О. А. Проскурин. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. М.: Новое литературное обозрение, 1999.
5
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 11
Глава первая. Мнимая поэма: «Руслан и Людмила» 15
Эпический фон 15
Лирический фон 21
Вопрошающая рука 26
Варяжский гость 30
Страдающая пленница 33
Любовь сакральная и любовь профанная 36
Искушения в пути 41
Встреча у рыбачьей хижины: Пушкин, Батюшков, Жуковский и Барков 48
«Победителю ученику от побежденного учителя» 52
Глава вторая. Юг как эксперимент 56
Первая «южная» элегия: контекст и смысл 56
Попытки обновления элегии 67
«Подражания древним» 83
Песня и баллада 99
«Кавказский пленник» 108
«Вадим» 122
«Братья разбойники» 126
«Бахчисарайский фонтан» 135
Глава третья. Роман о стихах: Судьбы поэтических жанров в «Евгении Онегине» 140
Роман в стихах или стихи в романе? 140
Поэт-элегик как поэт-порнограф 148
Татьяна, Автор и язык любви 162
Смерть Ленского как литературный факт 172
Конец романа в стихах: 8-я глава и «Бал» Баратынского 180
6
Глава четвертая. Трансформация жанров в поэзии конца 1820-х годов 197
Три элегии 197
Заочный спор двух филологов 197
От выздоровления к смерти: Батюшков и Пушкин 199
Часы томительного бденья: бессонница в русской поэзии и в «Воспоминании» 203
«Мои утраченные годы»: младая жизнь и элегическая традиция 207
Два ангела 211
Свиток, покрывало и скрижали 213
«Но строк печальных не смываю»: «не хочу» или «не могу»? 216
«Печаль моя светла» 218
«Бесы» 221
«Бесы разны»: историографическая преамбула 221
От Батюшкова к Катенину 224
«Шалость»: арзамасский подтекст 229
«Внутренние демоны» 233
Глава пятая. Опыты превращения политики в поэзию: Метаморфозы «чужого слова» в лирике 1830-х годов 238
Несколько предварительных замечаний о поздней пушкинской лирике 238
«Полководец» в ретроспективе и перспективе 243
Миф о «спасителе» Кутузове как полемический фон «Полководца» 243
Апокалипсис и Александровский миф 249
Барклай и Александр: два пути Imitatio Christi 255
Полководец и Поэт 260
Под маской Пиндемонти 262
Утраченные иллюзии: Баратынский – Жуковский – Пушкин 262
«По прихоти своей скитаться здесь и там»: трансформация мифа о золотом веке 270
Империя и свобода: «Памятник» 275
Александровская колонна или Александрийский маяк? 275
Петербург – Александрия 278
«Александр Великий» 283
7
Александровская колонна и сакрализация империи 284
Два памятника: христианская дилемма 288
«И назовет меня всяк сущий в ней язык» 293
Пушкин – Радищев – Ломоносов 296
«Памятник» и эсхатология 299
Приложения
Что скрывалось под панталонами (Корреляция «мода – язык» в «Евгении Онегине» и ее культурный контекст) 301
Введение 301
«Жилеты совершили Французскую революцию»: революционные коннотации моды в культурном сознании конца 18 в 303
Адмирал Шишков, щегольская культура и «народность» 308
Ревизия наследства «щегольской культуры»: «О легкой одежде модных красавиц девятого-надесять века» Карамзина 313
«А ведь нашими широкими панталонами мы обязаны санкюлотам!»: мода как знак либерализма у младших карамзинистов 318
«Подобный ветреной Венере…»: сексуальные коннотации мужской моды 324
«Модный магазин русского языка»: параллель «язык – одежда» в полемических сочинениях архаистов 328
«Дух» против «одежды»: лингвистическая мифология Шишкова как основание антикарамзинистской полемической риторики 333
«Язык наш был кафтан тяжелый…»: параллель «язык – одежда» в полемических сочинениях карамзинистов 336
«Модная» тема в «Евгении Онегине» в свете полемической традиции 343
Чем пахнут червонцы? Об одном темном месте в «Скупом Рыцаре», или Интертекстуальность и текстология 348
Введение 348
«Яд» или «ад»? 349
8
Пахла ли веревка Иуды? 354
Ростовщик-отравитель: «шекспиризм» и сценический образ еврея 358
«Проклятый жид»: Шекспир сквозь призму Вальтера Скотта 362
Foetor judaicus, или Чем пахнет еврей? 367
«Запах ада», иудин грех и художественная структура «Скупого рыцаря» 371
Примечания 376
Глава первая 376
Глава вторая 385
Глава третья 402
Глава четвертая 416
Глава пятая 424
Приложения 445
Что скрывалось под панталонами 445
Чем пахнут червонцы 454
Дата публикации на Ruthenia — 20.07.06
|