Пушкин в роли Пушкина

О Пушкине написано множество работ и, кажется, мы знаем о нем все. Но в этой книге поэт предстает по-новому: перед нами нехрестоматийный, поразительно живой, игровой Пушкин. Разумеется, здесь представлена лишь одна грань многогранной личности Пушкина, но весьма значительная. Строя свое поведение по моделям литературной традиции (прежде всего французской), поэт создает свой «игровой» образ, генерирующий представления о человеке его времени, как своеобразную творческую лабораторию. Игра «по французскому роману» («маски», роли, объяснение в любви при помощи беллетристики, эпистолярная «игра», шутливые записи на полях, лжецитаты и мн. др.) — не просто форма усвоения иноязычной традиции, но и важный этап, предваряющий творчество. Раскрытие специфики игры, связанной с особенностями литературного быта эпохи, позволяет автору разгадать «загадки» биографии поэта, парадоксы переписки, раскрыть истоки многих замыслов. Известный пушкинист Л. С. Сидяков иногда шутливо сокрушается: «Ох, уж этот мне Ларисин Ильиничнин Пушкин...», но при этом неизменно признает, что без этой грани ПушкинНЕ ПУШКИН.

Ю. М. Лотман

14 августа 1993

Ruthenia.Ru