ОБЪЕДИНЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОКАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ТАРТУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | НОВОСТЬ: Ruthenia в Facebook

АРХИВ


В Архиве хранятся старые материалы «Хроники академической жизни». Вы можете либо просматривать Архив целиком, листая по 10 сообщений, либо выбирать сообщения из определенной рубрики за определенный промежуток времени.
   

  
 
  с:    / /  

по:  / /
 

Предыдущие 10 сообщений

28.05.2020

С 28 по 31 мая 2020 года в Гродно (Республика Беларусь) пройдет конференция «Культ-товары — 2020: Массовая культура в современной России: конструирование миров, умножение серий».

Конференция продолжает серию семинаров, проводимых в рамках международного междисциплинарного проекта «Культ-товары: феномен массовой литературы/культуры в современной России» начиная с 2008 года.

Тема конференции связана как с принципами производства текстов современной массовой литературы и культуры, так и с практиками ее потребления.

Предметом осмысления на конференции будет феномен расширения, повторения, который, являясь одним из родовых качеств массовой культуры, в настоящее время приобрел ключевое и специфическое значение.

Сотворение и умножение параллельных реальности миров, связанное с принципом эскапизма, находит свое выражение как в фантастическом миро-творчестве и конструировании «вселенных», так и в создании бесконечных историй сериального типа. Два этих феномена тесно между собой связаны.

Умберто Эко в эссе «Касабланка» писал о секрете успеха «культового» фильма: «Произведение должно дать читателю или зрителю полностью обустроенный мир, чтобы его поклонники могли цитировать персонажей и эпизоды, как если бы они были принадлежностью их собственного приватного мира, мира, по поводу которого можно составлять викторины и разгадывать их, чтобы адепты в общении узнавали друг друга. Естественно, все эти элементы (персонажи и эпизоды) должны <…> иметь архетипическую привлекательность».

Такой художественный мир (или вселенная) обладает имманентным потенциалом нарративности, становится миром уже состоявшихся и возможных историй. Обустроенный сеттинг (например, в «Игре престолов») развивается в новых нарративах, сюжетах, прирастает через серии.

Организаторы конференции предлагают понимать сериальность не только в качестве атрибута кино- и телесериалов, но как способ разрастания мира историй в книжных сериях, издательских проектах и т.п. В условиях новых цифровых технологий категории мира-вселенной и нарративов-серий обретают новые возможности. Цифровые технологии используются в сложно организованных трансмедийных проектах, предполагающих развертывание больших художественных миров (воображаемых вселенных) и серий из взаимодополняющих друг друга произведений. Повествование осуществляется посредством различных медиа, ими могут быть художественный фильм, роман, комикс, телесериал, анимационный фильм, компьютерная игра и т.д.

Таким образом, проблематика строительства миров и производства серий в современных условиях описывает как принципы создания текстов (в том числе новых, трансмедийных), так и особенности (условия?) их функционирования.

Названная тенденция, ставшая определяющей для мировой массовой культуры, с конца 1990-х годов захватывает и отечественную массовую культуру. Одним из показательных образцов успеха является мир «Метро», созданный в серии романов Д. Глуховского и развитый в дополняющих романы компьютерных играх. Но этот пример далеко не единственный — принципы сериальности и миростроительства становятся ведущей тенденцией российской массовой культуры.

Целью конференции будет исследование вышеназванных процессов как в теоретическом плане, так и через изучение отдельных «кейсов».

Возможные темы для обсуждения:

  • Модели сеттинга в массовой литературе. Структура мира-вселенной: центр, периферия, границы, энциклопедизм и пр.
  • Специфика создания «миров» в разных видах искусства: литература, кино, телесериал, компьютерная игра и т.п.
  • Жанровая специфика «миров» в утопиях, антиутопиях, фэнтези и др.
  • Интермедиальность и трансмедиальность в создании «вселенных».
  • Специфика миростроительства в книжных издательских сериях.
  • Эффекты умножения и повтора в массовой литературе: ремейки, переложения, продолжения и другие формы трансфикциональности. Сериальность в литературе.
  • Фанфикшн как серийный продукт. Читательский запрос на сериальность.
  • Сериал как телевизионный жанр и его разновидности. Сериал как информирующий, культурно-формирующий, социально-педагогический, рекреативный, интегративный феномен.
  • Сериальность шоу различных типов. Ток-шоу. Шоу подражаний. Тиражирование, копирование, клонирование. Создание параллельной реальности.
  • Стратегии конструирования серий: принципы циклизации (сиквелы, приквелы, интратекстуальность и т.п.), инструменты создания серий.
  • Потенциал сериальности в цифровой среде Web 2.0: блоги, социальные сети, вики-проекты и др., предполагающие заполнение контента участниками проектов. Интерактивные модели сериальности.
  • Сеттинг и сериальность как маркетинговые инструменты, их экономическая целесообразность: стандартизация, унификация, повторяемость как рентабельные средства производства серийной продукции.

