начальная personalia портфель архив ресурсы о журнале

[ предыдущая статья ] [ к содержанию ] [ следующая статья ]


Александр Филюшкин

Время по-воронежски

Кто не сталкивался с местечковым патриотизмом, доказывющим, что наш край — родина слонов, парового двигателя и космического флота, а его жители — лучшие люди на земном шаре?

Эта идеология вытекает из свойственного провинциальному мировоззрению: чувства полного удовлетворения своим существованием, когда человек не испытывает необходимости в расширении горизонтов собственной духовной жизни и повышению уровня бытовых запросов. В этом смысле провинциализм — это абсолютная самодостаточность. Со стороны она зачастую расценивается как ограниченность кругозора, узость мышления, сознательное примирение с убогостью бытия. На такие суждения жители периферии реагируют стремлением доказать, во многом и самим себе, что их земля и ее уроженцы — самые-самые-самые. И что их регион не хуже любой столицы по всем статьям.

Проводником “местечково-патриотических” взглядов всегда выступали местные газеты. Однако в последнее время им на смену приходит провинциальный иллюстрированный журнал — этакий местный “Плейбой”, “Дарин” или “Профиль”. Это симптоматично и заслуживает подробного рассмотрения. Одной из первых таким печатным органом обзавелась черноземная столица Воронеж.

Журнал “Воронеж. Russian Provincial Magazine” уже выходил в 1996-1997 гг., но прекратился по разным причинам. В сентябре 2000 г. усилиями издательского дома “Воронежский” и телекомпании “Воронеж” журнал был возрожден под названием “Русский провинциальный журнал — Воронеж” (иноязычные заголовки стали за это время немодными). Уже вышло шесть 40-50-страничных номеров.

Кредо редакции изложено в презентационной статье главного редактора Виктора Демитриенко: “Разве Воронежский край и его славные жители не достойны того, чтобы цветное средство массовой информации все свои страницы посвящало только им? Давайте, хотя бы на минуту, забудем о ложной скромности и вспомним о справедливости: Воронеж сыграл весьма значительную роль не только в истории нашей страны, но и в истории всего человечества” (выделено мной. — А.Ф.) Поэтому “обостренное чувство историографической и полиграфической справедливости (последний термин особенно интересен. — А.Ф.) заставили нас взяться за издание, страницы которого посвящены нашему родному краю и прекрасным людям, жившим и живущим здесь” (№ 1. С.3).

Местечковый патриотизм включает в себя несколько обязательных компонентов. Прежде всего, очень ценится древность происхождения. Уже третий выпуск журнала вышел с анонсом на обложке: “Воронеж на 100 лет старше Киева!”, и гвоздем номера стал материал Святослава Боянова “Древнейший город”. В нем с опорой на “Влесову книгу” доказывалось, что первое упоминание существования города Воронежа — “столицы образования, названного Русколанью”, “слава о котором текла по всем Русям” — относится к 328 г. н.э. И звучит, звучит победным гимном песнь Боянова: “Сейчас вроде бы считается, что Киев был основан в 430 г. н.э. Ну и какая же он тогда, извините за выражение, “мать городов русских”?! Да никакая! Как минимум за сто лет до его основания “матерью” был Воронеж, и только когда “после готской войны обрушилась Русколань”, в результате переселения ее жителей на берега Днепра пальма “русского первенства” перешла к Киеву. Да в конце концов, что там Киев! Как говорится, не замахнуться ли нам на древнейшие города планеты вроде Ура, Иерихона, Вавилона и прочих Римов? Воронеж неплохо смотрелся бы в этом ряду” (№ 3. С.7).

Тут уж действительно ничего ни прибавить, ни убавить. Кроме разве того, что “Влесова книга” — подделка, сочиненная журналистом Ю.П. Миролюбовым в США около 1953 г. И давно разоблаченная учеными. А современный город Воронеж как крепость на южной границе Руси был основан в 1586 г.

