"ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СМЕРТИ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ДОНСКИХ
КАЗАКОВ
(НА
МАТЕРИАЛЕ АКЦИОНАЛЬНОГО КОДА ПОХОРОННОГО ОБРЯДА)"
В духовной культуре донского казачества, как и в любой традиции, важное место
занимают представления о смерти и загробном существовании человека,
реализованные в обрядности, поверьях, фольклорных текстах, системе бытовой
регламентации поведения и просто в языке.
Наше исследование ограничивается изучением реализации представлений о смерти в
погребально-поминальном комплексе как одном из важнейших переходных обрядов,
приуроченных к концу жизненного пути. Основой для нашего исследования послужили
материалы этнолингвистических экспедиций факультета филологии и журналистики РГУ,
ныне ЮФУ, по территории бывшей Области войска донского, а также статьи
исследователей.
Как известно, в рамках этнолингвистики традиционная культура рассматривается как
семиотическая система, единицами которой являются элементы трех основных кодов -
языкового, акционального и предметного. Ранее нами уже были рассмотрены
особенности языковой концептуализации смерти на материале донских казачьих
говоров. Теперь же нас интересуют представления о смерти, реализующиеся в
акциональном коде похоронного обряда.
Похоронный обрядовый комплекс донских казаков, будучи типологически,
функционально, структурно и концептуально восточнославянским, подразделяется на
три этапа: предпогребальный, погребальный и поминальный. И в работах
исследователей, посвященных похоронной обрядности, принято изучать его
особенности исходя из этого деления. Но так как нас интересует исключительно
акциональный код, рассмотрение всех действий обряда по данной схеме кажется нам
нецелесообразным. Нами была составлена классификация на основе субъекта
обрядового действия.
Также, все действия обряда по своей функции могут быть разделены на две большие
группы: 1) обрядовые действия, основной функцией которых является облегчить
умершему переход в другой мир, и 2) обрядовые действия с основной функцией
оградить родных и близких от опасного и негативного влияния.
Как следствие, действия первой группы содержат представления о смерти, «том» и
«этом» свете, а действия второй группы являются апотропеическими, т.е.
защитными, и в большей степени будут характеризовать похоронный обряд как обряд
переходного типа.
Рассмотрим первую группу.
I Действия, совершаемые ,будущим объектом погребального обряда при жизни.
К этой группе относятся действия т.н. предпогребального этапа похоронного
обряда. Это собирание волос, собирание ногтей, подготовка смертного узла,
подготовка постели.
Все предпохоронные приготовления объясняются желанием своей смертью доставить
родственникам как можно меньше хлопот, а также желанием лично проконтролировать
исполнение предписанных правил и норм. Все предпохоронные действия совершаются
человеком, которому будет посвящен обряд. В общем, предпохоронный этап можно
охарактеризовать, как процесс сбора необходимых вещей, процесс, безусловно,
ритуализированный и направленный на облегчение перехода в иной мир.
Апоторопеическая функция здесь отсутствует.
На примере двух действий рассмотрим реализацию представлений о смерти и
загробном мире.
Собирать волосы - это действие, которое человек выполняет на протяжении всей
своей жизни. Впоследствии волосами набивается подушечка, которую кладут в гроб.
По бытующему в традиции донских казаков поверью, человек на том свете должен
отчитаться за каждый свой волосок и таким образом предстать перед Господом в
первозданной целостности. Невыполнение данного действия влечет за собой муки при
переходе в другой мир. Душа вынуждена будет скитаться, в поисках несобранных
волос. Это представление свидетельствует о том, что человек в загробный мир
должен войти таким же, каким он был при жизни, и к смерти следует готовиться на
протяжении всего своего земного существования.
Собирать ногти - это действие, которое человек выполняет в течение всей своей
жизни. С точки зрения использования устойчивого сочетания с главным словом
«собирать» может показаться, что это действие сходно с предыдущим. Но семантика
глагола «собирать» приобретает в этом случае иное культурное значение, и это
становится понятным только при привлечении акцональной составляющей. Хоть в
языке мы устойчиво встречаем сочетание «собирать ногти», но ему соответствует
иное действие: ногти сначала прячут за пазуху, а потом сжигают. Тем не менее,
все собранные ногти появляются при переходе человека на тот свет. По
представлениям, на том свете есть стеклянная гора, и ногти нужны, чтобы ее
преодолеть.
Вторая большая группа – это действия, совершаемые всеми участвующими в обряде,
которая в свою очередь делится на три подгруппы с точки зрения субъекта
действия: участники обряда со специальной обрядовой функцией, остальные
участники обряда и родственники.
Рассмотрим первую подгруппу.
