В.В.Кононова, А.В. Волкова
(МГУ)
СВЯТЫЕ
ИСТОЧНИКИ В КУЛЬТУРНОЙ
ТРАДИЦИИ МАЛМЫЖСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1.Экспедицией МГУ в Малмыжский р-н
Кировской обл. (лето 1999г.) было обнаружено явление
почитания водных святынь -- источников и рек. В
зависимости от ареала почитания, выделяются три
типа подобных святынь:
-
региональная – р.Великая, расположенная в
Юрьевском районе (почитается верующими из разных
районов области);
-
субрегиональная (почитается жителями группы
деревень) : в нашем районе обнаружено два таких источника - в
с.Аджиме (его святость связана с явлением иконы
св.Тихона Амафунтского) и в д.д.Старом и Новом
Бурце (где явилась икона Владимирской Божьей
Матери);
-
локальная (почитается жителями одной деревни : с
данным типом источника не связана разветвленная
система нарративов о приобретении им святости
(например, о явлении иконы), поэтому их почитание
обыкновенно не зафиксировано в фольклорной
традиции).
Все источники
составляют единую иерархическую систему,
включающуюся в т.н. “кризисную сеть”,
составляющими которой являются:
-
святыня, обладающая некими чудодейственными
свойствами;
-
комплекс ритуалов, связанных с почитанием
святыни;
-
совокупность фольклорных текстов, ей
посвященных;
-
действующие лица: люди, несущие к святыне
информацию о кризисной ситуации (несчастье,
неурожае, болезни) с целью ее устранения или
предотвращения с помощью чудодейственной силы
святыни.
2.Существуют
две основные формы ритуалов, совершаемых на
святом источнике,
-
официальный -- крестный ход и освящение источника
(производятся в Крещение и в день почитания
святого, чья икона явилась в ключе);
-
неофициальный (совершается отдельными
верующими, имеет форму обета);
и
один производный ритуал, представляющий собой
контаминацию двух вышеобозначенных форм --
внеочередной крестный ход устраивается, если
кризисная ситуация касается всей деревни
(засуха).
Движение крестного хода происходит из церкви
к источнику и обратно. В нем можно выделить 3
блока ритуалов:
-
действия в церкви (благословление
священнослужителем верующих на несение иконы);
-
движение к источнику, т.е. сам ход (может включать
в себя обход с иконой вокруг церкви, время от
времени -- “пролезание”
верующих под иконой );
-
действия на ключе.
Весь
обряд, соответственно, имеет два
территориальных, семантических, символических и
ритуальных центра. Церковь -- официальная
святыня, объект почитания -- только икона; ритуал --
исключительно христианский, главное действующее лицо --священнослужитель.
Источник же представляет собой сложный
сакральный комплекс, объединяющий культурную
(часовня) и природную (источник) святыни. Отсюда
двойственность семантики и ритуалов:
- христианские обряды, производимые
священнослужителем (молебен, освящение
источника);
-
языческие, осуществляемые верующими. В свою
очередь, среди них выделяются обряды:
- с водой (набирают воду, стоят в ключе,
обливаются водой);
- с камешками (берут их из источника, затем
прикладывают к больному месту).
Со сложной
сакральностью источника связан и тот факт, что,
если в церкви наблюдается полное единение
официального представителя (священнослужителя)
и народа, то на ключе его уже нет, может
возникнуть даже конфликтная ситуация.
3.Фольклорные тексты,
относящиеся к святому источнику, включают в себя:
- поверья;
- нарративы (в нашем
случае -- легенды о чудотворной иконе, явившейся
на ключе).
Если выделить
основные сюжеты легенд, то мы получаем схему,
которую условно назовем «житием» святого места:
1)
“рождение”, связанное с обнаружением на ключе
иконы. Возможны 3 типа сюжета:
-
икону находят рядом с источником;
-
икону находят плавающей в нем (сюжет преобладает
в текстах из д.Старого Бурца);
-
на камне в источнике отображается лик святого, и
с него затем делают икону (самый
распространенный сюжет в с.Аджиме );
2)
“жизнь”, т.е. чудеса, творимые источником и
иконой. Они связаны с:
-
чудесными исцелениями (в наших материалах --
только в виде поверий);
-отказом
иконы находиться там, где ее поместили, т.е. в
церкви (ее 3 раза находят лежащей на полу или
снова плавающей в источнике). Интересно, что в
аджимских текстах, по-видимому, единственная
цель этих перемещений -- подтверждение
“чудесности” иконы и источника. В д.Бурце же
данный мотив связан с обретением иконой места:
она “отказывалась” находиться в д.Новом Бурце, и
только в старобурецкой церкви обрела покой.
Именно этот храм в недавнее время был
восстановлен, в то время как в новобурецкой
церкви до сих пор размещается клуб. Т.о., можно
говорить о мотиве предвещания будущего
Богородицей через ее икону;
3)
временная “смерть”, связанная с закрытием
церкви в советское время;
4)
“возрождение”.
Последние
части схемы совсем не отражены в текстах из
с.Аджима. Известно, что церковь была закрыта и
традиция крестного хода прервалась. Есть
сведения, что некоторые ритуалы все равно
производились верующими на ключе, но легенды о
явлении иконы были практически забыты. Т.о.,
произошла и официальная, и “фольклорная смерть”
святыни. В Бурце храм также закрывался, но икону
спасли и в праздник Владимирской Божьей Матери
тайно ходили с ней на ключ. “Смерть” святого
места в данном случае оказалась лишь
официальной, народная же традиция не
прерывалась.
4.Проблемы, стоящие
перед фольклористом в случае изучения святого
источника вообще и данных источников в
частности:
-
в условиях полиэтнического региона (каковым и
является изучаемый): проблема освоения
иноэтническим населением русских святынь.
Важным представляется вопрос о том, какой
этнической группой первоначально почитался
источник;
-
проблема, связанная с ареалом почитания
источников. Известно, что Кировская обл.
заселялась двумя колонизационными потоками: с
севера, из Новгорода Великого, и с юго-запада, с
Поволжья и Прикамья. Эти данные в целом совпадают
с делением Малмыжского района на
северо-восточную и юго-западную части, в
соответствии с ареалами почитания святынь в
с.Аджиме и в д.Бурце. Вероятно, если изучить и
сравнить различия в фольклорной традиции двух
частей района, можно было бы получить более
точные сведения о заселении этого края.