Второй важный компонент местечкового “патриотизма” — отстаивание особости, исключительности родной земли, ее необычных качеств. В статье Андрея Амелькина Воронежский край символически назван “котлом”, где обретают мир и покой все нации: русские, украинцы, немцы, а также “представители разных народов Европы, Азии, Африки и Америки” (№ 4. С.6-7).

Стремление обосновать исключительное место Воронежа в мировой цивилизации проявляется почти в каждом номере журнала. Виктор Демитриенко заявляет, что после “побед на море” построенного в Воронеже российского военно-морского флота “политическая карта Европы стала приобретать другие очертания”. Правда, конкретных битв он не называет, что и понятно — построенные на черноземных верфях в 1696-1711 гг. корабли не участвовали ни в одном сражении.

Но что там флот! Воронежцы дали человечеству космический двигатель, а, следовательно, “путевку на околоземную орбиту Юрию Гагарину и межконтинентальным баллистическим ракетам”. По мнению редактора, именно то, что физик Н.В. Басов провел в Воронеже детские годы, обусловило создание первого квантового генератора (мазера), “и это сделало возможным микрохирургию глаза и проект СОИ”. Не были забыты и повседневные нужды: как указано в журнале, именно “наши воронежские мужики” придумали “способы промышленного производства подсолнечного масла и кабачковой икры” (№ 1. С.3).

На страницах журнала печатаются биографии знаменитых земляков под красноречивым заголовком “Воронежцы, изменившие век”. Их анонс заслуживает того, чтобы привести его целиком: “Родиться на Воронежской земле, видеть августовские звездопады над степью и роскошную синеву неба, наслаждаться умеренным климатом и спокойным среднерусским пейзажем, мягко выговаривать знаменитое воронежское “г” — что еще надо человеку, чтобы оказать влияние на XXI век?” (№ 3. С.43).

Однако славные деяния жителей черноземного центра не только в прошлом. Краевед Владимир Елецких ведет в журнале “Книгу рекордов, сенсаций и знаменательных событий Воронежского края”, своего рода местную Книгу Гиннеса. Цель ее создания — чтобы “о воронежских чудесах и рекордах узнали по всей России” (№1. С.32). Правда, представленные там достижения вряд ли способны изменить облик мировой цивилизации: например, некий Михаил Толокоников за 15 минут выпивает 22 кружки пива (№ 2. С.26). Имеется и собственный великан Юрий Потаскаев (2 м 15 см), служащий швейцаром—Гулливером в одноименном кафе (№ 3. С.34).

Издатели не могут избавиться от претензий на значимость космического масштаба. В 1995 г. выпускник местного университета Тимур Крячко сделал астрономическое открытие — первое наблюдение малой планеты с территории России (до этого, по утверждению журнала, все они происходили в Крымской обсерватории). Теперь воронежский астроном делает космический бизнес: “новые русские” финансируют его работу, а он за это называет планеты в честь спонсоров. Редакция “Воронежа” предложила начать сбор денег для оплаты открытия малой планеты в честь черноземной столицы (№ 2. С.22).

Однако “Русский провинциальный журнал — Воронеж” интересен не только демонстрацией провинциальных амбиций в хорошем полиграфическом оформлении. Еще он на региональном материале выполняет функции развлекательного иллюстрированного ежемесячника. Музыку повседневной жизни в регионах все решительней заказывает Провинциальный Новый Русский. Этот герой нашего времени хочет, чтобы обслуживались духовные запросы его широкой, но диковатой натуры, жаждущей, чтобы ей “сделали красиво”. Самым простым и массовым способом достижения этой цели является учреждение ярко оформленного печатного органа, из которого читатель узнает об эталонах “красивой жизни”: какие носить галстуки и пиджаки, курить сигары, как правильно выбрать к ужину дижестив и что делать в ночном клубе. Здесь же и обилие рекламы магазинов, бутиков, клубов.