Важную роль в обряде играет ряд людей, чьей условной профессией можно назвать
участие в похоронах. К ним относятся: пожилая женщина, которая обмывает и
обряжает покойника, читалка, плакальщица(ы), копачи, мастер, который изготовляет
гроб. Действия, выполняемые этими людьми, требуют определенных профессиональных
навыков и обеспечивают их обладателям особый обрядовый статус.
Например:
Обмывание – действие, выполняемое не родственниками. Для купания покойника могут
приглашать соседей, но чаще всего обращаются к пожилым женщинам, для которых
купать покойников и читать по покойникам является своего рода профессией. Для
омовения обычно используют воду, тряпочку, иногда мыло. Все использовавшееся
уничтожается: воду обычно выливают под яблоньку, а тряпку и мыло кладут в гроб.
С одной стороны, обмывание – это апотропеическое действие, направленное на
защиту покойника от нечистой силы, с другой стороны посредством обмывания
умерший лишается последних признаков принадлежности к живым.
Обряжают покойника обычно те же люди, что и омывают тело. Человека одевают в
специальную обрядовую одежду, что является еще одним этапом смены статуса.
Одежду, в которой умер человек, уничтожают. Это охранительное действие,
исключающее возможность негативного влияния с ее помощью.
Рассмотрим вторую подгруппу.
Действия, совершаемые остальными участниками обряда.
Это ряд действий, которые не требуют специальных навыков, а значит и не придают
особого статуса их субъектам, но, тем не менее, не могут совершаться
родственниками. Среди них - положение покойника на лавку, положение в гроб,
вынос гроба: то, что эти действия не могут выполняться родственниками, в первую
очередь объясняется с одной стороны, прагматическими причинами (у родственников
может оказаться недостаточно физических возможностей для их исполнения), с
другой – мифологическими (бытование запретных формул говорит о том, что опасным
считается непосредственный контакт с умершим).
То же самое можно сказать и о таких действиях, как мыть пол и закрывать двери и
окна после выноса гроба: родственники должны проводить умершего в последний путь
и не должны контактировать с вещами и предметами, связанными со смертью.
Таким образом, мы видим, что похоронный обряд состоит из целого ряда ритуальных
действий, которые, с одной стороны, должны быть исполнены, а с другой –
характеризуются ограничением субъекта (не родственники). В полевых материалах мы
видим закономерность в функционировании этих текстов: информант сначала
озвучивает запрет на выполнение действия родственником, а потом только поясняет,
кем оно должно быть выполнено.
Рассмотрим следующие примеры:
Покойника выносят из дома ногами вперед, стараясь не касаться порога.Все
находившиеся в комнате выходят за гробом. Положение ног покойника связано с
представлением о смерти как о пути. На данном этапе путь покойного - это путь от
дома на кладбище. Положение головой вперед не соответствует положению идущего
человека, а, следовательно, с точки зрения мифологического сознания, в таком
положении покойник не может совершить своего последнего пути правильно, и как
следствие, возвращается домой, неся за собой новую смерть кому-нибудь из членов
семьи.
Покойник не должен коснуться порога. Это реализация представления о том, что
покойник наделен способностью забирать с собой на тот свет то, к чему
прикасается. До погребения покойник как бы находиться между мирами: с одной
стороны его уже нет, но, тем не менее, он еще подвержен влиянию этого света и
может влиять сам. То что все находившиеся в помещении выходят после гроба так же
говорит о представлении о смерти как о пути. И живому обгонять покойника нельзя.
После выноса моют пол. Воду, как и после обмывания, выливают либо под яблоню,
либо за территорию двора. Это апотропеические действия очищения своего
пространства от следов смерти.
Все двери и окна закрывают, хотя бы на некоторое время. Это не позволяет смерти
вернуться и остаться в доме.
К третьей подгруппе относятся действия, которые выполняют родственники.
Участие родственников в обряде сводится к двум основным функциям: облегчение
смертной агонии и прощание с умершим. Родственники – это группа, которая в
первую очередь подвергается опасности. Этим объясняется то, что они не выполняют
действия, которые требуют непосредственного контакта с умершим.
Например:
Плач. Процесс плача строго регламентирован. Оплакивание должно быть прекращено
по истечению сорока дней после смерти и возобновлено только в дни поминок.
Интенсивность плача регулируется близостью родственных отношений плачущего и
покойного. Неправильное исполнения процесса оплакивания может повлечь за собой
превращение умершего в «ходячего мертвеца».
Облегчение предсмертной агонии – ряд действий, исполняемый во время предсмертных
мук человека. Они находятся в особом положении, так как совершаются не самим
умирающим, но еще при его жизни, точнее сказать в момент перехода.
Также нами была выделена еще одна подгруппа - действия, которые выполняют
абсолютно все участники обряда. Помимо простых действий к ним относится ряд
запретов: ходить без обуви, смотреть в зеркало, закрывать двери, тушить огонь,
заниматься уборкой.
