Научные и научно-педагогические кадры инновационноЙ России
Обеспечение привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий,
а также закрепления ее в этой сфере за счет развитой инфраструктуры
Фольклор в наше время:
традиции, трансформации, новообразования
Организационно-техническое обеспечение проведения
конференции и всероссийской научной школы для молодежи
(государственный контракт № 02.741.12.2043 от 19.08.2009)
Целью Школы молодого фольклориста, проводимой Центром типологии и семиотики фольклора РГГУ и посвященной проблемам теоретической фольклористики является:
- повышение уровня компетенции слушателей, молодых фольклористов, в области теории фольклора;
- поддержание традиций школы теоретической фольклористики РГГУ, пропаганда ее достижений среди гуманитариев российских регионов и зарубежья;
- привлечение наиболее талантливых и перспективных молодых исследователей в качестве абитуриентов в магистратуру, аспирантуру, докторантуру РГГУ по специальности «фольклористика»,
- обмен опытом и установление контактов между молодыми фольклористами из разных городов России и других стран.
На занятиях Школы происходит обсуждение (в лекционных курсах и на семинарских занятиях) основных вопросов теоретической фольклористики, в том числе:
- типология и семиотика фольклора, мифа, обряда;
- соотношение устных и книжных каналов культурной коммуникации;
- исторические реконструкции в фольклористике и историческая память в фольклоре;
- география фольклорных фактов и фольклорные диалекты;
- современные методы описания и анализа фольклорных текстов (в том числе с применением компьютерной техники);
- традиционные модели в современном фольклоре;
- устная традиция: текстологические, контекстологические и диахронические аспекты анализа.
К участию в мероприятии приглашаются не только профессиональные фольклористы, но и представители смежных специальностей, чьи интересы по материалу или методам соприкасаются с темой Школы. Слушатели допускаются к участию на конкурсной основе (см. ниже).
Слушателями Школы становятся студенты, аспиранты, молодые преподаватели, которые специализируются в области фольклористики и в смежных с ней дисциплинах, интересуются современными проблемами теории фольклора и освоением новых методов в изучении устных текстов. Речь идет прежде всего об исследователях из разных городов России, однако среди слушателей есть и зарубежные фольклористы (Италии, Франции, Чехии, Болгарии, Украины и т.д.).
Информация. Информирование научных организаций, высших учебных заведений Российской Федерации, инновационных компаний, молодых ученых о проведении мероприятия и об условиях участия в проводится путем оперативного оповещения участников встреч, сбором тезисов, распространением раздаточных материалов.
Эта организационная деятельность осуществляется через веб-сайт Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика» (http://www.ruthenia.ru/folklore), через который устанавливаются контакты с отечественными и зарубежными Интернет-ресурсами, а информация о деятельности Центра доводится до региональных научных центров.
На сайте Центра выкладывается вся информация, связанная с подготовкой и проведением мероприятия, размещаются объявления о конкурсе, которые привлекают российских и зарубежных участников, а также учебные материалы (программы, тезисы лекций, статьи по теме, задания, ссылки на необходимую литературу).
Литература. Поскольку в Интернете размещается все больше литературы по фольклористике и смежным дисциплинам (на сайте Центра и на других ресурсах), некоторые материалы доступны онлайн, и слушатели могут обратиться к ним сразу. Возможно и размещение ссылок на изобразительные материалы, например, на этнографические коллекции.
Работа с размещенными в Интернете научными текстами имеет свою специфику, связанную прежде всего с использованием поисковых машин. Во многих случаях с их помощью можно находить дополнительную информацию, прежде всего справочного характера (например, о народах, упоминаемых в статьях компаративного характера).
На сайте Центра создан специальный раздел «Библиотека», где в он-лайн-доступе и в зип-архивах представлена часть рекомендованной литературы (прежде всего, для фольклористов из российских регионов). В настоящее время на сайте размещено около 400 статей и книг, 37 авторефератов кандидатских и докторских диссертаций, 24 библиографии, 12 программ курсов по фольклористике, а также программы научных встреч.
Отбор. Обучение начинается с процесса конкурсного отбора будущих слушателей, производимого через Интернет. Слушатели, ранее уже посещавшие Школу, принимают участие в нем на общих основаниях, однако Оргкомитет учитывает их работу на предыдущих занятиях.
Конкурс осуществляется в два этапа:
1. Участник конкурса (как начинающий, так и продолжающий) присылает заполненную анкету и характеризующее его научное исследование по фольклористике (опубликованную или неопубликованную статью; фрагмент диплома; работу, написанную специально для конкурса); они размещаются на сайте Школы. Критериями отбора служат научная значимость работы и хорошая теоретическая подготовка претендента. Кроме того, предпочтение отдается работам, связанным с тематикой очередной Школы.
2. Тем, кто прошел 1-й этап, присылается пять конкурсных заданий — задач по этнологии, этнолингвистике и фольклористике, решение которых является основным критерием окончательной оценки конкурсанта.
Наконец, в процессе подготовки к занятиям слушатели заблаговременно знакомятся с литературой, специально рекомендованной для тех курсов, которые будут читаться на Школе; все потенциальные участники сдают тест на знание этих работ.
Режим работы. Ежедневное расписание занятий Школы включает по пять лекций и семинаров (продолжительность — до 1,5 часа). Лекции и семинары завершаются дискуссиями, в которых принимают участие как слушатели, так и преподаватели. Вечером организуется просмотр этнографических фильмов, сопровождающийся комментариями специалистов и заканчивающийся их обсуждениями. В свободное от занятий время слушатели занимаются решением и разбором фольклорно-этнографических задач.
Во время работы Школы слушатели должны посещать обязательные для них курсы (по 2 лекции ежедневно), читаемые специально приглашенными специалистами. Кроме того, каждый вечер проводятся научные семинары, посвященные актуальным проблемам теоретической фольклористики, новым формам фольклора, традициям субкультур, антропологии города и т.д. Участие в работе семинаров также является обязательным. Слушатель может участвовать в семинарах и в качестве докладчика, в этом случае тема доклада оговаривается особо.
Форма отчетности. Письменная работа по избранной теме и/или доклад. Лучшие работы будут опубликованы на сайте семинара.
Контроль осуществляется специальной комиссией, которая проверяет выполнение конкурсных заданий, а также оценивает результаты обучения слушателей.
Освещение мероприятия. Проведение мероприятия освещаяется в журналах «Живая старина» и «Вестник РГГУ».
|