начальная personalia портфель архив ресурсы

[ предыдущая статья ] [ к содержанию ] [ следующая статья ]


ВСПОМНИТЬ ВСЁ

Исайя Берлин. Философия Свободы. Европа / Предисловие А.Эткинда. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 448 С.

         Книга Исайи Берлина «Философия свободы. Европа» - простое и ясное изложение символа веры, на котором «Европа» стоит. Это не сотрясение основ и не их укрепление. Это – их (в очередной раз) обозначение, даже напоминание. Что же, если верить Платону, всякое знание есть припоминание.

         Исайя Берлин близок русскому читателю тем, что его европеизм не благоприобретенный, а выстраданный. Рационализм, благородство тона, умение просто сказать сложные вещи, физиологическое отвращение к несправедливости и рабству, многое другое, из того, что британский автохтон получал естественным образом, самим фактом рождения на родине Локка и Бертрана Рассела, для уроженца Российской (и Советской, конечно же) империи дается с большим трудом. Именно «трудом» - не только в смысле эмоциональной, псхологической сложности, но и имея в виду потраченный интеллектуальный труд: тысячи прочитанных книг, сотни исписанных страниц. Результатом, в конце концов, становится идеальный европеец; больший европеец, чем сами европейцы. Лет семь назад я гулял по Лондону с А.М.Пятигорским и он показал мне клуб, членом которого был Берлин. Заведение немыслимо закрытое и аристократическое. Еврей, уроженец Риги, бывший подданый Российской империи был там, говорят, лордом самой тщательной дистилляции, не чета грубым и морально небесспорным аристократам... ну, скажем, Вустерам и Саффолкам.

         Но вернемся к философии свободы. Вернемся к Европе. Книга представляет собой сборник эссе и выступлений Исайи Берлина, который, как и другой self-европеец Мераб Мамардашвили, писательскому труду нередко предпочитал лекторский. Посвященные разнообразным темам – от исторических взглядов Вико до Первого Международного Товарищества Рабочих – его тексты, как я уже говорил, излагают одно и то же: основы существования нынешней европейской, западной цивилизации. Здесь не встретишь ни экстравагантных теорий, ни неожиданных переосмыслений давно известного. Слов «симулякр» и «дискурс» нет и в помине. Негромкий уверенный голос, проверенные факты, уместный дозированный юмор, убедительность, кристальная ясность изложения.

         Взгляды Исайи Берлина могут показаться тривиальными: умеренный прогрессизм, умеренный оптимизм по поводу человеческой природы, секуляризм, твердая приверженность идеям личной свободы, социальной справедливости, демократического общественного устройства. Берлин скептичен и к правым, и к левым крайностям, даже – к крайностям либерализма. Он – превосходный эксперт по тоталитаризму, однако остается совершенно холоден к его чарам. Не обольщается Берлин и по поводу героев своих эссе: отдавая должное почти дьявольскому уму Жозефа де Местра, он выносит ему объективный приговор: «Де Местр, судя по всему, был едва ли не первым западным писателем, открыто защищавшим обдуманное сопротивление распространению свободных искусств и наук, реальное подавление основополагающих культурных ценностей, которые влияли на западную философию и образ жизни от Возрождения до наших дней. Но именно XX столетию было суждено увидеть пышный расцвет и самое жестокое приложение этой кошмарной доктрины. Вероятно, она – самый характерный мрачный духовный феномен нашего времени история ее еще далека от завершения»(с.277). Добавлю, что в России прилежно изучали Де Местра прошлом столетии, особенно накануне революции 1917 года; достаточно вспомнить, как савойским клерикалом увлекся Мандельштам. История завороженности соотечественников Местром завершения.

         Если кому-то скучно читать эту добродетельную (в прямом, а не ироническом смысле) книгу, то виноват не автор, а сам читатель. Последние события отчетливо высветили хрупкие основания, на которых покоится наш [1] европейский, западный мир. Да и на самом Западе все меньше европейцев; не по крови, конечно, а по типу сознания. Тем внимательнее, прилежнее следует читать Берлина. И если опровергать, то только – ПРОЧТЯ.


[1] Именно: наш!


[ предыдущая статья ] [ к содержанию ] [ следующая статья ]

начальная personalia портфель архив ресурсы