Е.И. Якушкина (МГУ)
КОНЦЕПТ СУДЬБЫ В НАРОДНОЙ
КУЛЬТУРЕ СЕРБОВ И ХОРВАТОВ: ОПЫТ КАРТОГРАФИРОВАНИЯ.
Народная проза и поверья
сербов и хорватов дают богатый материал для изучения народных представлений о
судьбе. Однако неоднородность традиций различных зон сербско-хорватского ареала
делает необходимым анализ территориального распространения различных
компонентов представлений о судьбе, а так же соотнесение географии бытования
фольклорных текстов и народных поверий.
Почти полное отсутствие
фольклорных текстов и поверий о наречении судьбы показывает Босния и Воеводина.
В Хорватии и Славонии гораздо богаче фольклорная традиция, поверья же и обряды
фиксируются очень редко (ср. например: обычай накрывать стол для сужениц
фиксируется в тексте народной прозы, а этнографические источники такой
информации не дают). Элементы традиции кайкавской Хорватии очень близки к
словенской (общность в терминологии, в отсутствии в сказочной прозе мотива
распределения судьбы). Как области с очень богатой в интересующем нас аспекте
традицией можно выделить окрестности г. Вараждина (Междумурье), левобережье
Савы (окрестности г. Загреба и г. Дуго Село), окрестности г. Самобора и
Петриня.
В Сербии богатство
фольклорной традиции сочетается с бытованием разнообразных поверий и обрядов,
связанных с судьбой. Восточная Сербия выделяется как область преимущественного
распространения верований в сужениц, демонов судьбы женского пола, и обрядов их
встречи; поверья же о демонах мужского пола распространены, в основном, в
центре западной Сербии, по течению Западной Моравы. Эта зона очень интересна
разнообразием поверий о демонах судьбы: здесь зафиксированы представления, что
судьбу определяет усуд или усуди, приходящие в дом ангелы, усуд и два ангела, Бог, в отдельных же
селах фиксируются поверья о суженицах. Северо-западная Сербия характеризуется
почти полным отсутствием связанных с судьбой верований и текстов. Как области с
очень богатой в интересующем нас отношении традицией надо выделить Поморавье,
Хомоле и область Гера в Банате. Фольклорная традиция юго-восточной Сербии имеет
много черт, не встречающихся в других областях Сербии, но при этом близких или
тождественных элементам болгарской традиции. Близость восточносербской традиции
к болгарской обнаруживается и на уровне лексики, поверий и обрядов.
Несколько слов надо сказать
о распространении лексем с корнем урис-.
Они широко распространены в Румынии и Болгарии, а на территории Сербии- в
Хомоле и окрестностях Заечара (типа урисница).
Однако лексемы типа Урис, урисити фиксируются и в западной части
сербско-хорватского ареала: в областях Кордун, Бания, Буковица и Герцеговина.
Термин Усуд функционирует, в
основном, в Сербии и Черногории, а в Хорватии почти не встречается, кроме
зафиксированного один раз в окрестностях Вараждина имени Vusud для обозначения персонажа волшебной сказки, определяющего
долю человека, аналогичный же несказочному Усуду
персонаж, то есть демон судьбы мужского пола обозначается термином Урис.
Встречаются случаи бытования
текстов о судьбе там, где поверья о демонах судьбы не зафиксировано (Топола).