Рабочие языки конференции русский и английский.

Оставить заявку на конференцию можно на сайте https://sites.google.com/view/culttovary-2020/ до 1 февраля 2020 года; обращаем Ваше внимание на необходимость сопроводить заявку аннотацией (250-300 слов).

Решение о включении доклада в программу будет принято не позднее 20 марта 2020 г. Организаторы не имеют возможности оплатить дорогу и проживание участников. Предполагается организационный взнос в размере 30 евро.

Оргкомитет рассматривает возможность издания по материалам конференции сборника статей Адрес электронной почты для корреспонденции [email protected].

Организаторы конференции: Автухович Татьяна Евгеньевна (доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской филологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы), Абашева Марина Петровна (доктор филологических наук, профессор кафедры культурологии и социально-гуманитарных технологий, кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного научно-исследовательского университета), Литовская Мария Аркадьевна (доктор филологических наук, профессор Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета, Department of Slavic Languages and Literature, National Chengchi University, Taiwan (R.O.C.)), Савкина Ирина (Ph.D, Lecturer of Faculty of Communication Sciences, University of Tampere, Finland), Черняк Мария Александровна (доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А.И. Герцена).


Конференции


20.05.2020

С 20 по 22 мая 2020 года кафедра русского языкознания Института восточнославянской филологии Ягеллонского университета (Краков) приглашает принять участие в IV Международной конференции «Язык и метод. Русский язык в лингвистических исследованиях XXI века». Тема конференции этого года «Расставить все точки...(над i): русская пунктуация в коммуникативном аспекте».

Рабочие языки конференции русский и английский. Регламент доклада 20 минут (пленарные заседания) и 15 минут (секционные заседания).

Заявку на участие в конференции нужно прислать до 20 октября 2019 г. в виде приложения к электронному письму по е-mail: [email protected].

Подробнее

Сайт конференции

Конференции


17.05.2020

К ЮБИЛЕЮ ПРОФЕССОРА ЛЮБОВИ НИКОЛАЕВНЫ КИСЕЛЕВОЙ

17 мая исполняется 70 лет заведующей отделением славистики, профессору Любови Николаевне Киселевой. Друзья и коллеги, конечно, заранее собирались отпраздновать эту дату и организовать небольшой научный семинар в честь юбиляра. Однако по обстоятельствам времени публичные торжества приходится отложить и перевести поздравления в менее привычную виртуальную форму. Безусловно, нам жаль, что наше уважение и благодарность профессору Киселевой буду изъявлены не в приличествующей торжественной обстановке. Но сама именинница вряд ли расстроится. Потому что, во-первых, не считает, что эти цифры что-то существенно меняют. Во-вторых, потому что в конце прошлого года уже был отмечен важный юбилей в ее жизни — сто семестров в Тартуском университете. Этот памятный знак был создан недавно, и профессор Киселева стала одним из первых получивших его. Он знаменует полвека работы в университете, прежде всего — преподавательской, но и ученой, научной, без которой не может быть преподавания. Пятьдесят лет жизни, с самой юности и до сегодняшнего дня, Любовь Киселева посвятила университету и прежде всего отделению русской филологии.

Выбор профессии был предрешен. Любовь Киселева родилась и выросла в университетском городе, в котором работали Юрий Михайлович Лотман, Зара Григорьевна Минц и другие замечательные филологи, создавшие славу отделению, выходившую далеко за пределы Эстонии. Поступив учиться на русскую филологию, Любовь Киселева очень скоро начала работать в университете — сначала лаборантом, а затем преподавателем. Ее научные интересы сложились в семинаре Лотмана — это была история русской литературы XIX века. Но затем они непрерывно расширялись. ЛН занималась методикой преподавания литературы в школе, организовывала студенческую жизнь и научные занятия — потому что по складу личности и по убеждениям она не замкнутый кабинетный ученый, а учитель и просветитель. Она всегда с радостью встречает первокурсников, всегда внимательно руководит своими семинаристами и упорно ведет студентов всех уровней к занятиям наукой, ради которой, по ее неизменному убеждению, и существует университет.

