Министерство образования
Российской Федерации
Российский
государственный гуманитарный университет
Историко-филологический
факультет
Кафедра русской
литературы
Этнология и славянские
древности
программа
спецсеминара
для специальности 021700
“филология“
Москва, 2000
Составитель: канд. филол.
наук, доц. А.Б.Мороз
СОДЕРЖАНИЕ
Спецсеминар входит в ряд
дипломных спецсеминаров, предлагаемых
студентам, специализирующимся при кафедре
истории русской литературы, и призван наряду с
другими спецсеминарами обеспечить высокий
уровень подготовки студентов-русистов в области
историко-культурного страноведения.
Семинар носит межкурсовой
характер, в его работе принимают участие
студенты-филологи 3-5 курсов. Согласно учебному
плану, занятия ведутся на всем протяжении работы
спецсеминара по 2 часа в неделю.
Спецсеминар ставит своей
целью подготовку филологов-специалистов в
области славянской традиционной народной
культуры, фольклора, мифологии, этнолингвистики,
владеющих методами различных филологических и
смежных дисциплин и свободно ориентирующихся в
области не только в русской, но и в славянской,
западноевропейской и др. (в зависимости от
изучаемых языков) народной культуры.
Задачи спецсеминара:
·на
основании сравнительного изучения культур
различных этносов, в первую очередь славянских,
развить у студентов-филологов навыки
самостоятельного анализа фактов народной
культуры с использованием компаративных методов
·обучить
участников спецсеминара методике различных
филологических и смежных дисциплин:
фольклористики, лингвофольклористики,
диалектологии, этнолингвистики, этимологии,
палеографии, этнографии, социологии, археологии
и др.- и навыкам их использования в целях
реконструкции историко-культурных данных,
относящихся к области традиционной культуры
·развить
у студентов умение вести научный диспут,
отстаивать и аргументировать свою научную
позицию
·помочь
студентам научиться работе с живым материалом
современной народной традиции, методам записи,
обработки, составления архива (в том числе
электронного) и принципам использования полевых
данных в научной работе
Результатом работы в
спецсеминаре должно стать написание дипломной
работы, автор которой будет специалистом в
области традиционной славянской культуры,
свободно владеющим различными методами ее
изучения и реконструкции.
Спецсеминар представляет
собой зародыш научной школы, члены которой
объединены общностью научных интересов и
методологии. В ходе работы спецсеминара его
участниками становятся студенты разных курсов,
соответственно, разное время занимающиеся
своими темами, что создает возможность
межкурсового общения, обмена опытом и навыками
исследования. Вновь пришедшие в спецсеминар
участники включаются в уже ведущуюся работу, что
позволяет им остановиться на какой-нибудь более
или менее конкретной проблематике, выбрать тему
для своей будущей курсовой (дипломной) работы,
обсудить ее с коллегами.
В течение первого
семестра работы в спецсеминаре вновь пришедшие в
основном слушают и по мере сил принимают участие
в обсуждении. Затем при помощи научного
руководителя выбирают себе тему и в течение
следующего семестра готовят обзор литературы по
вопросу, который затем должны представить на
обсуждение семинара. В дальнейшем каждый делает
1-2 раза в семестр доклад по теме своей работы, с
обзором используемого материала и литературы,
который затем обсуждается всеми участниками
спецсеминара. Результатом работы в течение
учебного года должна стать курсовая работа,
также затем обсуждаемая на семинаре. Итогом всей
работы в спецсеминаре становится дипломная
работа, которая в весеннем семестре должна
пройти предварительную защиту на кафедре, а
потом будет защищена.
Важным компонентом работы
спецсеминара является участие слушателей в
фольклорных экспедициях, их собственная полевая
практика с последующей обработкой записей,
составлением архива и использованием данных,
полученных в ходе экспедиций, в собственной
научной работе. Практическая работа с “живой“
традицией, знакомство с нею не только по
вторичным (опубликованным или архивным)
источникам, но и непосредственно, “изнутри“ -
неотъемлемая часть исследований фольклориста и
этнолога. Все участники спецсеминара занимаются
также и подготовкой к публикации данных,
полученных в экспедиции.
