На правах рукописи
Калашникова Марина
Владимировна
Современный
альбом:
типология, поэтика,
функции
Специальность 10.01.08 – теория
литературы
Автореферат диссертации на соискание
ученой степени
кандидата филологических наук
Тверь, 2004.
Работа выполнена на кафедре детской
литературы Санкт-Петербургского государственного университета
культуры и искусства
Научный руководитель:
кандидат филологических наук, доцент А.Ф.
Белоусов
Ведущая организация
Петрозаводский государственный педагогический
университет
Изучение альбома было начато историками литературы,
которые рассматривают альбом как источник для исследования
творческой истории и функционирования художественных произведений
различных поэтов и писателей. Очень важную роль в
историко-литературном изучении альбома сыграла статья В.Э. Вацуро
"Литературные альбомы в собрании Пушкинского Дома (1750-1840-е
годы)", основные положения и выводы которой сохраняют свою
актуальность и для современных исследователей.
Вслед за историками литературы к изучению альбома
подключились фольклористы и культурологи. В работах А. Ханютина,
В.Ф. Лурье, С.М. Лойтер, С.Б. Борисова, В.В. Головина, М.Л.
Лурье, К.Э. Шумова и других исследователей подробно описан
жанровый состав альбомов и отмечены особенности их оформления.
Вместе с тем необходимо отметить, что даже сбор и описание
альбомных материалов далеки от завершения. Всё еще мало известны
мужские альбомы, без изучения которых трудно понять феномен
альбома.
Однако ограниченность материала – не единственный и не
главный недостаток большинства работ, посвященных современной
альбомной традиции. Гораздо существеннее, что эти работы имеют
ярко выраженный эмпирический характер: исследователи
сосредоточены на описании альбомов и не рассматривают альбом в
теоретическом плане: его природу, структуру и функции.
Единственное исключение – кандидатская диссертация Л.И. Петиной
"Художественная природа литературного альбома первой половины ХIХ
века". Она впервые подошла к литературному альбому как к
целостному письменному тексту, выявила его коммуникативную
природу и проанализировала соотношение между текстом и рисунком в
альбоме. Альбом, как показала Л.И. Петина, "организован
нелинейно: смысл целого возникает в результате всех возможных
соотнесений альбомных текстов между собой"1.
Ее подход открывает новые перспективы перед
исследователями альбома. Альбом – не собрание случайных текстов.
Это – целостный текст, обладающий структурой и отличающийся
особой поэтикой. Он функционирует в специфической культурной
среде и отражает ее мировосприятие. Его следует рассматривать в
ряду рукописных сборников, что поможет определить жанровую
природу альбома. Описание альбомных материалов необходимо
дополнить: выйти за его пределы – в большой мир словесности и
культуры; и углубиться в микромир альбомных текстов. Изучение
альбома, которое в настоящее время представляет собой конгломерат
историко-литературных, фольклористических и культурологических
исследований, настоятельно требует синтеза, теоретических
обобщений. Лишь с помощью теории текста, теории литературы,
теории словесности можно продвинуться в исследовании и осмыслении
феномена альбома.
Идея изучения альбома как целостного явления культуры и
определила цели и задачи данной работы, которая носит
принципиально теоретический характер. Автора работы интересуют не
столько конкретные альбомы, сколько Альбом как особый тип
рукописных текстов.
Предмет исследования
Альбом появился в отечественной культуре в конце
XVIII века, со
временем возникли новые виды альбома и в настоящий момент альбом
существует в разных видах и формах. Это – песенник, "дневник
друзей", "эстафета друзей" и анкета, как называют их школьницы;
блокнот или тетрадь, как принято называть их среди солдат срочной
службы и несовершеннолетних осужденных. Все эти разновидности
альбома – явления одного порядка. Они представляют современный
альбом, который мы определяем, как особым образом оформленный
феномен рукописной письменности – многожанровый, гетерогенный
сборник текстов, (сопровождаемых / не сопровождаемых рисунками),
выполняющий ряд функций, связанных с художественным
самовыражением составителя и его социализацией в своей культурной
среде.
Цели и задачи исследования.
Основная цель диссертации состоит в
определении основных особенностей альбома как специфического
феномена рукописной письменности, функционирующего в современных
молодежных субкультурах (школе, армии, тюрьме).
В ходе исследования предполагается решить следующие
задачи:
· определить место альбома в
рукописной письменности и выделить его основные
разновидности;
· выявить структуру и текстовой
состав альбомов современных субкультур;
· описать содержание основных
культурных концептов альбомных текстов;
· установить специфику
функционирования каждого типа альбомов внутри
субкультуры;
· проанализировать текстовые
изменения, происходящие в процессе письменной
трансмиссии;
· выяснить влияние рукописной
традиции на появление массовой печатной продукции.
Методика исследования
Анализ альбомных текстов и присущих им жанровых структур
предполагает использование филологического подхода к альбому. В
то же время альбом – рукописный сборник, который по способу
создания и функционирования относится к явлениям книжности. Это
заставляет уделять внимание и книговедческим аспектам
исследования, рассматривать альбом в общем контексте книжности и
книжного дела. Альбом представляет собой артефакт, вещь, которая
создается в контексте определенной субкультуры и функционирует
как знак принадлежности владельца к данной субкультуре, и потому
изучение альбома требует культурологического подхода.
