Настоящая работа написана
на восточнославянском материале и представляет собой попытку исследования
разрозненных ритуалов, верований, магических практик и текстов, зафиксированных
у русских, украинцев и белорусов в
XIX–XXI
вв. Эти элементы
традиционной культуры восточнославянских народов рассматриваются как
составляющие единой мифо-ритуальной системы (или подсистемы), соотносимой с
другими элементами традиционной картины мира и регулирующей хозяйственную
деятельность и – отчасти – повседневное поведение человека.
В данной работе мы
используем материал середины
XIX
– начала
XXI
вв., однако мы не ставим себе задачу провести диахронный
анализ этого материала, поскольку для этого мы не располагаем достаточным
количеством записей, в особенности отражающих состояние одних и тех же локальных
традиций в разное время. Тем не менее, судя по данным середины
XIX
и начала
XXI
вв. можно говорить о том, что
радикальных изменений в традиции не произошло, о чем свидетельствует большое
число наблюдаемых совпадений между записями
XIX
и XXI вв.
История вопроса
Огородничество является
одной из важнейших земледельческих практик для сельского населения. Можно
говорить даже о том, что в наше время, когда полеводство в основном
механизировано, а на значительных территориях (центральная и северная Россия)
фактически перестало существовать, огородничество – это единственная актуальная
практика в сельской среде (в отличие от хлебопашества, скотоводства, охотничьего
промысла и т.д.)
До настоящего
времени огородничеству посвящено крайне малое число исследовательских работ, что
во многом связано с нехваткой материала по этой теме. В свою очередь нехватка
материала обусловлена недостаточно внимательным отношением полевых
исследователей к этой теме. Еще в
XIX в.
сложилось представление о том, что огород занимает периферийное место в
хозяйственной жизни крестьянства, а следовательно, не представляет интереса и
для этнологических исследований. Например, в историко-статистическом обзоре
промышленности России за 1883 г. читаем: «Нижеследующий очерк служит первой
попыткой представить современное состояние садоводства и огородничества в
России. Для обстоятельного и статистического обзора этих отраслей промышленности
в настоящее время не имеется подходящих источников – ни официальных, ни частных;
существующие в литературе указания крайне отрывочны, а главное – имеют разную
степень достоверности».
И далее: «… что касается домашних крестьянских огородов, то об них можно сказать
мало… в северной и средней полосах (России – Н. С.) разводится столь
незначительное количество овощей, что их не всегда хватает на зиму; кроме того,
все они очень плохи и самых простых сортов…»
В начале ХХ века
ученый-агроном и этнограф-любитель
А. С. Ермолов в своей работе «Народная сельскохозяйственная мудрость в
пословицах, поговорках и приметах» отмечал, что «народная мудрость дает нам в
этом отношении (в отношении огорода – Н. С.) немного интересного материала»,
потому что, как пишет Ермолов, «огородная культура, за исключением окрестностей
больших городов, у нас развита очень слабо».
Того же мнения придерживались и некоторые корреспонденты Тенишевского бюро:
«огородничество развито мало».
Однако, если проследить, например, как те же корреспонденты описывают рацион
питания крестьян, то можно заметить, что преобладающую роль в нем составляли
овощи (картошка, капуста, лук, редька, огурцы и т.д.) Ради справедливости стоит
отметить, что другие корреспонденты Тенишевского бюро сообщают, что выращивание
овощей довольно развито: «овощи часто служат единственной пищей мужиков, поэтому
понятны заботы баб об огороде»,
«огородничество развито настолько, насколько велика потребность в овощах».
Можно предположить разные причины для таких разногласий. Во-первых, это может
быть связано с тем, что отсутствуют единые критерии оценки, т.е. непонятно, что
понимается под словами “много” или ”мало”. Во-вторых, объемы урожая в
огородничестве, скорее всего, оценивались в сравнении с объемами урожая в
полеводстве. Очевидно, что площадь возделываемого поля намного больше площади
возделываемых земель на огороде. Кроме того, огород, как правило, находился
близко к дому, и все плоды использовались для домашнего потребления, а не на
продажу. И, наконец, последней причиной можно считать то, что корреспондентами
Тенишева были в основном мужчины (священники, учителя, студенты и т.д.), а
огородом занимались преимущественно женщины, поэтому вследствие своего незнания
корреспонденты не могли представить адекватную картину об огородничестве.
Отдельные сведения
по огородничеству представлены в этнографических работах таких собирателей и
ученых, как упомянутый уже А. С. Ермолов,
Н. Я. Никифировский,
А. А. Коринфский,
В. М. Милорадович.
Ценным материалом являются также различные сборники заговоров, в которых
встречаются разделы, связанные с огородничеством. Среди них стоит отметить
«Полесские заговоры (в записях 1970-1990)»,
«Русские заговоры и заклинания»,
«Вятский фольклор. Заговорное искусство».
Еще один ресурс для получения сведений – различные публикации материалов, в
которых содержится информация о быте, праздниках, предписаниях и запретах в
сельской среде. Как правило, эти публикации содержат материалы, собранные в
пределах одной локальной традиции, например «Полесский народный календарь».
Теме огородничества
посвящены также отдельные статьи этнолингвистического словаря «Славянские
древности»,
в которых содержатся не только публикации материалов, но и их теоретическое
осмысление: «Овощи», «Урожай», «Репа», «Огурец», «Капуста», «Тыква» и др.