К истории русской литературы и дидактике добавились и другие важные темы. В начале 90-х, когда учителя уходили один за другим, состав кафедры изменился, менялся университет и мир за его пределами, ЛНК приняла миссию сохранения и продолжения традиций тартуских литературоведческих и культурологических штудий. Под ее руководством и при самом активном участии готовились к печати труды Лотмана и Минц, обновлялись и выходили в свет серии научных сборников, продолжались филологические конференции в Тарту, на которые приезжали ученые из разных стран, в том числе — когда-то закончившие отделение русской филологии и знавшие ЛН как соученицу и коллегу. Это продолжение «лотмановской» кафедры было совсем не предрешенным делом, и сомнений, что кафедра сохранится как научная единица, высказано было немало. Однако ЛНК никогда не опускала руки и вместе с другими сотрудниками не позволила кафедре уйти в историю.

В новых условиях, в ставшем национальным Тартуском университете место и значение отделения русской филологии, конечно, изменилось. Актуализировалось изучение межкультурных контактов, взаимодействия литературных и культурных традиций Эстонии и России, проблемы перевода — в самых разных его вариантах. Эти вопросы, имевшие и серьезное социополитическое значение, сподвигли ЛНК к новым исследованиям. Начиная с 90-х годов она активно занималась изучением связей русских писателей с Эстонией, писала о В. Жуковском и Ф. Булгарине, биографически связанных с Тарту. Естественным продолжением этих штудий стали занятия отношениями писателей и власти, литературы и идеологии. Значительное место в работе ЛНК заняли проблемы культурной рецепции — в рамках проекта, посвященного анализу образа Эстонии в различных путеводителях.

Не меньше интересовал исследовательницу и взгляд «с другой стороны» — то есть восприятие русской культуры и литературы в эстонском пространстве. Особенным объектом ее интереса стала проза Яана Кросса, основанная на историческом материале и сюжетно связанная с Россией (роман “Keisri hull” и другие произведения).

Жизнь университетского ученого и преподавателя, который к тому же обременен административной работой (заведовать отделением, мягко говоря, непросто), дает мало возможностей остановиться, обдумать и собрать воедино многолетние труды. Поэтому друзьям и коллегам ЛНК пришлось долго ждать собрания ее статей — но оно, наконец, вышло. Сначала, в 2017 году, на эстонском языке — “Eesti-vene kultuuriruum”; а годом позднее — на русском. В этой книге собраны исследования, объединенные общей темой, хотя часто далеко отстоящие друг от друга сюжетно и с очень разными героями. В ней есть глава, посвященная взглядам Яана Кросса на русскую историю; глава об эстонском национальном движении в имперскую эпоху (ее герои, в частности, Фр. Р. Крейцвальд и Йохан Кёлер), глава о русской рецепции Лифляндии, глава о бароне Розене, русском писателе остзейского происхождения, и, конечно, глава о Лотмане и Тарту, заключающая книгу.

Это издание подводит итоги многолетних исследований ЛНК, однако никакой точки оно не ставит. Юбиляр продолжает заниматься наукой (а также ее популяризацией — она замечательный экскурсовод по Тарту и старинному Дерпту). И мы, ее коллеги и друзья, надеемся, что ЛНК будет участвовать и дальше в жизни отделения, в научной работе и новых исследовательских проектах. Сто семестров в Тартуском университете — редкий и ценный опыт. Мы поздравляем юбиляра, желаем ей здоровья, бодрости и успехов во всех начинаниях!

Отделение славистики

Памятные даты и события


15.05.2020

15–16 мая 2020 года редакция журнала «Новое литературное обозрение» и Европейский университет в Санкт-Петербурге проводят V ежегодную конференцию в рамках совместного проекта «Антропологизация гуманитарных и социальных наук», тема V конференции «Антропология доверия».