Однако при этом нельзя упускать из виду главного: альбом
является целостным феноменом письменной культуры и изучение
различных его аспектов должно быть увязано друг с другом – в
рамках единого подхода, который можно определить как
системно-аналитический. Он включает в себя элементы
историко-типологических и структурно-семиотических исследований,
что и позволит ответить на главные вопросы теории литературы: как
существует альбомный текст, как он соотносится с
действительностью и какова его общественная функция.
Практическая значимость
исследования определяется тем, что его
результаты могут быть использованы при подготовке общих и
специальных курсов по теории литературы и общей теории
словесности, по русской литературе и русскому фольклору, а также
при разработке собирательских экспедиционных программ и написании
учебных пособий.
Апробация работы
Отдельные положения диссертации были представлены в виде
докладов, обсуждавшихся на семинарах и круглых столах по
современной устной и письменной словесности, устраивавшихся ИВГИ
РГГУ в 1996-2002 гг., на международной научной конференции
"Document
of
Сulture
/ Document in Сulture" (2002 г., Стокгольм, Швеция) и на
"Гайдаровских чтениях" в Санкт-Петербургском государственном
университете культуры и искусств (2004 г.).
Основные положения работы изложены в пяти публикациях по
теме диссертации.
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка
использованной литературы и двух приложений: "Опись материалов" и
"Рисунки".
Во Введении дается обзор литературы по
теме исследования, формулируются его цель и задачи,
характеризуется материал, который лег в основу
диссертации.
Используются немногочисленные публикации альбомных текстов и
целых альбомов. Очень полезным для нашей работы было изучение
альбомов, которые хранятся в нескольких государственных и частных
архивах. Однако основной массив материалов собран самим автором
диссертации. Это – 137 рукописных сборников. Еще 34 сборника
привлекаются для сравнения, поскольку не отвечают хронологическим
рамкам исследования или не являются собственно альбомами.
Материалом исследования являются также тексты устных и
письменных интервью и современные материалы полевых записей
студентов-филологов Государственной полярной академии
(Санкт-Петербург). Интервью брались как у представителей
субкультур, так и у тех, кто вел альбом в недавнем прошлом.
Возраст информантов: от 10 до 35 лет, они живут в разных регионах
России (Санкт-Петербург, Ленинградская область, Архангельская
область, Камчатская область, Пермская область, Мурманская
область, Республика Карелия и др.) и принадлежат к различным
социальным группам населения (школьники, студенты, осужденные,
курсанты военных училищ, бывшие военнослужащие и др.). Эти
материалы помогают понять общественные функции
альбомов.
Первая глава "Альбом как вид рукописного
сборника текстов" начинается с истории
обозначения альбомных сборников на протяжении XIX-XX веков.
С момента появления в России в ХVШ веке альбомных сборников
для их обозначения использовалось слово "альбом". При этом
"альбомом" назывался как бумажный носитель, так и сам созданный
в результате заполнения "продукт" индивидуально-коллективного
творчества. Первоначально альбом является частью мужской культуры
– студенчества (albumstudiosorum), и только потом появляются
женские альбомы.
Если для носителей альбомной традиции XIX века слово "альбом"
было однозначно понятным и значение это сохранялось еще в 20-х
годах ХХ века, то со временем это слово постепенно перестает
использоваться. Едва ли не в первую очередь это связано с
идеологическими установками. Об этом свидетельствует заметка
Аркадия Гайдара "Альбомные стихи", опубликованная 13 февраля 1926
году в пермской газете "Звезда". А. Гайдар с удивлением и
недоумением пишет о том, что альбомная традиция сохранилась в
среде "совпартшкольцев", и подчеркивает ее неуместность. "Альбом"
и "альбомные стихи" осуждаются как мещанские привычки, требующие
немедленного и неуклонного искоренения. Заметка заканчивается
риторическим вопросом автора, обращенным к молодым строителям
светлого будущего: "Почему же такая разница и такое
несоответствие между красивыми фразами о перестройке быта и
затхлыми, затасканными строчками специфически "альбомных стихов",
переходящих без изменения из поколения в поколение?"2
Литература и особенно публицистика двадцатых – тридцатых
годов ХХ века не одобряли альбомную традицию, отмечая низкий
уровень альбомных произведений и идеологически чуждый репертуар.
Само слово "альбом" все реже используется для обозначения
соответствующего сборника рукописных текстов. На смену ему
приходит слово "песенник": название сборника песенных текстов
стало употребляться и для обозначения полижанрового сборника. Это
связано с тем, что песни часто занимают значительный объем всей
тетради. А слово "альбом" во второй половине ХХ века обозначает
главным образом альбом для рисования.
Возрождение слова "альбом" в исконном значении происходит лишь
в 1990-е годы, особенно после появления в продаже печатных
альбомов. Альбомная культура легализуется, благодаря газетным
публикациям. Время борьбы с альбомной традицией прошло, и тон
публикаций уже не является обличительно-сатирическим. Авторы
заметок пытаются разобраться в причинах жизнеспособности
альбома.
Альбомная традиция возникает и существует как в
относительно постоянных, так и во временных коллективах. Есть все
основания говорить о двух основных типах альбомов.
