М. А. Андрюнина
(Российский Православный
Университет Св. Иоанна Богослова)
ЛОКАТИВНЫЙ КОД
ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.
Доклад посвящен локативному
коду традиционной культуры, который, в отличие от других знаковых кодов
(предметного, акционального, растительного и т. д.) менее всего привлекал к
себе внимание исследователей. Между тем, характеристика пространственных
параметров обряда или поверья дает очень важную информацию и проясняет его
мифологическую основу.
Источником для анализа
локативных форм послужил 1 том словаря "Славянские древности" под
ред. Н.И. Толстого [1],
по материалам которого нами составлен словарь локусов с указанием основных
ритуальных и мифологических характеристик. В народной культуре наиболее
нагруженными символикой оказываются такие места как : амбар, баня, болото,
водоворот, ворота, вода, места у воды, гумно, граница, дымоход, дерево, дорога,
забор, колодец, крыша, кладбище, мост, мельница, межа, перекресток, порог,
река, угол и т.д.
Итак, из всех параметров
культуры избирается локативный код. Под ним понимается место совершения ритуала
или поверье о каком-либо месте. В осмыслении семантики локуса важнейшей
является оппозиция "свой-чужой", "близкий-далекий",
"верх-низ", "внутреннее-внешнее". С оппозицией
"свой-чужой" тесно связан признак "чистое-нечистое".
"Чистыми" в народной культуре считаются: места у икон, покуть,
церковь, места у церкви, церковная ограда; место, где стоит крест, часовня. Как
"нечистые" осмыслялись нежилые помещения: баня, овин, чердак, хлев;
заброшенные, некогда жилые
места: пожарища, разрушенные дома, пустоши;
места очень отдаленные и
неосвоенные: горы, пропасти, пещеры; места предполагаемого обитания нечистой
силы: болото, водоворот и т.д.. Однако, оценка "чистого-нечистого" в
народной культуре может быть противоречивой, наряду с отрицательной существует
и положительная семантика одних и тех же мест. Например, кладбище осмыслялось
одновременно как чистое и как нечистое место. Это подтверждается с одной
стороны - запретом хоронить на кладбище самоубийц, как нечистых покойников, а с
другой стороны -практикой закапывания волос на кладбище с целью порчи
(словац.).
Важными для понимания
символики локуса являются и дополнительные признаки. Например, дымоход
осмыслялся как путь сообщения с иным миром, как место локализации духов,
нечистое место. Но дымоход является частью печи, а печь, в свою очередь, связана
с огнем и имеет значение места сакрального , поэтому возле печи нельзя
браниться (укр.); ребенка обносили вокруг печи с целью избавления от бессоницы.
В определенных поверьях или обрядах оказывается значимой именно связь печи и
дымохода, которая придает дополнительную смысловую нагрузку: ср. поверье о
том, что аист бросает детей в печную трубу (луж., з-слав., укр.), где дымоход
играет роль пути сообщения с иным миром, а печь представляется рождающим
чревом.
Кроме того, важно учитывать,
что предмет также может выступать в значении локуса. С этим связана некоторая
трудность разграничения локуса и предмета. Например: если размещают амулет на
дереве, то дерево выступает в роли локуса; водяной сидит на камне, черт
прячется под камень во время грозы.
В работе рассматриваются в
основном те случаи, когда семантика локуса очевидна, в остальных поверьях и
обрядах важным является место локализации предмета или действия над ним.
Из всего полученного
словарного списка в настоящей публикации избраны для анализа всего 4 локуса:
водоворот, болото, ворота и дымоход, Водоворот и болото принадлежат к локусам
природным, удаленным и менее освоенным, а ворота и дымоход находятся в пределах
своего, более освоенного пространства и связаны с хозяйственной деятельностью
человека.
ВОДОВОРОТ.
В народной культуре локус,
соотносимый с представлением о водном пространстве, связывающем тот и этот
свет, место обитания демонов. В водовороте живет водяной (белор., капат.,
польск., серб.), дьяволы (серб.), вештицы и вилы (серб.). Это связано с
представлениями об опасности водоворота. У белорусов и сербов существовало
поверье о том, что дьяволы затаскивают людей в водовороты.
Народные верования,
относящиеся к водовороту, характеризуются двойственностью, что определяется его
принадлежностью к водной стихии и связано с магией кручения, верчения.
В водоворот, как и в воду,
принято бросать предметы, подлежащие ритуальному уничтожению и обезвреживанию:
колтун (ровенск., гомельск.), колдовской узелок для отвращения порчи (серб.),
залом (брест.). Водоворот был местом ритуального кормления духов - в Сретечкой
Жупе (серб.) в водоворот бросали еду и лили вино, чтобы вампиры не досаждали
людям.
А в Болгарии водоворот
наделялся положительной символикой: в Юрьев день в водовороте купались, чтобы
быть здоровыми (средн. Родопы), туда бросали кусочки хлеба, гадая о здоровье
(вост. Родопы), бросали венок для плодородия овец, водой из водоворота снимали
порчу.
БОЛОТО
Место, осмысляемое в
народной культуре через понятие "чужое", "нечистое".