Хотя мыслители и художники размышляли о нравственной и социальной роли доверия с античных времен, пристальный интерес к доверию как социальному институту возникает в Новое время. Так, в трактате «Теория нравственных чувств» (1759) Адам Смит, стремясь легитимировать новый общественный порядок – всесильную «невидимую руку рынка», утверждает, что этот новый экономический механизм приводится в действие людьми, объединенными «сочувствием и симпатией» друг к другу (читай — доверием). Одним из теоретиков концепции доверия в XIX веке становится Алексис де Токвиль, который напрямую объяснял крах политических режимов утратой доверия граждан к правящей элите. С конца 1970-х наблюдается всплеск интереса к той роли, которую играет доверие в обществе, культуре и политике. Пьер Бурдье, рассматривая социальный капитал как ресурс для властного противоборства в различных сферах общественной жизни, относит доверие к символическому капиталу, где оно служит практикам символического обмена и символической репрезентации власти. Следуя в русле традиции Токвиля, Франсис Фукуяма и Роберт Патнэм отводят доверию главенствующую роль в становлении и успешном функционировании современного демократического общества: доверие между рядовыми гражданами порождает солидарность, которая в свою очередь ведет к самоорганизации общества, гражданскому активизму и выбору политиков, достойных общественного доверия.

Есть и голоса, ставящие под сомнение доверие как обязательный и доминирующий компонент демократического мироустройства. Мэтью Клиэри (Matthew R. Cleary) и Сьюзан Стоукс (Susan C. Stokes), считают, что по мере развития демократии личное доверие граждан к выбранным ими лидерам сменяется скептицизмом по отношением к ним, а доверие переносится на социальные институты, призванные контролировать действия политиков. По словам Мэтью Клиэри, «недоверие благотворно для демократии» (distrust is good for democracy). С другой стороны, некоторые исследователи (Karen S. Cook, Margaret Levi, Russell Hardin) полагают, что в сложноустроенном современном мире доверие может быть эффективным механизмом поддержания общественного порядка исключительно на низовом, личностном уровне, а на более высоких ступенях социальной системы успешная кооперация может вполне обходиться без доверия. Появление интернета создает дополнительные проблемы для устоявшихся норм доверия в обществе. С одной стороны, онлайновые связи необычайно ускоряют координацию действий и горизонтальную организацию общества. С другой, – интернет генерирует новые угрозы: он размывает критерии достоверности информации, разрушает традиционное экспертное сообщество и привычную систему репутаций.

Мы предлагаем участникам конференции обсудить следующие вопросы, связанные с неоднозначной ролью доверия в человеческой жизни:

  • Как исторически развивались и менялись представления о доверии как важнейшем этическом понятии и социальном институте, как формировались практики доверия в различных культурах в разные эпохи?
  • Как отражается проблема доверия и сопутствующие ей моральные категории (верность, надежность, взаимопомощь, солидарность) в мировой культуре и искусстве?
  • Как связано доверие с институтом репутаций в общественной и профессиональной жизни?
  • Как кризисные эпохи (политические, экономические, технологические, гендерные революции) влияют на уровень доверия в обществе?
  • Применимы ли существующие теории доверия к недемократическим (тоталитарным, авторитарным) обществам? Как объяснить парадокс повышенного доверия к лидеру или вождю в подобных политических системах? Можно ли считать коррумпированные режимы своеобразным обществом доверия?

Заявки на участие, содержащие в себе название и тезисы доклада (3600 знаков с пробелами) и краткое CV, просьба направлять координатору конференции Андрею Черкасову не позднее 10 февраля 2020 года по адресу: [email protected] (с пометкой в поле темы «конференция НЛО-ЕУСПб»).

Оргкомитет оставляет за собой право отбора поступивших заявок. О результатах конкурса будет объявлено до 5 марта 2020 г. Участники конференции могут рассчитывать на гранты по проезду и проживанию в Москве.

О проекте

Редакция журнала «Новое литературное обозрение» и Европейский университет в Санкт-Петербурге, исходя из общей заинтересованности в продвижении нового гуманитарного знания и в целях поддержки и развития международных академических связей, договорились об учреждении долгосрочного проекта: организация серии ежегодных международных конференций под общим названием «Слова и вещи: антропологический поворот в гуманитарных и социальных науках».

