А.Б.Ипполитова
(Институт
европейских культур)
СИМВОЛИКА ЦВЕТА В
РУССКИХ НАРОДНЫХ ТРАВНИКАХ XVIII ВЕКА.
Проблема
цветовой символики является одной из
интереснейших при изучении народной культуры.
Особый интерес в этой связи представляют
памятники низовой рукописной традиции,
зафиксировавшие в себе элементы, не
сохранившиеся (или сохранившиеся лишь
фрагментарно) ко времени "этнографической
современности" XIX - начала XX вв. В отличие от
памятников древнерусской литературы, именно
сборники практической направленности (к которым
относятся в частности лечебники и травники)
являются в наследии письменной традиции
наиболее "окрашенными". Среди таких
сборников первое место по количеству
цветообозначений занимают травники.
Настоящее сообщение основывается на
материале полных текстов четырех травников XVIII
века. Это рукописи, опубликованные во второй
половине XIX в. В.М. Флоринским и Калачовым
(Флоринский 1879; Калачов 1859), и два травника из
собрания Отдела рукописей Российской
государственной библиотеки (ф. Долгушина., № 111;
Музейное собр., № 4492). Используются также
выдержки из травников кон. 17 - 18 вв.,
опубликованные в работах архимандрита Леонида
(Кавелина) (Кавелин 1894), Л.Ф. Змеева (Змеев 1895), М.Ю.
Лахтина (Лахтин 1911), в Памятниках литературы
Древней Руси (ПЛДР 1987). К анализу привлекается
также текст травника, опубликованного
А. Баловым (Балов 1898), но этот травник при
публикации не был датирован, и скорее всего
является поздним (19-нач. 20 вв.).
Описания растений в травниках даются по
определенному шаблону, в котором особую роль
играет описание особенностей отдельных частей
растения (венчика, стебля, листьев, корня, плодов).
При этом внимание акцентируется на зрительном и
тактильном восприятии, причем в визуальных
образах главную роль играет цвет.
"Окрашенной" в травниках может быть любая из
перечисленных частей растения, но первое место
по частоте упоминаний занимает цвет венчика.
Среди других
растений в травниках отчетливо
выделяются травы, обладающие четырьмя цветками
разной окраски: "Есть трава парамон, та трава
всем царь, той парамон, а ростет она на нарочитом
месте о шти листах, а цветов
на ней 4: 1 синей, 2 червленной, 3 зеленой, 4 багровой,
а имати та трава с коренем сквозе гривну златую
или сребрянную на Иванов
день к вечеру, а корень тое травы - человек, и та
трава выросла из ребра человека того, и взем ея и
разрезати ребра, и выни у него сердце, аще у
котораго сердце болит, и пей с нево - исцелеешь, и
язык ево высмотрит, и аще у кого глава болит, и то
с тово сердца измытиса - и то здрав будет, и аще у
которыя жены детей нет, - и то печень сварить того
человека, варить в молоке и пить по 3 дни и утра
той жене на тоще сердце - и родитса дитя: девица,
потом и отрок" (Тр 2, л. 58-58об). В некоторых
списках упоминаются также черный, красный,
желтый и рудожелтый цвета. Как отмечает М.В.
Пименова, все эти цветообозначения маркируют
наиболее яркие цвета изо всех, употребляемых в
травниках (Пименова 1987, 49).
Ботанически эти
растения не определены, и вероятнее всего
относятся к разряду волшебных трав, подобно
цветку папоротника существующих лишь в
воображении. В разных списках четырехцветные
травы фигурируют под разными именами, но на
основе сравнения текстов-описаний можно
выделить четыре их разновидности:
1) царь Архилин
(травник 18 в. из собрания ГПБ: Змеев 1895, 220), архилим
(Тр 3, 77), архангел (травник ? в., Балов 1898, 23);
2) семитар (травник 18
в.(ГПБ F.VI.6): ПЛДР 1987, 500), симитарим (лечебник 17 в.,
Синод. собр. № 481: Лахтин 1911, 72), симтирим
(травник-лечебник к. 17 - нач. 18 в. ГПБ: Змеев 1895, 208),
парамон (Тр 2, л. 58-58об.);
3) намлисей (Тр 1, л.
10-10об.), царь Сим (Тр 2, л. 20об. - 21);
4) ахтоном (Тр 2, л.
14об.), цемравная (лечебник кон. 17 в., Кавелин 1894, 532).
(Эта группа выделяется условно, поскольку
растения, входящие в нее, мало соотносятся с
растениями остальных групп).
