начальная personalia портфель архив ресурсы о журнале
[ предыдущая статья ] [ к содержанию ] [ следующая статья ]
Ю. К.
Рихард Краутхаймер. Три христианские столицы. Топография и политика / Перевод и послесловие Л.А. Беляева (Архив архитектуры. Выпуск XIII). М.; СПб., 2000 (Richard Krautheimer. Three Christian Capitals. Topography and Politics. Berkeley-Los Angeles-London, 1983).
Рихард Краутхаймер — классик искусствознания XX века. Сферы его интересов — раннехристианское, византийское искусство и искусство эпохи Ренессанса. География его интересов — средиземноморские страны и, прежде всего, Италия. Книги, написанные Краутхаймером, непременно включаются в научные библиографии и списки литературы, “абсолютно рекомендованной” студентам — историкам искусства. Многие факты из его трудов уже подверглись переоценке или имеют изменения в датировках, но идеи и блестяще доказанные теории остаются интересны и значимы: и как основа для новых изысканий, и как готовая система аргументов для выстраивания контраргументов.
“Три христианские столицы” — переработанная в книгу серия из четырех лекций, прочитанных Краутхаймером в 1979 году в Беркли, Калифорния, в рамках “Una’s Lectures in the Humanities”, ежегодных чтений в память Уны Смит Росс, в которых в качестве лекторов неизменно выступают живые классики истории искусства. Автор посвятил книгу теме становления христианского средневекового города. “Рим”, “Константинополь”, “Милан”, “Снова Рим”[1], — в каждой из четырех глав книги автор ищет и рассматривает присущие каждому городу уникальные принципы формирования церковной топографии. Анализ письменных источников, законодательства, данных эпиграфики, нумизматики, археологии, сопутствующие тексту весьма подробные примечания, карты и планы — все служит этой задаче и не мешает цельности восприятия текста.
Автор задается вопросом: почему при существующей традиции возведения храмов на святом месте, Латеранский собор в Риме IV века не заключает в себе могилы святого и основан императором Константином не в центре города, а у городской стены. Краутхаймер считает, что таким образом Константин стремился избежать конфликта с городской верхушкой все еще языческого города: поставив храм на своей частной земле, император продемонстрировал только свою частную религиозность, не делая попыток придать христианству государственный статус. Тем не менее, тип грандиозного и парадного Латеранского собора порвал с традицией раннехристианских храмов как частных молельных домов и наследовал архитектуре общественных сооружений Рима, став местом общегородских собраний, заменив собой цирк и форум. В Константинополе IV века автор обнаруживает проект идеального города, где божественное происхождение императора и его власти подчеркивалось архитектурными, градостроительными и церемониальными средствами: собор Св. Софии господствует в городе, возводится триумфальная колонна со статуей императора в виде Гелиоса—Христа, у коей проводятся специальные церемонии-службы, гробница Константина строится по образу Гроба Господня в Иерусалиме и помещается в алтаре храма-мавзолея Св. Апостолов — высшей точке нового города. В храмовом градостроительстве Милана IV-V веков автор видит результат политической борьбы христианских партий — ариан (“антиникейцев”, которых время от времени открыто поддерживали императоры, имевшие здесь свою резиденцию) и ортодоксов (“никейцев”, на чьей стороне выступал знаменитый епископ Амвросий). Рим в V веке в связи с упадком Империи потерял былое могущество и большую часть населения. Центр Рима и жилые кварталы сдвинулись на западный берег Тибра, в район Трастевере, ближе к Ватикану. Епископальный Латеранский собор оказался еще более отрезанным от паствы. Поэтому был возведен целый соборный квартал, призванный стать новым общественным центром города, и построен ряд огромных церквей, в которых, для привлечения христиан, по праздникам служил епископ. Эта практика положила начало так называемой “станциональной литургии” и потребовала строительства грандиозных базилик. Так Краутхаймер доказывает первичность политических мотивов (войн, переделов территорий, смен правителей, религиозных споров) для градостроительных решений раннехристианского времени, когда городская среда формировалась вокруг храмов.