Конференция мыслится как площадка для продвижения гуманитарной российской мысли в международное научное сообщество, как инструмент формирования нового поколения ученых-гуманитариев в России, создания условий для становления новых гуманитарных центров в регионах страны, противодействие изоляционистским тенденциям в научной и общественной сфере. Термин «антропологический поворот» используется здесь для обозначения мощного интеллектуального тренда, набиравший обороты на протяжении всего 20 века. Сегодня можно констатировать уже произошедшую «антропологизацию» гуманитарного знания, появлению новых дисциплин, таких как историческая, философская, культурная, социологическая, экономическая, медицинская и проч. антропологии. Большинство «дисциплинарных мод» последнего 30-летия – устная история, гендерные исследования, урбанистические штудии, история эмоций, память, травма, история повседневности, теории телесности и т.д. – все так или иначе вписываются в большой антропологический тренд.

Творчество разных и по возрасту, и по методам исследования ученых позволяет увидеть сходный вектор движения отечественной гуманитарной мысли. Его можно крайне схематично представить как переход от жестких обобщенных тотальных построений к более гибкому, детализированному, индивидуализированному изучению человека и культуры, от текстоцентричности — к визуальности и телесности, от бинарных оппозиций и интертекстуальности — к культурной и философской антропологии.

Отчасти этот «антропологический поворот» связан с крушением советской эпохи со всей ее системой социокультурных мифологем, что поставило перед российскими гуманитариями (и русистикой в целом) задачу критического переосмысления перспектив и инструментария собственной профессии, выработки новых понятийных категорий и эстетических ориентиров, реформирования культурного поля и его институтов.

В то же время широкая рамка «антропологического поворота» призвана не столько ограничить проблематику интеллектуального диалога, сколько способствовать его расширению и развитию в направлении новых методологических подходов, адекватных интеллектуальным вызовам наступающей эпохи.

Мы надеемся, что новый научный проект позволит привлечь коллег из смежных областей, и будет способствовать выходу отечественных ученых из «славистического гетто» в международное интеллектуальное пространство.

Конференции


09.05.2020

Пушкинские чтения в Тарту 6: Выпуск 1. Пушкин в кругу современников. Pushkin among his contemporaries. Тарту: Tartu Ülikooli Kirjastus, 2019

Международная редколлегия серии “Acta Slavica Estonica”:

И. Абисогомян (Эстония), Д. Бетеа (США), А. Дуличенко (Эстония), Л. Киселева (Эстония), Е.-К. Костанди (Эстония), И. Кюльмоя (Эстония), А. Лавров (Россия), М. Мозер (Австрия), В. Мокиенко (Россия), А. Мустайоки (Финляндия), Т. Степанищева (Эстония), В. Храковский (Россия)

Ответственные редакторы: Роман Лейбов, Никита Охотин

Технический редактор: С. Долгорукова

© Статьи: авторы, 2019
© Составление: Кафедра русской литературы Тартуского университета, 2019

ISSN 2228-2335
ISBN 978-9949-03-243-3

От составителей
Содержание


09.05.2020

СОДЕРЖАНИЕ

От составителей     9

Григорий Дашевский . Гедонистическое самоубийство в ранней лирике Пушкина: заметки к теме. Публикация Н. Н. Мазур     11
          Приложение: С. С. Уваров. Fragments sur l’avantage de mourir jeune (1808). Публикация М. Б. Велижева, перевод Н. Н. Мазур     34

Наталия Мазур. Поэтический диалог Пушкина и Языкова в середине 1820-х годов: новые перспективы     47
          Приложение: Эротические стихотворения Н. М. Языкова: к истории текста     94

Вера Мильчина. Еще одна реминисценция из «Физиологии брака» в пушкинской прозе     119

Илья Виницкий. Французские связи Клеопатры. Мнимые переводы Пушкина как историко-культурная проблема     124

Татьяна Степанищева. «Атаман и с ним дева»: к характеристике пушкинского сюжетосложения     157

Никита Охотин. Из заметок на полях пушкинского комментария     171
          I. «Ночной зефир…» (1824)     171
          II. «Сказали раз царю, что наконец…» (1825)     195

Роман Лейбов. Из комментариев к «Графу Нулину»: «чудный зверь»     206

Елена Кардаш. «Чем ремесло мое нечестнее прочих?» Из комментария к повести А. С. Пушкина «Гробовщик»     211

Любовь Осинкина. О сновидениях Германна     228

Александр Долинин. Выбранные места из будущего комментария к «Путешествию в Арзрум»     236
          I. Винопитие и виноделие в Грузии     236
          II. Езиды     240
          III. Азиатская роскошь     244