Первый тип – альбомы "на память". Они создаются в
ситуации временного коллектива, как правило, накануне расставания
его участников. Исторически это, пожалуй, самый ранний тип
альбома: АЛЬБОМ 1810-е г.г. (-бум 1748, -баум 1801-1808) а, м.
Тетрадь для вписывания на память о знакомстве автографов, стихов,
изречений и т.п. (первоначально в студенческой среде).
К Альбум студиозорум
(albumstudiosorum). Альбы студиозорум
называются некоторые книшки, в которых студенты, вместе
учившиеся, по окончании своих учений, или при расставании,
вписывают свои имена, и притом некоторую сильную, краткую и
хорошую речь3.
Второй тип альбома – это альбомы, которые ведутся
представителями субкультур на протяжении некоторого времени и
связаны с проблемой художественного самовыражения их
составителей, а в женской среде – еще и со структурированием
отношений внутри группы. Особенностью таких альбомов является то,
что они хранят, главным образом, не автографы, а тексты. Этих
альбомов в нашей коллекции большинство. Они отличаются от
предыдущего типа жанровым разнообразием, то есть, включают в себя
не только адресные, коммуникативные тексты, но и тексты песен и
стихотворений, а также произведения других жанров (например,
анекдоты).
Жанровое разнообразие – одна из основных особенностей
современного альбома.
Типологически современный альбом ближе всего к
рукописным древнерусским сборникам. Это касается не только
состава самих сборников или специфики их функционирования.
Сходство наблюдается и в том, как относятся к своему труду
древнерусские книжники и владельцы – составители современных
альбомов.
В современной культуре существуют и другие рукописные
сборники. Они обладают своей спецификой, но соседствуют с
собственно альбомами, а зачастую и путаются с ними. Это следует
учитывать при изучении альбомов и альбомной традиции.
Песенник – и рукописный, и
печатный – выполняет, прежде всего, справочно-мемориальную
функцию: к нему обращаются при необходимости, для припоминания
песни или для пения по песеннику. Песенники существуют у
представителей различных субкультур.
Сборник стихотворений составляют
для себя, для чтения на досуге. В настоящее время такие сборники
составляются, преимущественно, школьницами. Эти собрания включают
в себя стихотворения о любви (чаще всего) различной природы: как
альбомные, имеющие традицию письменного бытования, так и
литературного происхождения, как правило, не входящие в школьную
программу по литературе. Набор произведений в подобном сборнике
отражает формирующийся литературный вкус владелицы
сборника.
Анкета. Уже в XIX веке существовали
альбомы, содержащие в себе разделы, близкие по содержанию к
современной анкете. В настоящее время анкеты заводят, в основном,
школьницы. В 1990-х годах анкета становится базой для создания
альбома. Анкета постепенно приобретает специфику альбомного
оформления, появляются тексты зачинов, элементы игровой
коммуникации, стихотворные тексты, не связанные с
вопросно-ответной структурой, что сближает анкету с альбомом.
Анкета может существовать как отдельная тетрадь, а может входить
в состав альбома, занимая лишь некоторую его часть.
"Дембельский" альбом – это альбом
с фотографиями, сделанными во время службы и репрезентирующими
путь становления воина. Функция альбома – поддержание памяти о
воинской службе. Он хранится в семейном архиве наряду с другими
ценностями и содержит минимальное количество интересующих нас
словесных текстов.
Записная книжка курсанта или
солдата срочной службы может напоминать альбом, поскольку, помимо
сугубо деловых записей (расписания занятий, домашних заданий,
записей дневникового характера), иногда содержит тексты,
характерные для альбомной традиции. Важным для различения альбома
и записной книжки является признак функциональный: записная
книжка создается не для того, чтобы быть предъявленной
какому-либо другому лицу, как это свойственно альбому
(солдатскому блокноту).
Глава 2 "Альбом как текст: структура, поэтика,
функции".
Существующая в литературоведении жанровая классификация
не отвечает специфике альбомного материала: она не покрывает
всего корпуса текстов, входящих в альбом. Поэтому при описании
альбома мы сочли целесообразным группировать тексты иным
способом. В нашей работе выделяются следующие группы
текстов:
· структурообразующие,
· тексты с выраженной
адресацией,
· тематически актуальные
тексты,
· случайные тексты.
Структурообразующие тексты
организуют пространство альбома. Это – тексты зачинов и финальные
тексты. В них формулируются правила обращения с альбомом, а также
происходит знакомство с владельцем/ владелицей
сборника.
Открытость и доступность девичьего альбома противостоит
закрытости мужского. Девичий альбом прямо не ограничивает круг
возможных "гостей" и читателей, тогда как круг читателей мужского
альбома резко ограничен: читать не могут те, "кто
не (служил, отбывал срок)". Очевидна гендерная
спецификация такого разделения: "кто не…" – это только
сверстники, не имеющие подобного жизненного опыта, запрет не
распространяется на представительниц противоположного пола. При
этом девичий альбом открыт для чтения при выполнении
немногочисленных и простых правил, которые, как правило, и
формулируются в текстах зачинов.
