Н. Трошина (МГУ)
ИЗ СВАДЕБНОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. СВАТОВСТВО.
I.
В докладе мы затронем
вопрос о роли предметного кода в образовании фразеологических единиц,
характеризующих ритуальные действия в свадебной обрядности. Мы проследим это на
примере свадебного обряда сватовства.
«Сватовство, сватанье, предложение
девице, а более родителям ее отдать ее замуж за такого – то» (Даль 4,145).
Сватовством
занимались сваты и играли огромную роль в свадебном обряде, т.к. от них во
многом зависел исход сватовства.
Сватами могли быть родители
жениха, крестная мать жениха, его дядя или ближайшие родственники, а также,
сваха-специалистка, которую приглашали для обряда сватовства.
Чаще всего сватать приходили поздно вечером,
затемно, «чтобы сраму не было, если
откажут» (Костром.обл., Шарьинский район). Если сватам отказывали,
говорили: «Шест повезли» (Костром.
обл., Нейнский район). К саням привязывали огромный шест, чтобы вся деревня
знала о неудачном сватовстве.
Во
фразеологизмах, характеризующих отказ при сватовстве,роль семантического центра
выполняет именной компонент, но выступающий в роли негативно осмысливаемого
символа и обозначающий соответствующие предметы.
1.
Это
растения с негативно оцениваемыми свойствами (горький вкус, резкий запах,
наличие шипов и т.д.): дать редчину (редьку) – «Дали отказ на три дня, чтоб подумать. Если
отказ был бы окончательным, то положили бы в сани редчину [ðåäüêó]»; поехать
со скипидаром (СРНГ 28, 287).
2.
Будничная,
«пустая» еда: гущи налить (гуща «вареный ячмень», «щи с ячменем»)(СРНГ 7,
251);
накласть опары, обдать опарой (опара «кушанье из
ржаной муки, размешанной на воде»)(СРНГ 23, 235).
3.
Это
мог быть предмет – символ угрозы, потенциально служащий орудием физического
воздействия и являющийся, поэтому символом отказа сватающимся: дать
рогатку (СРНГ 7, 256) и упоминавшийся нами выше фразеологизм шест
получить (потащить, привезти), с шестом поехать.
4.
В
качестве символа отказа мог выступать атрибут (оберег от) нечистой силы. Ср. дать
головешку (СРНГ 6, 306). Головешка
(головня) осмыслялась одновременно как орудие нечистой силы и как оберег от ее
воздействия.
Интересно
отметить, что в описаниях обряда сватовства Поволжья мы обнаружили фразеологизм
трепать
полотенце, который называет следующий обряд: «На улицу вывешивали укрепленное на высоком шесте вышитое полотенце для
оповещения жителей села о состоявшемся сговоре». Таким образом, шест здесь
выступает уже как позитивный предмет, с помощью которого оповещают о радостном
событии.
II.Фразеологизмы,характеризующие ритуальные действия
сватов.
Например,
интересно исследовать значения фразеологизма сидеть под матицею –
«быть свахой, сватать в доме невесту». Мы под матицей сиживали, от людей спасибо
слыхивали» (Даль 2, 307).
«Матица и матища - балка, брус поперек всей избы,
на котором настлан накат, потолок» (Даль 2, 307) – является сакрально значимым
элементом жилища, позволяющим оценивать нахождение человека под ней как
указание на его обрядовый статус. Поперечное положение матицы обусловило то
обстоятельство, что ей приписывается роль границы между «внутренней»
(«передней») частью дома и «внешней» («задней»), связанной с входом/выходом.
Гость, войдя в избу, садится на лавку у входа и не должен заходить за матицу
без приглашения хозяев. «Свататься идут
или едут по улице вечером. Заходят, ждут приглашения сесть. Без разрешения за
матицу не заходят». (Калининск. обл., Андреапольский район). Сваты не
должны заходить за матицу до определенного момента. По взгляду, брошенному
свахой на потолочную матицу, хозяева тотчас догадываются, зачем она к ним
явилась. Фразеологизм сесть на долевую лавку также имеет
значение «быть свахой, сватать в доме
невесту». «Гости заходили за матицу и
садились на удольной лавке; Сваты садятся на удольную лавку (на поперечную
только покойника кладут); Входят, здороваются, садятся на долевую лавку»
(Калининск. обл., Андреапольский район).
Продольная, длинная форма предмета (лавки,
половицы), вероятно, символизировала успех сватовства и долгую совместную жизнь
новобрачных.
Интересное описание встречаем в Костромской области
Нейнском районе: «Сваты приходят, садятся
под окошко, вдоль половиц и стараются захватить ногами две половицы».
Предметный код во фразеологических единицах (как видно из представленных выше
примеров) играет огромную роль для более полного понимания образности,
положенной в основу фразеологизма.
Исследования проведены на материале северных
обрядов, в частности, Поволжья.
СОКРАЩЕНИЯ
СРНГ:
Словарь русских народных говоров/Под ред.
Ф.П.Филина.-М.:Наука, 1982.
Даль
1882: В.И.Даль Толковый словарь живого великорусского языка,Т.1-4 Изд.2-ое СПб.;М.,1882.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта СARN99-WEB-II-27 Американского Совета по Международным Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Корпорацией Карнеги - Нью-Йорк.
|