Алина Бодрова. К институциональной истории Вольного общества любителей российской словесности     253
          Приложение: Документы из дела «Об учреждении в С. Петербурге Общества соревнователей просвещения и благотворения…» (1817–1818)     266

Джо Пешио. Аркадий Родзянка: новые тексты из архива А. С. Норова     285

Екатерина Ларионова. «Сентиментальное путешествие» С. А. Соболевского по Италии     297

Вера Мильчина, Александр Осповат. Фрагмент биографии «русского европейца» (Из переписки князя П. Б. Козловского и деловых бумаг 1836 г.)     327

Андрей Костин. Писатель начала XIX века в эпоху великих реформ: автобиографическая эпистола Б. М. Федорова 1866 года     342
          Приложение: Б. М. Федоров. Русскому Сановнику на вопрос его о Камер-Фурьерских журналах     347

Указатель имен     359

Kokkuvõtted     375

Сведения об авторах     382

About the Contributors     384


28.04.2020

Вышел сборник статей молодых филологов «Русская филология. 31»


27.04.2020

27–29 апреля 2020 года в Будапеште (Венгрия) пройдет Международная научно-практическая конференция «Эмиграция как социокультурное явление: культурно-историческое наследие и современность».

Основные направления конференции:

  • Теоретико-методологические аспекты феномена эмиграции. Проблемы современной эмигрантологии.
  • История, философия, психология, антропология, этнология эмиграции.
  • Культурно-исторические аспекты эмиграции. Эмиграция и проблема национальной идентичности и исторической памяти. Феномен эмиграции и проблема диалога культур.
  • Научное и художественное наследие эмиграции. Эмиграция как текст жизни и как текст творчества.
  • «Архивы» эмиграции: новые документы и факты.
  • Роль культурных институтов диаспор (театров, обществ, объединений) в пространстве «другой» культуры.
  • Культурно-исторический феномен русского зарубежья.
  • Русское зарубежье: духовный и художественный опыт столетия.

Заявки принимаются до 1 февраля 2020 года . Оформить заявку можно на странице конференции: https://dialogorum.hu/jemigracija-kak-sociokulturnoe-javlenie/

К участию приглашаются преподаватели, аспиранты, студенты, ученые, научно-исследовательские коллективы российских и зарубежных высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов (политологи, филологи, историки, социологи, журналисты, культурологи и др.), специалисты-практики, аналитики, руководители культурных центров и общественных организаций.

Подробнее

Конференции


27.04.2020

27–28 апреля 2020 года в Санкт-Петербурге пройдет VII Апрельская междисциплинарная научная конференция «Все запреты мира: табу в литературе и искусстве».

Понятие запрета отличается исключительной широтой, и хотя оно нередко привлекает внимание исследователей, весь спектр значений «табу» в культуре и искусстве, сколько можно судить, не рассматривался никогда. Структуралисты считают запрет частью системы и анализируют структуры общественной жизни, которые моделируются посредством табу. Социологи изучают запреты как своеобразные регуляторы отношений. «Антропологический поворот» в гуманитарных науках приводит к анализу запрета как формы «присвоения дискурса». А ведь свои трактовки предлагают религиоведение, психоанализ, политология, правоведение... «Инвариантная» трактовка запрета, предложенная в работах Ю.М. Лотмана — абстракция. А как быть с конкретными реализациями?

Ирландские крестьяне в ответ на вопросы о «малом народце» повторяют: «Мы не говорим об этом». И во многом с этим табу связано появление и успешное развитие «кельтского возрождения» (У. Б. Йейтс, лорд Дансени, А. Мейчен). Тема ГУЛАГа в русской литературе была запретной, однако ее разработка Солженицыным и Шаламовым привела к обновлению не только тематики, но и языка литературы. Словесные табу советской культуры порождают специфический язык «молодежной прозы», где создаются, например, весьма откровенные описания интимного, возможные только «в обход» привычных конвенций. И хрестоматийный пример «ворованного воздуха» Мандельштама — если нет запрета, то поэтическое слово в его предельном воплощении по существу невозможно.

Несомненно, практики государственной цензуры и самоцензуры имеют отношение к нашей теме, но, по существу, проблема запретного гораздо шире, и потому политические коннотации, связанные с темой и уже обстоятельно разработанные, остаются для организаторов проекта периферийными; наибольший интерес вызывают не законодательные, а эстетические практики, скрытые смыслы, а не внешние проявления табуирования. Запретный объект желания может быть сексуальным или сакральным, но еще до появления «царей-жрецов» табу является движущей силой искусства. Как изобразить запретное? Как сделать недоступное эстетическим объектом? И, с другой стороны, не будет ли снятие всех запретов в культуре скорее сдерживающим фактором?