Группа текстов с выраженной адресацией включает
в себя жанры, которые не являются исключительной принадлежностью
рукописного альбома. Это – поздравления, пожелания, лирические
обращения, тексты тостов, подписи для фотографий, стихотворные
заготовки для писем, а также дидактическая поэзия. Эти тексты
создают коммуникативное поле альбома, благодаря им девичий альбом
сохраняет диалогическую структуру, которая была свойственна
преимущественно женским альбомам XIX века. Круг адресатов
лирических обращений предельно ограничен и предопределен
особенностями коммуникативных стратегий представителей данной
субкультуры.
Есть тексты, которые попадают в альбом
благодаря тематической актуальности и соответствию
эстетическим пристрастиям потребителей альбомной продукции. К
этой группе относятся песни, количество которых в конкретном
альбоме зависит от разных причин: от вкуса владельца, от традиции
субкультуры и т.п. При этом песенный репертуар, с одной стороны,
отражает модные течения в современной популярной эстрадной
музыке, поэтому в альбомах часто встречаются популярные шлягеры.
С другой стороны, каждая из субкультур имеет "свои" песни,
которые не связаны с модными направлениями. В этот разряд чаще
всего попадают песни–"перетекстовки": песни, где при исполнении
мелодия сохраняется, а текст изменяется и часто довольно
значительно.
Особое место в девичьем альбоме занимают гадательные
справочники: мантические тексты поддерживают гадательные
практики, широко бытующие в субкультуре школьниц. В альбом эти
тексты попадают наряду с другими, поскольку альбом часто
используется как справочник на разные случаи жизни.
Очень редко в девичьих альбомах встречаются рукописные
любовные рассказы. Несмотря на широкую популярность подобных
текстов, рукописный рассказ, как показывают наши материалы,
находится на периферии девичьего альбома.
"Случайными" мы называем тексты,
которые бытуют в субкультурах самостоятельно и попадают в альбом
по ряду причин, характеризующих особые пристрастия владельца
альбома. Так, например, в альбомах попадаются "садистские
стишки". Эти тексты активно бытуют в школьной среде в устной
форме Они, как и анекдоты, записываются в альбом для
памяти.
Альбом рассчитан не только на чтение, но и на
просматривание, разглядывание, поэтому важное место в нем
занимают декоративные элементы. Изображения в альбоме
(рисунки, вклейки) нередко несут дополнительный по отношению к
основному – текстовому – смысл. Особенно это заметно в мужских
альбомах, где часто изображаются значимые для данной субкультуры
символы: например, рисунок розы за решеткой или розы, оплетенной
колючей проволокой, довольно часто встречается на страницах
блокнотов несовершеннолетних осужденных. Этот рисунок – вариант
татуировки со значением "встретил совершеннолетие в тюрьме". В то
же время рисунки и изображения в девичьем альбоме уже не обладают
той символичностью, которая была свойственна им столетие
назад.
Особой формой альбомной коммуникации в девичьем альбоме
являются "секреты". Они провоцируют читательскую активность и
вовлекают "гостей" альбома в мир словесной игры. Несмотря на то,
что содержание "секретов" читателю чаще всего известно заранее,
пропустить эту страницу он не может. Об этом часто говорят
владелицы альбомов и информанты. Открытая форма и
санкционированное место для письма создают условия, при которых
внутри "секрета" иногда разворачивается шуточный обмен
репликами.
Блокноты солдат и малолетних заключенных лишены
"секретов" и прочих форм активной коммуникации потому, что,
несмотря на внешнее сходство с девичьим альбомом, мужской альбом
рассчитан на удаленных адресатов: те, к кому обращается
лирический герой альбома в поздравлениях, пожеланиях и других
текстах с выраженной адресацией, находятся далеко от
него.
Особое внимание уделяется функции альбома в
современных субкультурах. Исследование построено на
материалах интервью (устных и письменных) с информантами –
носителями традиции. Основной функцией можно считать
коммуникативную, благодаря которой вокруг альбома создается
особое поле письменной коммуникации как внутри данной группы, так
и за ее пределами. Внутри группы альбом способствует социализации
новых членов, их приобщению к групповым ценностям. Не случайно
мужские альбомы заводятся тогда, когда молодой человек включается
в новый социум. Альбом, наряду с другими средствами социализации,
присущими данной субкультуре, является важным средством
идентификации человека. Важна и мемориальная функция, которая
довольно часто прямо декларируется в альбомных
текстах.
Мужские альбомы (и солдатский, и тюремный) имеют еще
одну важную функцию: они подтверждают наличие особого мужского
"опыта", поскольку пребывание в армии или тюрьме воспринимается
как некая особая мужская инициация. Альбом, таким образом,
выступает как атрибут инициации, позволяющий его владельцу
претендовать на повышение своего статуса.
Анализируя альбом как целостный текст, можно выявить
важные для традиции культурные концепты и определить их
содержательные аспекты. Этому посвящена третья глава
"Современные альбомы: культурные концепты и текстовые
реализации".
Диалогическая природа альбома, характерная для альбомов
предшествующей эпохи, остается актуальной только для девичьей
субкультуры. Мужские современные альбомы построены иначе: в них
нет диалога, а подавляющее число текстов – от первого лица.