Сравнивая цвета
венчика четырехцветной травы с цветами других
растений, удается установить, что два цвета -
червленый и зеленый - уникальны и являются
признаком только этой травы. Багровый -
связан с такими
растениями как плакун, богородская трава,
связанными со сферой женского (по своим
функциям), а также с растениями, обладающими
волшебной силой (например, адамова глава). Синий
цвет имеет более широкую семантику.
Многоцветность
четырехцветной травы можно трактовать как
формулу "нанизывания" цветов, благодаря
которой, по Л. Раденковичу, "достигается некая
упорядоченность и конечность, свойственные
вообще культуре и противопоставляющие
ее природе. С помощью этого приема болезнь или
какая-нибудь другая нечистая сила осознается как
элемент потустороннего мира, что равнозначно
представлению о ее преодолении" (Раденкович 1989, 123).
Заслуживает внимания
и поразительное сходство в описаниях
четырехцветной травы и древнерусских описаниях
радуги: "Въ дузе своиства суть чрьвеное и сине
и зелено и багъряно" (Изборник Святослава 1073 г.;
цит. по: Бахилина 1975, 143). В южнославянской
традиции известно гадание по цветам радуги о
будущем урожае. Возможно, что и четырехцветность
растения связана с плодородием (четырехцветные
травы 1 и 2 групп помогают женщинам при родах, от
бесплодия).
Четырехцветные травы
выделяются среди растений, упоминаемых в
травниках, не только благодаря своей окраске, но
и вследствие особенных, только им присущих
функций. Травы первой группы помогают в
преодолении страха перед внешним миром, который
мыслится в лице потусторонних сил (дьявол),
опасных людей (злой человек, еретик), власти (суд,
начальные люди). Корень этих трав помогает от
застарелой порчи, а женщинам - от бесплодия.
Использование трав
второй группы связано с различными отношениями
между мужчинами и женщинами: любовной магией,
семейными взаимоотношениями, поиском невесты.
Т.о., функции трав второй группы нацелены не на
внешний мир, но на интимный мир человеческих
взаимоотношений. Медицинские функции этих трав
(а их очень мало) - связаны с наиболее важными
органами и частями человеческого тела(сердце и
голова). Травы третьей группы связаны со
специфической сферой мужских профессиональных
занятий, таких как строительство и военное дело.
Т.о., функции
четырехцветных трав связаны в первую очередь с
миром человеческих взаимоотношений: сферами
любви, семейной жизни, с властью и с врагами (на
войне и в суде), а также со сферой
профессиональных занятий, требующих
специальных, в том числе и тайных, знаний и
умений. Во многом все перечисленные функции
связаны с преодолением кризисных ситуаций в
указанных сферах жизни.
По всей вероятности,
четырехцветная трава входит в более широкий круг
растений, связанных с пестрым и полихромией
(сава, лас, пукокея и др.). Все они так или иначе
связаны с миром потустороннего, символикой
плодородия, взаимоотношениями мира мужчин и мира
женщин.
Сокращения
Тр 1 - Травник XVIII в. ОР РГБ, ф. 92 (собр.
Долгушина), № 111.
Тр 2 - Травник
кон. XVIII в. ОР РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), № 4492.
Тр 3 - Книга, глаголемая травник. //
Архив исторических и практических сведений,
относящихся до России. Кн. 1. СПб., 1859. С. 76 - 83 (4-я
пагинация).
Тр 4 - Травник. // Флоринский В.М.
Русские простонародные травники и лечебники.
Собрание медицинских рукописей XVI и XVII столетия.
Казань, 1879. С. 3 - 15.
Бахилина
1975 - Бахилина Н.Б. История цветообозначений в
русском языке. М., 1975.
Балов
1898 - Балов А. Один из древнерусских
"цветников". К истории русской медицины. //
Еженедельный журнал "Практическая
медицина", 1898, № 2. С. 22 - 24.
Змеев
1895 - Змеев Л.Ф. Русские врачебники. Исследование
в области нашей древней врачебной письменности.
М., 1895 (Памятники древней письменности. Т. 112).
Кавелин
1894 - Архимандрит Леонид (Кавелин).
Систематическое описание славяно-российских
рукописей собрания графа А.С. Уварова. Часть 4. М.,
1894.
Лахтин
1911 - Лахтин М. Ю. Старинные памятники
медицинской письменности. М., 1911.
ПЛДР
1987 - Травник. // Памятники литературы Древней
Руси. Конец 16 - начало 17 вв. М., 1987. С. 492 - 501.
Пименова 1987 -
Пименова М.В. Семантика цветообозначений по
памятникам древнерусской литературы (на
материале травников, лечебников, иконописных
подлинников). Дисс. ... канд. филологических наук.
Л., 1987.
Раденкович
1989 - Раденкович Л. Символика цвета в славянских
заговорах. // Славянский и балканский фольклор. М.,
1989. С. 122 - 148.