Путь от сакрального запрета (в основе которого скрытое желание) к политическому (стремление к власти), эстетическому (жажда красоты) и затем этическому (стремление к совершенству) может быть прослежен на широком историко-культурном материале. Можно рассмотреть соотношение «явного» и «скрытого» запрета в культуре, «силового/насильственного» и «мягкого вытеснения». Но при этом важно понимать, что искусство всегда стремится к желанному и запретному. Таким образом, в механизмах, которые кажутся абсолютно различными, есть нечто общее. И мы хотели бы увидеть это общее, выводящее за рамки «канона».

Обозначенные проблемы хотели бы обсудить организаторы конференции, продолжающей цикл ежегодных междисциплинарных Апрельских конференций, начатый в 2014 году научным форумом «Все страхи мира: horror в литературе и искусстве».

Оргкомитет приглашает принять участие в конференции «Все запреты мира: Табу в литературе и искусстве» (с докладом продолжительностью до 20 минут) представителей различных гуманитарных наук: историков литературы, лингвистов, искусствоведов, музыковедов, психологов, философов, социологов, политологов. Темы докладов могут апеллировать к самым разным методологиям интерпретации «запретного», однако аргументация исследователей должна выстраиваться на анализе конкретных произведений.

Планируется обсуждение следующих тем:

  • способы и приемы моделирования, описания и оценки «запретного» в литературе и искусстве;
  • этическое, сакральное и запретное;
  • запретные слова и понятия; табу в языке;
  • прагматика запрета в знаковых системах 

Отбор участников конференции будет производиться на конкурсной основе. Оргкомитет оставляет за собой право отказать заявителю во включении доклада в программу без объяснения причин. Потенциальным участникам предлагается сообщить о себе краткие биографические данные (Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание, место работы), а также до 1 марта включительно представить тезисы доклада (2 страницы) на электронную почту Оргкомитета: [email protected].

Результаты конкурса будут сообщены заявителям не позднее 25 марта 2020 года. Оргкомитет не сможет компенсировать расходы на проезд, проживание и питание участников.

По материалам конференции планируется издание сборника статей (с присвоением ISBN и индексацией в РИНЦ).

Рабочий язык конференции — русский, оргвзнос 300 руб. Место проведения: Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4 Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.

Оргкомитет: Сергей Викторович Денисенко (д.ф.н., ведущий научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, Антон Олегович Дёмин (к.ф.н., научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН), Илона Витаутасовна Мотеюнайте (д.ф.н., проф. кафедры филологии, коммуникаций и РКИ Псковского государственного университета), Александр Юрьевич Сорочан (д.ф.н., проф. кафедры истории и теории литературы Тверского государственного университета).

Конференции


24.04.2020

24–26 апреля 2020 года в Будапеште (Венгрия) пройдет международная научно-практическая конференция «Политика и культура: пространство игры».

Основные направления конференции:

  • Философско-исторические формы взаимодействия политики и культуры
  • Роль СМИ и цифровой культуры в политических процессах.
  • Языковые процессы в современном политическом дискурсе
  • Роль игровой концепции культуры в методологии социальных и политических исследований.
  • Технологии игры в современных политических процессах и взаимодействиях. Игра как способ политического манипулирования.

Заявки принимаются до 01 февраля 2020 года на странице конференции: https://dialogorum.hu/politika_i_kultura_prostranstvo_igry/.

К участию приглашаются преподаватели, аспиранты, студенты, ученые, научно-исследовательские коллективы российских и зарубежных высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов (политологи, филологи, историки, социологи, журналисты, культурологи и др.), специалисты-практики, аналитики, руководители культурных центров и общественных организаций.

Предполагается как очное, так и заочное участие.

Подробнее

Конференции


Предыдущие 10 сообщений

|Памятные даты и события| |Спецкурсы и лекции| |Новая литература| |Интернет| |Конференции| |Защиты| |Вакансии| |Разное|
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | НОВОСТЬ: Ruthenia в Facebook
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц

© 1999 - 2013 RUTHENIA

- Designed by -
Web-Мастерская – студия веб-дизайна