Программа
Всероссийской конференции
"Зеленинские чтения"
Конференция посвящена памяти выдающегося русского этнографа Дмитрия Константиновича Зеленина. Конференция организована Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и факультетом этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Сроки проведения: 26 - 28 ноября 2003 г.
Место проведения: Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Университетская набережная, д. 3; Европейский университет, Гагаринская ул., д. 3.
Продолжительность докладов - 20 минут. Обсуждение докладов - в конце каждого заседания. Начало утренних заседаний - 10.00., начало вечерних заседаний - 16.00.
26 ноября
Утреннее заседание
Наши учителя
Чистов К. В. (МАЭ). Немецкое и русское издания компендиума "Восточнославянская этнография".
Лаврентьева Л. С. (МАЭ). Коллекции Д. К. Зеленина в собрании отдела Европы МАЭ.
Решетов А. М. (МАЭ). Неизвестная страница из жизни Д. К. Зеленина (об участии Д. К. Зеленина в конкурсе в Казанском университете).
Шарапов В. Э. (ИЯЛИ КНЦ УрО РАН), Семенов В. А. (СыктГУ). Д. К. Зеленин об изучении этнографии и фольклора коми в первой половине ХХ века.
Ивановская Н. И. (РЭМ). Забытые имена: путешественник и этнограф С. И. Сергель.
Королькова Л. В. (РЭМ). "Слишком ранние предтечи Слишком медленной весны…" (У истоков вепсской этнографии).
Лойко Л. М. (РЭМ). П. П. Ефименко - жизнь и научная деятельность.
Токсубаева Л. С., Титова Т. А. (КазГУ). Роль Е. П. Бусыгина и Н. В. Зорина в развитии этнографии в Казанском университете.
Терюков А. И. (МАЭ). Д. К. Зеленин и советское финноугроведение.
Вечернее заседание
Диалектология, этнолингвистика, фольклор
Жуйкова М. В. (Волынский ГУ). Происхождение выражения туда и дорога! и славянские народные представления о двух видах смерти
Кондратьева О. Н. (Кемеровский ГУ). Земледельческий код в описании внутреннего мира человека Древней Руси.
Сергеева Н. М. (Кемеровский ГУ). Выражение признака стихийности в русской языковой картине мира через метафору "огня" (на примере концепта ум в русской языковой картине мира XIX в.)
Чувьюров А. А. (РЭМ), Смирнова О. Н. (Национальный музей республики Коми). Общедеревенские прозвища (антропонимы) печорских и вычегодских коми.
Николаев О. Р. (СПб ун-т пед. мастерства). Прозвищные нарративы и социокультурная локальная среда.
Байбурин А. К. (ЕУ СПб). Память и забывание в контексте похоронной обрядности.
Козьмин А. В. (РГГУ). Жест в волшебных сказках.
Колосова В. Б. (ЕУ СПб). Крапива в поверьях и обрядах славян.
27 ноября
Утреннее заседание
Социальная антропология, история, фольклор
Кузнецов В. М. (ЧелГУ). Этносословные группы и этнографическое деление русского населения Южного Урала.
Трипольская А. А. (СПбГУ). Русские и финны Ингерманландии: взаимодействие культур.
Хаккарайнен М. В. (ЕУ СПб). Нарративы о болезни: телесное воплощение социальных отношений.
Щепанская Т. Б. (МАЭ). Чудца: к прагматике экзостереотипов.
Белова О. В. (Институт славяноведения РАН). "Мы жили по соседству…" Этнокультурные стереотипы и живая традиция.
Адоньева С. Б. (СпбГУ). Частушка в современной деревне.
Ипполитова А. Б. (РГГУ). Социальная магия в русских рукописных травниках XVIII века.
Коршунков В. А. (Вятский ГГУ). Вятские "шумихи": что было известно Д. К. Зеленину о вятском обычае почитания водяных мельниц и что известно об этом сейчас.
Земцовский И. И. Жанрово-исполнительские "дубли" русского эпоса.
Вечернее заседание
Обряды и обрядовый фольклор
Лярский А. Б. (ИВЭСЭП). Приметы школьников начала ХХ века: взгляд современников.
Панченко А. А. (ИРЛИ РАН). "Заложные родители": к пересмотру одной теории Зеленина.
Кушкова А. Н. (ЕУ СПб). Позорящие наказания в системе обычно-правового судопроизводства российских крестьян второй половины XIX - начала ХХ вв.
Чернякевич И. С. (ИИЭФ НАБ). Традиционная свадьба на Белорусском Полесье в первой половине ХХ столетия: основные типы и регионы их распространения.
Вадейша М. Г. (ЕУСПб). Этнография русской бани. Источниковедческий этюд.
Веселова И. С. (СПбГУ). Тряпичная парадигма, или "В рипкам родимся, в рипках в гроб ложимся".
Христофорова О. Б. (РГГУ). Медведь и сом: судьба одного мотива.
Салмин А. К. (Чувашский ГИГН). Чувашский праздник урожая.
Алексеевский М. Д. (РГГУ). Поминальная трапеза на Русском Севере: структура, семантика, прагматика.
28 ноября
Утреннее заседание
Мифология, верования
Костырко В. С. (РГГУ). Оппозиция коня и быка в сравнениях в якутском эпосе олонхо.
Рыблова М. А. (СПбГУ). К вопросу о символике восточнославянских мужских союзов.
Герасимова Н. М. (СПбГУ). Этнографический подтекст фольклорной сказки.
Островский А. Б. (РЭМ). Онгон, лекан и визуальные формы мышления.
Мазалова Н. Е. (МАЭ). Восточнославянский колдун=шаман?
Логинов К. К. (Ин-т языка и лит-ры Карельского филиала АН). Освоение знаний "магическими специалистами" Карелии и сопредельных областей: традиция и современность.
Виноградов В. В. (РИИИ). Колодец в болоте.
Лярская Е. В. (РЭМ). Женские запреты и комплекс представлений о нечистоте у ненцев.
Станюкович М. В. (МАЭ). Символические, ритуальные и этикетные аспекты жевания бетеля в жизни и фольклоре филиппинцев.
Неклюдов С. Ю. (РГГУ). Городская песня ХХ века.
Вечер. Традиции (прошлое и современность).
Шевченко Ю. Ю. (МАЭ). "Белые пятна" в топографии кладов и престижных вещей в топографии древнерусского Киева и Чернигова: Святые локусы - материализованные памятники духовной культуры.
Конюченко А. И., Никифорова О. В. (ЧелГУ). Опыт дешифровки кода православного религиозного пространства (на примере Оренбургской епархии в XVIII-XIX вв).
Бернштам Т. А. (МАЭ). "Смех-плач" - феномен русской народной православной культуры.
Каспина М. М. (РГГУ). Сисиниева легенда в контексте славянской и еврейской заговорной традиции (По следам Н.Ф. Познанского).
Сурво В., Сурво А. (Финляндия). Образ текстиля (русская заветная традиция Карелии).
Мельникова Е. А. (ЕУ СПб). Эсхатология скептиков, или Как можно не верить в конец света.
Гайдуков А. В. (РГПУ им. А. И. Герцена). Славянское неоязычество как религиозный и этнографический феномен.
Ахметова М. В. (РГГУ). "Желтая угроза" в текстах современной прицерковной среды.
Новик А. А. (МАЭ). Прошлое и настоящее в традиционной культуре албанцев Приазовья. Пасхальные праздники.
Архипова А. С. (РГГУ). Откуда есть пришли шутки о украинцах и чукчах: миграция сюжетов современных и традиционных анекдотов.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|