Существовавший в XIX - начале ХХ в. термин славянские древности
объединял целый ряд понятий, относящихся к
ранним этапам истории культуры славян:
средневековую литературу, фольклор, мифологию,
язык, материальную культуру,- которые,
соответственно, были объектом исследования
множества научных дисциплин: истории литературы,
фольклористики, палеографии, истории языка,
диалектологии, этнографии, археологии и др. Еще
не будучи настолько разобщены, как в настоящее
время, эти науки достигли больших результатов в
деле реконструкции древней культуры славян и
привело к расцвету наук, занимающихся в том или
ином аспекте историей культуры славян. В
дальнейшем методы и интересы разных
гуманитарных дисциплин сильно разошлись. В
настоящее время вновь наметилось их сближение,
но уже на ином, современном уровне. Сейчас остро
ощущается необходимость сверить данные и
результаты исследования в области разных наук,
относящиеся к древней истории славян,
сопоставить результаты реконструкций и новые
открытия, проверить результаты исследований
данными иных дисциплин и продолжать
исследования новыми методами. Такая ситуация
делает вновь актуальным понятие славянские древности как
термин, объединяющий различные объекты изучения,
относящиеся к древней истории и культуре славян,
и как объект приложения методологи различных
гуманитарных дисциплин. Так, появляются и новые
дисциплины, возникающие на пересечении
интересов наук, имеющих давнюю историю. К таким
новым дисциплинам относятся этнолингвистика,
лингвофольклористика и др. В центре внимания
этих дисциплин находятся различные проблемы
традиционной культуры, ее истории, развития,
взаимодействия с другими культурами, и именно
исследования на стыке разных наук дают
возможность сделать значительные шаги в области
ее реконструкции.
Этой проблематике
посвящен и спецсеминар “Этнология и славянские
древности“. Основная проблематика спецсеминара
- изучение фактов народной культуры в ее
развитии, современного ее состояния,
реконструкция ее ранних стадий с использованием
методов различных дисциплин, в той или иной мере
занимающихся народной традицией. Итак, под
этнологией понимается совокупность
гуманитарных дисциплин, объектом которых
является народная культура в разных ее
проявлениях, а под славянскими
древностями - архаическая по своему
происхождению и “устройству“ традиционная
культура в ее развитии вплоть до современности, а
также культурные явления, в той или иной мере с
ней связанные.
Работа спецсеминара
рассчитана на длительный срок, в течение
которого будет обсуждаться множество частных
тем, относящихся к обозначенной проблематике.
Широкий спектр тем для обсуждения на
спецсеминаре обеспечивается множеством этапов
развития народной традиции, ее аспектов и сторон,
большим выбором методов исследования. В ходе
работы спецсеминара также обсуждаются
классические и современные научные труды в
области славянских древностей, справочные
издания, результаты полевых исследований
(организованных как РГГУ, так и другими научными
и учебными центрами).
В качестве тем для
курсовых и дипломных работ студентам
предлагаются различные фрагменты народной
культуры, включая современную городскую, которые
могут изучаться как в синхронном (народная
терминология, динамика, география,
этнокультурная диалектология и т. п.), так и в
диахронном (этимология, реконструкция и т. п.)
аспекте. Особое внимание уделяется совмещению
собирательской практики и теоретического
осмысления собранного материала, а также
библиографической работе.
Тематика
спецсеминара
Вновь пришедшие в
спецсеминар студенты с помощью руководителя
выбирают себе тему для исследования. При этом
приветствуется инициатива самих студентов,
которые уже прошли фольклорную (собирательскую)
практику и имеют представление о народной
культуре не только из курса лекций, прослушанных
на 1 курсе, и из литературы, но и непосредственно
от носителей фольклора. Поскольку
собирательская работа ведется в самых различных
направлениях, то и тематика курсовых и дипломных
работ не определяется жестким, заранее заданным
списком - она оговаривается в каждом конкретном
случае в ходе диалога студента с преподавателем
и в зависимости от научных интересов студента.