Большое значение имеет и связь с водой - не просто чужое, а грязное, мокрое,
опасное - следовательно "нечистое". Болото более значимо в
мифологических поверьях, чем в обрядах. Существуют общеславянские поверья о
том, что в болоте живет нечистая сила: черти, богинки, стригони, вредоносные
духи. Это выражено в ряде малых фольклорных жанров, преимущественно
восточно-славянской традиции:
- "Было бы болото, а
черти найдутся"
- "В тихом болоте черти
водятся" (рус.)
- "Сидишь, як чорт на
грошах в болот!" (укр.)
- "Аднаго балота чэрцы"
(белор.)
Часто болото выступает как
локус, куда отсылаются болезни, выбрасываются нечистые, вредоносные,
покойницкие предметы (вост.-слав.). Существует обычай хоронить самоубийц, как
нечистых покойников на болоте (Гродненская губ.). Кроме того есть поверья о
том, что на болоте можно встретить духов умерших. В белорусском обряде в память
об умершем настилать мостки на болоте и вырезать на них стопу значимым
оказывается образ водного пространства ,которое должна преодолеть душа на пути
на тот свет.
ВОРОТА
Локус ритуалов, связанных с
символикой границы между "своим" -пространством (домом, двором) и
"чужим"- внешним миром. Будучи частью границы ворота символизируют
контакт с внешним миром.
Роль ворот , как локуса
магических действий велика в обрядах выгона скота. В воротах проводился ряд
ритуалов, признанных защитить животных при переходе из своего в чужое
пространство:
- в Дмитровском уезде под
Москвой на расстеленный в воротах пояс клали запертый замок и прогоняли скот
/'чтобы не отбивался от дома"
- в Полесье хозяйки
прогоняли корову через расстеленный в воротах фартук, чтобы корова всегда была
возле хозяйки.
Во многих обрядах ворота
являются ритуально преодолеваемой границей:
- в погребальном обряде
после выноса тела в воротах разжигали огонь, чтобы душа не вернулась (болг.);
- на Украине в воротах
разжигали солому, чтобы свадебный поезд проехал через нее;
- по скатерти, разостланной
в воротах ввозили во двор первый воз сжатого хлеба (белор.);
- новую скотину вводили во
двор через шубу, положенную в воротах (рус.);
- при переезде в новый дом
хозяйка кувыркалась в воротах, произнося доброе пожелание (Новгород.);
Являясь частью границы, где
возможен контакт с чужим пространством, ворота наделялись символикой
"нечистого" места, являлись локусом обитания нечистой силы, опасным
пространством, через которое могла наводиться порча (юж.-слав.):
- Сербы баната считали, что
сидя на воротах, халы поджидают младенцев, чтобы им навредить;
- на столбах ворот следовало
оставлять яичницу для летающего змея (полес.).
В ритуальной практике всех
славян ворота, будучи местом, через которое могла проникнуть нечистая сила,
считались и локусом проведения охранительной магии, размещения апотропеев:
- от ведьмы в ворота втыкали
метла на длинным жердях (польск.),' крапиву (полес.);
- вешали иконы от нечистой
силы (владим.).
Также ворота служили местом
гаданий: на Украине девушки влезали наворота и "окликали долю".
ДЫМОХОД
Дымоход осмыслялся как
вертикаль, связывающая верх и низ, являлся пограничным пространством между тем
и этим светом. У всех славян существуют поверья о том, что демонологические
персонажи проникают в дом и уходят из него через дымоход:
- ведьма вылетает на шабаш
через дымоход (лужицк., общеслав.);
- по ночам душа ведьмы
вылетает в трубу (брянск.);
- вештицы (сербохорв.) и
босорки (польск.) вылетают через трубу.
Предпринимался ряд действий,
чтобы помешать нечистой силе проникнуть в дом:
- подвешивали очажную цепь
под дымоходом, чтобы вештица не проникла через него в дом;
- в дымоход клали ветки
боярышника, чтобы отвадить вампира (боснийск.).
Существовали поверья, что
заблудившемуся человеку (находящемуся в чужом пространстве или попавшему под
воздействие нечистой силы) могут помочь его домашние, выкрикивая его имя в
печную трубу (полес., Воронеж. губ.).
Кроме того, дымоход, как и
все локусы, имеющие статус "нечистого", пограничного пространства,
был местом гаданий: кричали с блином в дымоход, гадая о замужестве». В
заключение, следует сказать несколько слов о возможных перспективах
исследования данной проблемы. С появлением большего материала можно сделать
вывод о частотности употребления локусов у славян, о большей или меньшей
значимости тех или иных мест, прояснить символику тех локусов, о которых нет
достаточной информации (заросли ивы, бузины, места под и над камнем, место
стока воды с крыши и т. д.). Вызывают интерес локусы, на семантику которых
оказывают влияние дополнительные признаки. Например: дерево, стоящее возле
дороги, возле источника, места поворотов рек, и т.д.. Интересно также
проследить развитие семантики локуса. Например: перекресток считался опасным и
"нечистым" местом, на нем ставили крест с целью защиты и далее
семантика этого места развивались, во-первых, как места вредоносного и,
во-вторых, как места, где стоит крест.