В обсуждаемом издании четко выделяется целый ряд аспектов, характерных как раз для “новорусского” культурного сознания. Первым необходимо отметить силовой: журнал буквально возводит в культ физическую силу и непобедимость черноземных жителей. Материалы на эту тему есть практически в каждом номере: что Воронеж — родина парашютно-десантных войск (№ 2. С.4-5), что выпускники Воронежского Михайловского кадетского корпуса — не хуже суворовцев и “будущая гордость, честь и слава героической российской армии” (№ 3. С.5).

Второй культовый аспект — феминный. На страницах издания постоянно подчеркивается, что воронежские женщины самые шикарные в мире. Для наглядного подтверждения публикуется подборка эротических фотографий (№ 4. С.30-35).

Третий аспект — экономическое процветание. Очень хочется думать, что мы лучшие предприниматели на Земном шаре. Вот, например, рассказ о мебельной фабрике “Кристина”. Как на нее приехали “мастера из столицы” и были поражены уровнем воронежского бизнеса: “Аналогов в России нет, Западу надо учиться, какой на “Кристине” маркетинг”. Автор материала восторженно подчеркивает, что и заграницу посрамили, и москвичам нос утерли — “знай наших!” (№ 2. С.24).

Признаком успеха являются бурные проявления гедонизма. Журнал восхваляет издавна свойственное воронежцам умение роскошно праздновать Новый Год, рассказывая, как в 1700 г. “город в праздник гудел — и в прямом и в переносном смысле! — почище Лондона. Да и, кстати, был он в ту пору гораздо многолюдней столицы “туманного Альбиона”! Тут было все: молебен и торжественный колокольный звон, архиерейский санный выезд, потешные фейерверки и гусиные бои на реке, всю ночь палили корабельные пушки и брехали собаки, а хмельной народишко праздно слонялся от гуляния к гулянию… Согласитесь, картина за триста лет не очень-то изменилась” (№ 3. С.3).

Редакция права, ситуация в Воронеже переменилась незначительно. Наличествует все тот же “хмельной народишко”, праздно шатающийся по почти таким же, как и 300 лет назад, улицам. Вот только с Лондоном сложнее: он-то как раз за эти три столетия переменился, и весьма. Видимо, потому, что в праздники гулял куда скромнее Воронежа.

С образом бесшабашного купеческого праздника связаны и материалы об охоте на волков (№ 1. С.35-36) и кабанов (№ 3. С.32), катании на лошадях и бегах (№ 4. С.36-39) и обильная реклама ресторанов, кафе, клубов (например, материал “Воронеж кабацкий” — № 5. С.44).

Духовные запросы читателей редколлегии “Воронежа” представляются в основном мистическими. Журнал буквально напичкан материалами о паранормальных явлениях: черноземном “призраке белой дамы” в замке принцессы Ольденбургской (№ 1. С.30-31), воронежском снежном человеке (№ 2. С.36-37), многочисленных барабашках (№ 4. С.44-45), приземляющихся на Воронежской земле инопланетянах (№ 5. С.58-59). Даже художественная проза, печатающаяся в журнале — и в той всякая чертовщина (например, рассказ Андрея Шилова “Наваждение местного значения: Человек, который проспал конец света”, № 3. С.41). Правда, иногда случаются конфузы: в материале Юрия Киргизова “Красавица и чудовище” сообщается, что любимая книга его мистической героини — “Мертвые души” (№ 3. С.36-37). Знает ли автор, какое произведение скрывается под этим названием?

Явный успех “Русского провинциального журнала — Воронеж” симптоматичен. Он одновременно и обслуживает духовные запросы зарождающегося слоя провинциальных буржуа, и формирует их. Несомненно, что число таких изданий по России будет множиться. А по воронежским радиостанциям еще не раз можно будет услышать: “Самая крупная катастрофа в истории человечества произошла в Воронеже! Знаменитый краевед Душутин—Келлер находится накануне сенсационного открытия! Об этом и других событиях читайте в “Русском провинциальном журнале — Воронеж!”


[ предыдущая статья ] [ к содержанию ] [ следующая статья ]

начальная personalia портфель архив ресурсы о журнале