Поэтому приводимый ниже список тем не
представляет собой жестких формулировок, из
которых должно выбирать, а лишь примерный круг
проблем, который может быть расширен или
конкретизирован в каждом конкретном случае.
Однако этот список очерчивает основные
направления работы спецсеминара. Конкретные
темы, приведенные внутри разделов, суть
примерные темы, которые могут быть выбраны как
темы курсовых (дипломных) работ или изменены.
1.
ПРЕДМЕТНЫЙ КОД
НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
·
Домашняя
утварь в обрядах и верованиях
·
Символика и
мифология дома в народной обрядности и фольклоре
·
Предметы быта в
народной магии и медицине
·
Предметный код
народных гаданий
·
Вещь
изготовленная, купленная, найденная в славянской
народной культуре
·
Деньги в
народной культуре
2.
НАРОДНОЕ
ХРИСТИАНСТВО
·
Деревенские
святыни (камни, кресты, источники, деревья и
проч.). Генезис и структура культов
·
Жития
древнерусских святых и устная традиция
·
Церковный
календарь и терминология народных праздников
·
Икона и
народный культ святых в традиционной культуре
·
Библейские
сюжеты и их преломление в славянском фольклоре
3.
ЯЗЫК И ПОЭТИКА
ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ
·
Поэтика и
символика колыбельных песен
·
Структура и
семантика заговорных формул
·
Жанр и формула
небылицы в детском фольклоре
·
Лексика
жестокого романса. Человек в жестоком романсе
·
Эпитет и его
роль в структуре заговора
·
Язык и стиль
былички
4.
СЛАВЯНСКАЯ
МИФОЛОГИЯ
·
Сезонные
демоны в восточнославянской традиционной
культуре: происхождение, терминология
·
“Киевский
пантеон“ и рефлексы культа языческих божеств в
народной обрядности
·
“Киевский“ и
“Поморский“ языческие “пантеоны“.
Типологические параллели.
·
Мифология
заговора: болезнь как демонологический персонаж
·
Брань и
мифология
·
Детская
мифология
5.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О ПРИРОДЕ В СЛАВЯНСКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
·
Пространство в
календарных обрядах и обрядовых песнях
·
Пространство
деревенского праздника
·
Вечнозеленые
растения в народных верованиях и обрядах
·
Народный
бестиарий: представления о животных в
верованиях, обрядах и фольклоре
·
Растения в народной медицине
6.
НАРОДНАЯ
ОБРЯДНОСТЬ. ГЕНЕЗИС, СТРУКТУРА И МИФОЛОГИЯ
·
Славянский
погребальный обряд по данным археологии и
этнографии
·
Терминология
свадебной обрядности
·
Представления
о ребенке в народной педагогике
·
Предметы-обереги
в народной магии (по данным археологии,
фольклора, этнографии)
Список литературы
содержит только основные, обязательные
исследования, необходимые для изучения всем
участникам спецсеминара. Дальнейший список
исследований а также список источников
оговаривается в каждом конкретном случае при
выборе темы. В ходе работы над темой студент
самостоятельно составляет обзор литературы и
источников, который затем обсуждается на
семинаре.
1. Аничков Е.В. Язычество и
Древняя Русь. СПб., 1914.
2.Байбурин А.К. Жилище в
обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983
3.Байбурин А.К. Ритуал в
традиционной культуре. СПб., 1993.
4.Богатырев П.Г. Вопросы
теории народного искусства. М., 1971.
5.Буслаев Ф.И. Народная
поэзия. Исторические очерки. СПб., 1887.
6.Васильев М.А. Язычество
восточных славян накануне крещения Руси. М., 1999.
7. Веселовский А.Н.
Разыскания в области русского духовного стиха/
Известия Отделения русского языка и словесности
Академии наук. СПб., 1879-1891.
8.Виноградов Г.С. Детский
фольклор. В издании: Из истории русской
фольклористики. Л., 1978.
9.Виноградова Л.Н. Фольклор
как источник для реконструкции древней
славянской духовной культуры.// Славянский и
балканский фольклор. Реконструкция древней
славянской народной культуры: источники и
методы. М., 1989.