Именно в книге “Три столицы” Рихард Краутхаймер высказал идеи, опровергнуть которые современная наука даже не пытается. Общими историко-культурными исследованиями городской среды и архитектуры Краутхаймер занялся в 1970-е годы, когда фактическое изучение памятников, казалось, уже подошло к границе возможностей тогдашних технологий и методов исследования, когда памятники искусства начали интерпретировать в свете литургики, политики, конфессиональных различий, донаторских пристрастий и так далее. Тема становления городской среды, имевшей центром не форум, но христианский храм, стала актуальной не только для Краутхаймера, но и для других исследователей (James S. Ackerman, C.N.L. Brooke, I. Lavin, C.L.Frommel), многочисленных археологических и исторических конгрессов. Краутхаймер обогатил это направление введением в научный оборот и комплексным анализом новых письменных источников и археологических данных, термином “политическая топография” и перспективами исследования “станциональной литургики”. Новые данные не поколебали идей Краутхаймера. После его книги исследование истории раннехристианских городов было продолжено. Темы, детально рассмотренные или намеченные Краутхаймером, легли в основу серии работ Дэвида Николаса (D.M. Nicholas) о становлении средневековых городов, конференций “Imperial Art as Christian Art — Christian art as Imperial Art” (Rome, 1999), “Siena, Florence and Padua: Art, Society and Religion” (1995), исследований о типах раннехристианских церковных построек: Thomas F. Mathews. “The Clash of Gods. A Reinterpretation of Early Christian Art” (1993), Dale Kinney. “Mirabilia urbis Romae”, L.M. White. “From House Church to Church Building” (1997), Charles B. MacClendon. “The origins of Medieval Architecture” (2001), Charles M. Odahl. “The Christian Basilicas of Constantinian Rome” (1999), урбанистических исследований американских ученых (Christoph Frommel, Howard Hibbard, Joseph Connors), штудий о значении константинопольских храмов для становления и развития раннехристианской и византийской архитектуры: Gilbert Dagron. “Constantinople Imaginaire” (1984), Ramsay MacMullen. “Christianising the Roman Empire” (1984), Samuel N.C. Lieu “Constantine: History, Historiography and Legend” (1998), о зависимости римских раннехристианских храмов от процессиональной литургики (J.F. Baldovin. “The Urban Character of Christian Worship. The Origins, Development and Meaning of Stational Liturgy”, 1987).
“Три христианские столицы” — первая книга Краутхаймера, переведенная на русский язык, и переведена она прекрасно. Немецкая школа (Краутхаймер учился в университетах Мюнхена, Берлина, писал докторскую диссертацию в Виттенберге, преподавал в Эрфурте и Марбурге) оказала сильное влияние на стиль автора. Это прекрасно, поскольку каждую посылку он доказывает обстоятельно, а выводы повторяет неоднократно, но, с другой стороны, как верно отметил переводчик, чрезмерно длинные пассажи затрудняли бы понимание смысла, если бы не деликатное литературное редактирование текста. Особенно ценно, что русское издание идентично английскому: оформлением, иллюстрациями и даже их расположением на страницах.
[1] Автор явно предпочитает Рим, глубоко знает архитектурные и литературные источники по его истории. Краутхаймер приехал в Рим из Германии в 1933 году, после прихода нацистов к власти. Здесь он начал работу над “Корпусом раннехристианских базилик Рима” (Corpus basilicarum christianarum Romae. 5 vols. Roma, 1937—1987), которая стала делом его жизни. В 1935 году Краутхаймер эмигрировал в США, но с 1952 года почти постоянно жил в Риме. В апреле 1994 ему было присвоено звание почетного гражданина Рима, в Риме же он и умер 1 ноября 1994 года в возрасте 97 лет. Среди книг, написанных Краутхаймером, две полностью посвящены “вечному городу”: “Рим: профиль города” (Rome: Profile of a City, 312-1308) (1980) и “Рим при Александре VII” (Rome of Alexander VII, 1655—1667) (1985).
[ предыдущая статья ] [ к содержанию ] [ следующая статья ]
начальная personalia портфель архив ресурсы о журнале