Монологичность мужского альбома позволяет выделить фигуру
лирического героя и рассмотреть его взаимодействие с другими
персонажами и пространством.
В тюремном альбоме важными для лирического героя
оказываются следующие понятия, реалии и персонажи: жизнь, тюрьма,
власть и закон, женщина/девушка, мать. В дидактических текстах
формулируется жизненный опыт малолетнего осужденного; эти выводы
претендуют на универсальность ("Первый шаг младенца есть шаг к
его смерти"). Опыт, сконцентрированный в альбомных текстах, - это
не только и не столько опыт выживания в тюрьме, сколько опыт
формирования отношений со всем миром, где тюрьма – всего лишь
фрагмент, часть этого мира.
Для армейского альбома значимы следующие понятия: армия,
"гражданка", водка. Среди армейских занятий отмечаются хождение в
наряды и марш-броски, но самое главное – это физический труд.
Солдат в армии, согласно альбомным текстам, нужен, прежде всего,
как дешевая рабочая сила, поэтому самая важная характеристика
солдата – способность к тяжелому физическому труду. В то же самое
время отношение к службе и армии может соответствовать
официальной идеологии и быть выражено при помощи
героико-патриотической лексики.
Среди персонажей особо выделяются: сержант/ старшина/
другие командиры – то есть, "непосредственный начальник"; друг,
девушка и мать. Непосредственный начальник – это образ вечного
антагониста, источник постоянной абсурдной занятости солдата
срочной службы. Однако есть у солдата и друзья – товарищи по
службе, что проявляется в собирательном образе "мы" или "нас"
("Нас могут здесь назвать собакой"). Абсолютно иначе строится мир
тюремного альбома, где у лирического героя нет антагонистов и нет
товарищей. Осужденный – герой-одиночка. Он один противостоит
системе и государству.
При характеристике образа девушки следует избегать
однозначных трактовок: интерпретация женского поведения
детерминируется жанровой принадлежностью текста. Это приводит к
тому, что в мужском альбоме есть как бы две девушки. Одна из них
– героиня афористических текстов – наделяется всеми негативными
чертами: неверностью, распущенностью, легкомыслием, эгоизмом и
т.п. Другая же девушка – героиня лирических обращений – "та
самая", единственная, именно к ней молодой человек обращается с
просьбами и надеждами. Аналогично "раздваивается" образ девушки и
в альбомах малолетних осужденных.
Время и пространство альбомного мира характеризуется
через представление о них лирического героя альбома. Между миром
"гражданки" и миром армии проведена четкая граница, форпостом ее
оказывается КПП. Это – самый значимый локус в армейском
пространстве. Необратимость и принципиальная невозможность
повторения срока армейской службы выражается в образе
разрушенного КПП ("…и на обломках КПП // Возникнет надпись
ДМБ…"). Время для лирического героя армейского альбома – это
отрезок "от приказа до приказа". Время это можно измерять
по-разному (по изменениям в погоде, по особенностям солдатского
поведения и т.д.), но оно движется вперед и будущее в текстах
армейского блокнота неотвратимо, поскольку "дембель
неизбежен".
Несмотря на внешнее сходство мужских альбомов и общий
пласт текстов, концепты времени и пространства в мире лирического
героя тюремного альбома разворачиваются иначе. Время в мире
лирического героя тюремного альбома как бы застыло на месте и не
движется: "Свеча так быстро догорает, // А срок так медленно
идет". Время в тюремном альбоме не линейно: картины будущего
освобождения могут быть представлены в прошедшем времени. После
выхода из тюрьмы у героя нет жизни: она обрывается на встрече с
матерью. Один из самых частых мотивов тюремной лирики –
неизбежность будущего заключения.
Пространство в мире лирического тюремного альбома не
обладает никакими конкретными чертами. В текстах практически
отсутствуют указания на какие-либо локусы внутри зоны или тюрьмы.
Значимыми оказываются детали, маркирующие границу между миром
тюрьмы и миром свободы: окно, тюремная решетка с колючей
проволокой и запретная линия - "запретка" - с часовым на вышке.
Между тем у этой границы нет такого КПП, как у границы армейской
части, который можно разрушить. Тюрьма незыблема, поэтому
лирический герой рано или поздно возвращается назад.
Несмотря на ряд общих текстов и совпадений в тематике, а
отчасти и в структуре, и жанровом составе всех рассматриваемых
типов альбомов, девичья альбомная культура кардинальным образом
отличается от уже рассмотренных разновидностей мужской альбомной
культуры. Основная, хотя и не единственная, причина спецификации,
безусловно, гендерная. Все рассмотренные выше на примере мужских
альбомов категории времени, пространства, а также их действующие
лица нерелевантны для девичьего альбома. Главная и единственная
тема девичьего альбома – любовь и переживания, с нею связанные.
Мир девичьего альбома не знает образа антагониста (только в
некоторых текстах в качестве таковых выступают взрослые,
препятствующие любви), поскольку нет в нем и
выкристаллизовавшегося образа лирической героини. Альбом
представляет читательницам и владелице возможность пережить
различные любовные ситуации, которые представлены в
текстах. В зависимости от субъекта высказывания рассматриваемые
альбомные тексты разделены на 4 группы:
1 группа – субъектом высказывания является
парень;
2 группа – субъектом высказывания является
девушка;
3 группа – повествование ведется от третьего лица, не
участвующего в действии;
4 группа – субъект высказывания – "мы", то есть оба
героя. Данная группа малочисленна и представлена отдельными
текстами.