10.Виноградова Л.Н., Толстая
С.М. Символический язык вещей: веник (метла) в
славянских обрядах и верованиях.// Символический
язык традиционной культуры. Балканские чтения-II.
М., 1993.
11. Г.П.Федотов. Стихи
духовные. Русская народная вера по духовным
стихам. М., 1991.
12. Гальковский М.Н. Борьба
христианства с остатками язычества в древней
Руси. Т. 1, Харьков, 1916, Т. 2, М., 1913.
13.Гура А.В. Символика
животных в славянской народной традиции. М., 1997.
14.Елеонская Е.Н. Сказка,
заговор и колдовство в России. М., 1994.
15.Зеленин Д.К.
Восточнославянская этнография. М., 1991.
16.Зеленин Д.К. Избранные
труды. Очерки русской мифологии. Умершие
нестественной смертью и русалки. М., 1995.
17.Зеленин Д.К. Избранные
труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913. М.,1994.
18.Зеленин Д.К. Избранные
труды. Статьи по духовной культуре 1917-1934. М.,1999.
19.Иванов В.В., Топоров В.Н.
Исследования в области славянских древностей. М.,
1974.
20.Ивлева Л.М.
Дотеатрально-игровой язык русского фольклора.
СПб., 1998.
21.Ивлева Л.М. Ряженье в
русской традиционной культуре. СПб., 1994.
22.Нидерле Л. Славянские
древности. М., 1956.
23.Никитина С.Е. Устная
народная культура и языковое сознание. М., 1993.
24.Панченко А.А. Народное
православие. СПб. 1998.
25.Пермяков Г.Л. От
поговорки до сказки. Заметки по общей теории
клише. М., 1970.
26.Петров В.П. Заговоры. В
издании: Из истории русской советской
фольклористики. Л., 1981.
27.Познанский Н.Ф. Заговоры.
Опыт исследования происхождения и развития
заговорных формул. Пг., 1917, переиздание: М., 1995.
28.Потебня А.А. О некоторых
символах в славянской народной поэзии. Харьков,
1880. Также в издании: А.А.Потебня. Слово и миф. М., 1989.
29.Пропп В.Я. Русские
аграрные праздники. Л.,1963.
30.Раденкович Л. Символика
цвета в славянских заговорах.// Славянский и
балканский фольклор. Реконструкция древней
славянской духовной культуры: источники и
методы. М., 1989.
31.Седакова О.А. Обрядовая
терминология и структура обрядового текста
(погребальный обряд восточных и южных славян).
Дисс. канд. филол. наук, М., 1983.
32.Славянские древности.
Этнолингвистический словарь. Т.1, М. 1995, Т. 2, М. 1999.
33.Сумцов Н.Ф. Символика
славянских обрядов. М., 1996.
34.Толстая С.М. Вербальные
ритуалы в славянской народной культуре.//
Логический анализ языка. Язык речевых действий.
М., 1994.
35.Толстая С.М. К
прагматической интерпретации обряда и
обрядового фольклора.// Балканские чтения-1. Образ
мира в слове и ритуале. М., 1992.
36.Толстой Н.И. Язык и
народная культура. Очерки по славянской
мифологии и этнолингвистике. М.,1995.
37.Топорков А.Л. Домашняя
утварь в обрядах и поверьях Полесья (ХIХ - начало
ХХ в.). Дисс. канд. истор. наук, М., 1986.
38.Успенский Б.А.
Антиповедение в культуре Древней Руси.//
Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 1, М., 1994.
39.Успенский Б.А.
Филологические разыскания в области славянских
древностей. М., 1982.
40.Федотов Г.П. Стихи
духовные. Русская народная вера по духовным
стихам. М., 1991.
41.Цивьян Т.В.
Лингвистические основы балканской модели мира.
М., 1990.
42.Чистов К.В. Поэтика
славянского фольклорного текста.
Коммуникативный аспект.// История, культура,
этнография и фольклор славянских народов. VIII
международный съезд славистов. Доклады
советской делегации. М., 1978.