Среди малочисленных
теоретических работ, связанных с изучением огородничества, стоит отметить статьи
А. Б. Мороза «Народное огородничество у восточных славян как система кодов»
и В. В. Усачевой «Вербальная магия в аграрных обрядах»,
а также несколько публикаций Е. В. Самойловой,
посвященных этнографии огородничества, регулирующим нормам в
сельскохозяйственных практиках и организации ритуальной рубки капусты.
Анализ опубликованных
материалов и теоретических исследований, связанных с огородничеством, позволяет
сделать вывод о том, что в сельской среде с этой областью земледельческой
деятельности связан широкий комплекс традиций, обрядов, запретов, предписаний,
магических практик, заговоров и т.д., совокупность которых образует в культуре
самостоятельную систему. В нашей работе такую систему мы вслед за А. Б. Морозом
будем обозначать как “народное огородничество”.
Недостаточная исследованность этой системы и ее роли в традиционной культуре
послужила поводом для написания данной работы.
Объект, предмет исследования, цели и задачи
Итак, объектом нашего
изучения будет сфера народного огородничества как целостная система, в основе
которой лежит соединение мифологической и ритуальной составляющих. Предмет
изучения – особенности функционирования системы народного огородничества и ее
роль в формировании отношения к огородническим практикам.
Цель данного исследования
– рассмотрение обрядности и мифологии восточных славян в сфере народного
огородничества на основе текстов народной культуры. Поставленная цель
предполагает решение следующих задач: 1) выявить и описать наиболее важные
концепты, лежащие в основе обрядности и мифологии народного огородничества; 2)
проследить, как они определяют специфику элементов этой системы и логику ее
функционирования, а также проследить, как эти базовые концепты соотносятся между
собой; 3) определить восприятие огорода в пространственной модели традиционной
культуры и выявить отношение к нему в сельской традиции; 4) проследить, как
внутри системы соединяются основные концепты народного огородничества и
понимание огорода в пространственной модели традиционной культуры.
Методология исследования
В нашей работе мы будем
пользоваться ключевым понятием когнитивной лингвистики – концепт. Вслед
за З. Д. Поповой и И. А. Стерниным под этим понятием мы будем понимать
следующее: «Дискретное ментальное
образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее
относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат
познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее
комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об
интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного
сознания к данному явлению или предмету».
Несмотря
на то что понятие “концепт” является базовым для когнитивной лингвистики, его
содержание существенно варьируется в концепциях разных ученых. Предложенная
точка зрения Поповой и Стернина на это понятие оказалась для нас близкой и
удобной для использования в исследовании. В частности, для нас были важны
следующие замечания авторов: 1) «концепты правильнее интерпретировать прежде
всего как единицы
мышления, а не памяти, поскольку их основное назначение – обеспечивать процесс
мышления. Они выступают и как хранители информации, но являются ли они единицами
памяти, еще предстоит доказать»;
2) «концепт не обязательно
имеет языковое выражение – существует много концептов, которые не имеют
устойчивого названия и при этом их концептуальный статус не вызывает сомнения
(ср. есть концепт и слово молодожены, но нет слова “старожены”, хотя
такой концепт в концептосфере народа, несомненно, есть)».
Используя методы контекстного и компаративного анализа текста, мы выделили
базовые концепты, характерные для народного огородничества как системы. Эти
концепты мы сформулировали так: концепт нормы, концепт множественности, концепт
плодородия, концепт слепоты. В каждом случае оказалось продуктивным
использование “вспомогательных” концептов, которые стоят в оппозиции к
“основным” (например, “плодородие” – “бесплодие”, “норма” – “отсутствие” нормы и
т.п.)
Основными материалами для
данного исследования стали записи из архива Учебно-научной Лаборатории
фольклористики РГГУ, собранные в ходе фольклорных экспедиций в Архангельской
обл. (1993-2014 гг.), в Смоленской обл. (2013), в Могилевской обл. Республики
Беларусь (2014), а также записи из базы данных «Полесский архив», в которой
представлены результаты работы этнолингвистических экспедиций на территории
Полесья 1960-1986 гг. Также для
работы использовались материалы из упомянутых выше публикаций этнографических
материалов.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Структура работы
продиктована ее целями и задачами. Основная часть работы поделена на две части.
В первой главе рассматривается восприятие огорода как особого пространства.
Вторая глава состоит из четырех параграфов, в ней содержатся описание и анализ
выделенных ключевых концептов народного огородничества, рассмотрены различные
способы их реализации в культуре и их взаимодействие друг с другом внутри единой
системы. В конце работы приводится Приложение, в котором представлены записи
магических текстов, используемых для нужд огородничества, которые были взяты из
архива Учебно-научной лаборатории фольклористики ИФИ РГГУ.
Историко-статистический обзор промышленности России. Т. 1.
Сельскохозяйственные произведения, огородничество, садоводство и
домашние животные. СПб., 1883. С. 1.
Русские заговоры и заклинания: материалы фольклорных экспедиций
1953-1993 гг. М., 1998. 480 с.
Самойлова Е.В. Этнография огородничества: по публикациям конца
XIX в. и современным полевым материалам, собранным в Вологодской,
Костромской, Ленинградской и Архангельской областях, 2005-2014 гг. //
Родники культуры. Вологда, 2014. С. 38-57; Самойлова Е.В. «Кто
что знает, тем хлеб и добывает»: регулирующие нормы в
сельскохозяйственных практиках севернорусской деревни конца XIX – начала
XXI в. // Традиционная культура, 2014. № 2. С. 76-86; Самойлова Е.В.
Ритмическая организация
трудовых практик: (на примере ритуальной рубки капусты в Бокситогорском
районе Ленинградской области) // Традиционная культура, 2011. № 4. С.
20-34.