В семи из восьми коллизий в первой
группе говорящий (парень) ЛЮБИТ. Варианты поведения даны только
для НЕЕ:
Ш она уже не любит –
разлюбила;
Ш изменяет;
Ш не замечает;
Ш любит другого;
Ш отвечает взаимностью;
Ш отвечает взаимностью в ответ на
ухаживания;
Ш ее поведение не выражено, только
констатируется ЕГО любовь.
Встретился только один сюжетный сценарий, где герой –
молодой человек – сожалеет о расставании (при этом инициатор
разлуки неочевиден).
Необходимо отметить, что именно тексты первой группы
(хотя и не только они) создают ту диалогичность, которая
свойственна женским альбомам. Текст, в котором парень обращается
к НЕЙ (а ОНА практически никогда не имеет конкретного имени),
позволяет владелице альбома или читательнице пережить любовную
ситуацию, поставив себя на место героини и выбрать при этом
поведенческий сценарий, то есть "примерить" текст на
себя.
Тексты второй группы не отличаются
разнообразием представленных в них коллизий. Их всего пять.
Героиня оценивает ЕГО поведение по отношению к ней негативно (ОН
не любит или соблазняет и бросает), тогда как она при этом (в
трех сценариях из пяти) любит. Крайне редко героиня просит у НЕГО
прощения за то, что чувства больше нет, и она любит другого.
Самой распространенной коллизией в текстах данной группы является
следующая: героиня рассказывает о своем чувстве, но ОН об этом
чувстве не знает. Для нее, таким образом, важно само чувство, его
переживание. Сюжетная коллизия застает героиню на том этапе,
когда возможен любой сценарий развития события.
В текстах третьей группы наблюдается
усиление повествовательного начала и усложнение структуры: у
влюбленных, которые до того существовали как бы один на один со
своим чувством, появляются посредники – как правило,
отрицательные персонажи (клеветники). В результате их действий
гибнет и любовь, и сами герои. Это – типичный для альбома
балладный сюжет (см., например, весьма популярное в девичьих
альбомах 1980-х гг. стихотворение Э. Асадова
"Зависть").
Тексты четвертой группы чрезвычайно
малочисленны, поэтому ограничимся примером:
Встретились. Стоим.
Взгляды слов ясней.
"Как живешь ты с ним?"
"Как живешь ты с ней?"
Субъект высказывания в данном тексте - "мы", инициатор
разлуки не назван, не ясна и причина. В тексте – констатация
факта: разлука и встреча, разговор без слов.
Таким образом, мир женского альбома создается вокруг
единственной ценности, признанной абсолютной в девичьей культуре,
– Любви. Она имеет трансцендентную природу, практически лишена
эротики, действия ее – приход и уход – неотвратимы. Женский
альбом и время его ведения не зависят от внешних обстоятельств
(например, ограниченное время службы в армии), поэтому у одной
школьницы может быть несколько альбомов.
Альбом содержит как литературные, так и фольклорные
тексты. Этими текстами репертуар носителей субкультур, конечно,
не исчерпывается. Однако рассмотреть альбом на фоне субкультурной
словесности не всегда представляется возможным, поскольку не все
субкультуры для этого достаточно изучены. Сложнее всего обстоит
дело с изучением солдатской словесности. Имеющиеся работы
основаны на материалах солдатских блокнотов и не позволяют
охарактеризовать весь репертуар в целом. С этой точки зрения
наиболее изучена субкультура школьниц. Так, например, в ряде
работ С.Б. Борисова альбом и прочие формы рукописной традиции
рассматриваются на фоне других форм девичьей социализации: игр,
мантических практик, всевозможных ритуалов, взаимоотношений с
противоположным полом и др.4
В контексте нашего исследования оказалось возможным
наметить пути изучения взаимодействия между альбомной традицией и
самодеятельной литературой на примере сборников самодеятельной
поэзии Алевтины Ивановны Л., которая на момент создания своих
произведений отбывала срок в одной из колонии Пермской области.
Оформляя свои сборники, поэтесса ориентируется в первую очередь
на альбомную традицию. Характерно, что ряд рукописных сборников
поэтессы открывается текстами, сопоставимыми именно с альбомными
зачинами, поскольку выполняют те же функции.
При переписывании текста в альбом зачастую происходит
трансформация текстов. Этому вопросу посвящена4
глава исследования "Проблема словесного текста в
альбоме". Проблема трансформации текстов литературного
происхождения давно находится в поле зрения как литературоведов,
так и фольклористов. Однако обычно рассматриваются либо варианты
изменения литературных текстов при попадании их в устную
традицию, либо фольклорные реминисценции и вкрапления в текстах,
авторских по происхождению. Мы же рассматриваем изменения,
которые происходят в альбомах с любым текстом при его записывании
и переписывании.
"Единицей" альбомного пространства является страница.
