспроизводят "портретное изображение". К этому же прилагается далеко не исчерпывающий перечень "изданий произведений", еще менее полный список "литературы о жизни и творчестве" и "отражающие образ города" фотографии и репродукции "живописных, графических и скульптурных работ" художников, цитаты из поэтических и прозаических текстов писателей. Трудно судить, насколько явно приведенные визуальные и вербальные тексты "отражают образ города". Уж очень это все похоже на издания типа "Писатели о..." или "Художники о..." - путь зачастую порочный, особенно, если цитаты подбираются методом случайной выборки. Как положено приличному сайту, имеется и список ссылок. Он включает в себя гиперссылки на ресурсы интернета, посвященные "исследованиям культурного и научного наследия русской эмиграции, изданиям по этой теме, персональным страницам". Список озаглавлен "Фрагмент путеводителя "Русское зарубежье в Интернет"", насчитывает 14 номеров и, конечно, не полон - "страница конструируется". О трудностях, связанных с отбором материала для справочных изданий, мне уже приходилось писать. Оставим на совести создателей сайта репрезентативность списка писателей и художников. Но все-таки не comme il faut называть Сашу Черного - Черным С., а Андрея Белого - Белым А. Чай псевдонимы, а не имена-фамилии. Не обошлось и без досадных опечаток в ключевых словах. В первой же статье (про Юрия Павловича Анненкова) Петербург дважды именуется "Петербругом" в начале и в конце статьи. Для кого этот сайт? Его авторы осторожно высказываются, что "собранный материал будет интересен преподавателям истории города и других гуманитарных дисциплин, организаторам выставок, экскурсоводам и многочисленным гостям города, а также всем, кто интересуется историей и культурой Петербурга". Безусловно, будет интересен, а вот так уж ли полезен? Насколько безупречен научный аппарат и приемлемы методологические посылки авторов проекта? Это еще вопрос. И.Ф. |