На примере рассмотрим реализацию представлений о смерти и загробном мире.
Поминать. Поминки справляют на третий девятый двадцатый и сороковой день
похорон. Это связано с представлениями о рождении в другом мире.
По истечении трех лет покойника перестают поминать индивидуально. В поминальные
дни можно выделить два альтернативных действия: трапеза и раздача милостыни на
помин. И то и другое действие можно связать со следующим представлением о
загробном мире: пищей, которую подают на поминках – это то, чем питаются на том
свете, а милостыня – то, на что живут.
Класть предметы в гроб. В гроб кладут предметы трех типов, соответственно это
три различных ритуальных действия:
Положение предметов, без которых усопший не мог обойтись при жизни – это
свидетельствует о том, что смерть представляется как новая жизнь, но в другом
пространстве. Предметы оставшиеся от подготовки к похоронам – это действие носит
апотропеический характер. Если эти вещи останутся на этом свете, с помощью них
колдуны и ведьмы могут нанести вред, в том числе и родственникам умершего.
Третья группа предметов это предметы, которые необходимо передать на тот свет. В
мировоззрении Донских казаков существует несколько вариантов сообщения с тем
светом самый безопасный и доступный – этот. Передача вещей на тот свет
производится для исправления ошибок сделанных в похоронном обряде. Душа
человека, чей похоронный обряд был выполнен неправильно, не может успокоиться –
обычно ей не хватает каких-то вещей. Единственный способ предать их – с «новопреставившимся»
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Похоронный обряд – это один из обрядов переходного типа. Согласно типологическим
описаниям таких обрядов, в нем актуализируется апотропеическая ситуация. И по
нашему опыту изучения похоронного обряда, наиболее ярко она проявляется в
акциональном коде обряда.
Как и другие обряды переходного типа (например, свадебный и родильно-крестильный),
похоронный обряд носит общественный характер. Как видно из предложенной
классификации, в нем принимает непосредственное участие большое количество людей
– как родственников, так и просто членов общины. Во время проведения обряда все
его участники и сам покойник подвергаются опасности, связанной с ситуацией
изменения статуса. Но это опасности разного характера. Из трех групп действующих
лиц, представленных на схеме, самой уязвимой группой являются родственники.
Именно поэтому в течение обряда они не выполняют действий, которые требуют
непосредственного контакта с умершим. Их выполняют люди со специальным обрядовым
статусом и особой обрядовой функцией, которые в силу профессиональности своих
занятий в меньшей степени подвергаются опасности.
Апотропеическая ситуация связана также и с существованием запретов, которые
необходимо выполнять всем участникам обряда.
Таким образом, акциональный и вербальный коды находятся в очень тесном
взаимодействии.
Покойник же подвергается опасности другого типа – неправильное исполнение обряда
может стать причиной того, что умерший не обретет достойного нового статуса (не
попадет на «тот» свет, или встретиться с непреодолимыми препятствиями, или будет
испытывать лишения). На основе акционального кода похоронного обряда можно
реконструировать следующие представления о смерти и загробном мире:
1. Тот свет действительно представляется как другой, иной. Об этом
свидетельствует ряд действий, таких как положение умирающего на пол, то, что под
голову ему кладут не типичные для живого человека предметы. С одной стороны
умерший сохраняет свой статус, т.е. остается родственником, близким, с другой
стороны в биологическом аспекте он уже исключен из человеческого рода,
следовательно, над ним совершают ряд действий нетипичных, а иногда и
противоположных действиям, которые исполняются над живыми.
2. При этом тот свет имеет много общего с этим. Смерть воспринимается не как
конец, а как переход в другой мир. Но иной мир подобен этому. После смерти
человек там будет так же есть, покупать землю, одеваться, ему нужны любимые
вещи. На тот свет умерший должен прийти во всей своей целостности. (Об этом
свидетельствует собирание волос)
3. Перед тем как попасть на тот свет покойнику необходимо пройти сложный путь, с
большим количеством преград (например, стеклянная стена) и задача участников
обряда облегчить этот процесс. Самым наглядным элементом обряда, в котором
отражается представление о пути – похоронная процессия.
4. Во время похоронного обряда и умерший и провожатые находятся как бы между
мирами. Т.е очень близко от границы с иным миром. Следовательно, похоронный
обряд - это один из способов сообщения с тем светом. В этот момент граница как
бы стирается, и живые люди получают возможность повлиять на иной мир, помочь
умершим родственникам и т.п. В первую очередь это реализуется в возможности с
новопреставившимся передать какие-либо вещи, необходимые умершим ранее людям.
Таким образом, изучение акционального кода похоронного обряда донских казаков
оказывается важным для изучения типологических характеристик этой обрядности, а
также для реконструкции фрагмента традиционной картины мира, связанного с
представлениями о смерти.