Интересны незаполненные альбомы, поскольку по ним видно, что
сначала чаще всего декорируется страница (рамка), а уже затем
туда заносится текст. Стилевое единство при этом не соблюдается,
скорее всего, варианты и примеры декорирования страниц берутся из
разных альбомов. А мужские альбомы довольно часто вообще
оформляются "на заказ": местный художник расписывает страницу,
открывающую рубрику, и, возможно, декорирует другие отдельные
страницы.
Владельцы некоторых современных альбомов стараются
поместить на странице только один текст. Оставшееся от текста
пространство страницы довольно часто занимает слово "Конец",
которое зачастую вписывается крупными буквами или по диагонали.
Этот важный элемент структурирования пространства альбомной
страницы появляется в альбомах с 1930-х годов.
В ряде случаев для заполнения страницы используются
афоризмы. Афоризмы, помещенные, например, после песни, не только
"дополняют" или "резюмируют" содержание предшествующего текста,
но и заполняют пустое пространство страницы.
Стремление некоторых владельцев альбома максимально
заполнить пространство страницы часто приводит к тому, что
прочитать написанное становится довольно затруднительным. Это
позволяет предположить, что альбом ориентирован не столько на
вдумчивое чтение, сколько на просматривание, разглядывание,
игровую коммуникацию и расшифровывание.
В качестве источников текстов для альбома выступают как
различные издания (книги, журналы, открытки и др.), так и
самодельные рукописные сборники. При их переписывании зачастую
происходит трансформация текста, которая приводит к появлению
вариантов.
Можно выделить следующие типы трансформаций:
1. межжанровые трансформации: а)
переход песен в стихотворения;
б) переход стихотворных произведений в
прозаические;
2. изменения с сохранением жанровой
принадлежности оригинала.
В первой группе относятся тексты, которые в альбоме
утрачивают свою исходную жанровую принадлежность. Так, например,
песни, с потерей мелодии и фрагментов текста, превращаются в
стихотворения. Стихотворные произведения становятся прозой, когда
переписываются без разделения на стихотворные строки, вследствие
чего теряется ритмическая организация текста и рифма.
В других случаях при переписывании жанровой
трансформации не происходит. Однако при переписывании допускаются
такие ошибки, которые приводят к появлению вариантов
текста.
Вариативность, таким образом, может иметь не только
устное, но и письменное происхождение, поскольку переписывание не
сводится к простому копированию. Тем не менее, наши материалы
показывают, что в ряде случаев переписывание носит сугубо
механический характер: нередко один и тот же текст повторяется в
альбоме несколько раз.
Типологически работу по составлению альбома можно
сравнить с работой древнерусского книжника. Д.С. Лихачев,
рассматривая работы древнерусских книжников, классифицирует их
ошибки следующим образом: ошибки прочтения, ошибки запоминания,
ошибки "внутреннего диктанта" и ошибки письма. Эти ошибки он
относит к бессознательным. Сознательные изменения касаются
содержательной части переписываемых текстов и связаны, по мнению
Д.С. Лихачева, с переосмыслением текста-источника,
стилистическими изменениями, которые вносит переписчик, а также
идейными причинами5. Все эти типы ошибок встречаются и
на страницах современных альбомов. Такие ошибки приводят в том
числе и к появлению вариантов текстов, и такая вариативность
будет обусловлена именно письменным способом
трансмиссии.
При этом само "место обитания" текста – альбом – задает
и другие способы трансформации, например, изменение "альбомной
роли", которое тесно связано с особенностями альбомной "ситуации"
и альбомной тематики. Так, например, стихотворение М.Ю.
Лермонтова "Я не унижусь пред тобою…" в одном из девичьих
альбомов поменяло местами адресата и адресанта: упреки в
неверности здесь высказывает девушка. При этом с текстом была
"проведена" соответствующая работа: текст значительно сокращен,
из него выброшены строки, описывающие страдания поэта, изменен
грамматический род в окончаниях глаголов и т.д. Последняя строфа
получившегося стихотворения выглядит следующим
образом:
Начну обманывать безбожно
чтоб не любить, как ты любил
Иль мужчин уважать возможно
Когда мне ангел изменил.
Замена местоимения "я" в оригинальном тексте на "ты"
лишает стихотворные строки смысла, а замена слова "женщин" на
"мужчин" ведет к разрушение ритмической организации. Такое
"приспособление" понравившегося стихотворения к некой (может
быть, определенной личной) ситуации является характерной чертой
современной альбомной традиции.
Одной из основных особенностей современной альбомной
традиции является возникновение печатных альбомов, анализу
которых посвящена пятая глава "Печатные
альбомы".
Образцами для создания печатных альбомов, которые
появились в самом конце 1980-х годов, безусловно, служат
рукописные сборники, создаваемые современными школьницами. В то
же время их издатели декларируют связь своего творения с
альбомами предшествующих эпох, о чем они считают нужным уведомить
покупательниц:
От редакции.
Милая девочка!
(Дорогая юная читательница, милая
подружка)
Ты, вероятно, знаешь, что в былые времена каждая
юная барышня имела свой альбом. Она записывала туда любимые
стихи, песни, кулинарные рецепты, полезные советы, вела
дневник.
В этом альбоме оставляли свои записи ее родные и
друзья. Великие русские поэты, такие, как А.С. Пушкин, М.Ю.
Лермонтов и другие, специально "в альбом" знакомым барышням
сочиняли чудесные стихи.
Эта замечательная традиция – вести альбом –
сохранилась и до наших дней. Расспроси свою маму и бабушку:
наверняка они расскажут тебе о том, что и у них были такие
альбомы! А может быть, эти альбомы даже хранятся в вашей
семье?
Теперь такой альбом сможешь вести и
ты.
Историческая преемственность не только декларируется в
текстах. Она отчетливо прослеживается в элементах оформления
печатного альбома: издатели используют декоративные элементы
(виньетки, изображения амуров и др.), свойственные альбомам
предшествующей эпохи. Кроме того, если вначале печатный альбом по
своему формату более напоминал школьную тетрадь, то в последнее
время и форма, и размер альбома (горизонтальный разворот, формат
А5) уже напоминают сборники XIX века.
Следуя традиции, издатели на первой странице помещают
заготовки для текстов зачинов, куда владелице останется только
вписать отдельные буквы. Иногда для имитации "самоделки" издатели
допускают ошибки, а потом их исправляют. Печатный альбом никогда
не бывает полностью заполненным. Издатели как бы привлекают
будущих владелиц к творческой работе, оставляя достаточно
свободных страниц в альбоме. Они только предлагают рубрики и
некоторые готовые тексты. При этом чем дороже альбом, тем более
изысканным становится выбор стихотворений (например, появляются
тексты И. Анненского и В. Брюсова – поэтов, чьи произведения не
характерны для девичьего альбома); а чем дешевле издание, тем
набор текстов стандартней, ближе к рукописным сборникам. Сама же
хозяйка альбома может дополнять предложенный ей набор поэтических
текстов по своему желанию. Как показывают наши материалы,
вписываемые от руки тексты представляют собой наиболее
традиционный пласт альбомной лирики.
Очевидно, что школьница уже не является "творцом" своего
альбома. Она превращается в лучшем случае в соавтора или просто
потребителя готового продукта. Следует, однако, отметить, что
среди школьниц по-прежнему считается важным, чтобы альбомы или
анкеты у всех были разные. Поэтому, даже покупая альбом, каждая
девочка старается его как-то изменить, что-то дорисовать, то есть
индивидуализировать его, сделать его не таким, как у других. В
процессе своего функционирования печатные альбомы приобретают
черты вариативности, свойственные альбомам рукописным.
Однако разница между печатными и рукописными альбомами
существенна. Издатели печатных альбомов и анкет представляют
девичий альбом как "собрание всего", где под одной обложкой
сочетается публичный альбом и личный дневник, что решительно
противоречит рукописной традиции и наделяет девичий альбом
несвойственными ему функциями. Есть все основания считать
печатный альбом новым типом девичьего альбома.
Характерно, что среди печатных изданий нам попались
только два, предназначенных для молодых людей. Это – анкета "Для
ребят" и печатный "Дембельский альбом". Впрочем, нам не удалось
найти заполненные варианты этих изданий, поэтому мы не можем
судить о том, как отнеслись бы к ним потенциальные владельцы. Тем
не менее, сама малочисленность таких изданий – лишнее
подтверждение тому, что в мужской среде анкеты и альбомы не
играют столь важной роли, как среди
девочек-подростков.
Издание печатных альбомов – это только часть процесса
активного перехода всякого самодеятельного творчества на
технологические рельсы. Печатный альбом встает в один ряд с
изготовлением и использованием готовых открыток, подписанных
юбилейных адресов и пр. Он становится характерным явлением
современной массовой культуры.
В Заключении диссертационного
исследования подводятся итоги работы, делаются выводы и
обсуждаются перспективы дальнейшего изучения современной
альбомной традиции.
По теме диссертации опубликованы следующие
работы:
Калашникова М.В. Альбомы современных детских колоний //
Новое литературное обозрение. № 22 [1996]. С. 346-361.
Калашникова М.В. Альбомы детской колонии // Русский
школьный фольклор. От "вызываний" Пиковой дамы до семейных
рассказов / Сост. А.Ф. Белоусов. М., 1998. С. 363-398.
Калашникова М.В. Литературные произведения в альбоме //
Традиция в фольклоре и литературе / Сост. М.Л. Лурье. СПб., 2000.
С.127-135.
Калашникова М.В. Самодеятельная поэзия в местах лишения
свободы: творчество А.Л.// "Наивная литература": исследования и
тексты / Сост. С.Ю. Неклюдов. М., 2001. С.202-234.
Калашникова М.В. Современная альбомная традиция //
Современный городской фольклор. М., 2003. С. 599-619.
1 Петина Л.И.
Художественная природа литературного альбома первой половины ХIХ
века: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. Тарту, 1988. С.
7.
2 Гайдар А.П.
"Альбомные стихи" // "Звезда" от 13 февраля 1926 г. С.
3.
3 Словарь русского
языка ХVШ
века. Вып. 1. Л., 1984. С.4.
4 См. например:
Борисов С.Б. Мир русского девичества: 70–90 годы ХХ века. М.,
2002.
5 См.: Лихачев Д.С.
Текстология. На материале русской литературы Х – ХУП веков. –
Изд. 2-е, перераб. и доп. – Л., 1983. Гл.1. Работа древнерусского
книжника.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|