|
Материал размещен на сайте при поддержке гранта СARN99-WEB-II-27 Американского Совета по Международным Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Корпорацией Карнеги - Нью-Йорк.
|
|
Тигай Анна
Запреты при беременности.
(по материалам из Каргопольского
и Няндомского районов Архангельской области)
|
Беременная женщина находится в гораздо большей опасности, по сравнению с
другими людьми: «У беременной женщины смерть за плечами сидит» (БВА).
Этим объясняется огромное количество запретов и примет, связанных с
беременностью. Нарушение этих запретов может пагубно отразиться на
здоровье и жизни ребенка, на самой женщине и ходе родов.
Самая главная опасность – это смерть ребенка. Если беременная
присутствует на похоронах, ребенок приобретает какие-то свойства
покойника, «заражается» от него смертью, и покойник может его «с собой
забрать» (АЕС).
Но
если женщине приходится хоронить родного человека, она может защитить
ребенка хоть как-то. Не садиться у гроба, «сзади брести, не за гробом, а
сзади» (БВА) или, Также верили, что плакать по умершему нельзя,
потому что «может плохое случиться, выкидыш или вот чего» (ФАА).
К
смерти ребенка может привести и контакт с животными. Например,
нельзя разорять птичьи гнезда, потому что, во-первых, «они [птенцы]
веть тоже на свет появляюце», «ну ничё трогать нильзя, што… тоже как
семейное дак…», а во-вторых «она может сама выкинуть во время этого»
(БУН). Проводится параллель с животным миром: «Что ведь, тебе дитёныша
своего жалко?» (ТНИ). То есть, не обижать тех, у кого дети есть или
будут, чтобы и с тобой такого не случилось, потому что «может <…>
младенец умереть. [Почему?] Дак она взяла птенца дак. Чужого птенца» (НАН).
Известная всем присказка «Впереди Ивашки не мой рубашки» (СОА)
или «Раньше ребёнка не дери пелёнки» (ПМД). говорит о том, что нельзя
готовить одежду ребенку до рождения: «Не надо вперёд
запасать, раньше говорят: не запасай вперёт, умрёт ребёнок-то» (УЗА, КВИ).
Не
следует беременной и присутствовать на свадьбе: «беременной и на
свадьбу нельзя, я сходила, и потом у меня умерла дочь» (ЖАА).
Здоровье ребенка также во многом зависит от действий матери
которая «должна так блюсти себя, чтоб ребёнок здоровый родился» (БВА)
Причем под «нездоровьем» понимаются не только конкретные болезни, но и
излишняя бледность, плаксивость, наличие слишком больших родимых пятен,
родинок.
Если мать ходила на кладбище, ребенок может потом много болеть
или родиться с физическими недостатками: «больной родицы» (КМА),
«какой-нибудь ненормальный родица» (ШНЯ), «будут красные пятна по телу»
(СМА).
Бледность покойника тоже может перейти на ребенка, он «будё <…> жёлтой.
Как мертвец» (КНМ), «покойный…такой бледный расти будит» (РМИ). Это
случай весьма распространенный: «Да вот у меня… Люба…отца.. хоронить то
б… пошла.. Сашинька была у ей… ф сибе… а г… отца хоронить дак она уж
пошла… и <…> она [Саша] фсё бледная… только из бани придёт… лицо
красное, а… такой а фсё бледная» (РЛН). «Вот этот случай у нас здесь в
Лими есь. Вот там… в магазин Зина торгуёт. А… у ей деверя… ф косилку он
попал… пьяный. Зарезало. Вот она биремина была, и ей тут моя сосетка и
говорит: «Зинка, ты ни ходи туда, ни смотри». Она: «Ой, да што, да што».
Говорит: «Вить ты биремина, у тя вить робёнок родиця, бледный будё». Та
Слафка-то вот родился бледный – бледный» (КНФ).
Чтобы ребенок не был бледным, надо положить что-нибудь за пазуху:
большую деревянную ложку (лучше под левую руку к сердцу или под
рубашкой), красную тряпку: «красный платок одевала на живот» (ЧАИ).
Некоторые считают, что беременная женщина «все похороны, все сорок дней
должна под грудями держать красный лепак [тряпку]» (ВВУ). С той же целью
можно взять и красную крашенную ложку, кусок хлеба, яйцо, просто надеть
домотканый «поясок», приладить к платью булавки, некоторые «живот
перевязывали шерстяной ниткой» (ПВА).
Если беременная на похоронах испугается, то этот испуг передасться ее
ребенку, и тот вырастет пугливым.
Считается, что если беременная плачет по недавно умершему ребенку, это
вредит зародышу, тогда говорят: «У тебя второй на нос лезет, а ты
ревишь! Не реви об ней!» (ЗМИ).
Один из самых распространенных запретов – это табу на контакт или
причинение вреда животным: «раньше-жо много женщин-то умирало при
рождении, там мало ли, вот поэтому и оберегали женщину, чтоб так она
вела себя, ни кошек, ни собак - никого не обижала» (БВА). Нельзя
гладить, пинать, переступать через кошек и собак, нельзя «кошку <…>
пропускать меж ног» (КТС). Вообще обижать животных никому не следует, а
беременным особенно, это – грех, ребенок может родиться со щетинкой -
мелкими колючими волосками на спинке младенца, которые колют его, мешают
спать, заставляют плакать. В то, что нельзя причинять кошкам вред,
верили сильно: «Я вот кошку-то обидела, так у маня сын-то родился, у
ниво вот это место типерь да фсё ф шерсти <показывает на грудь> <…> А я
пирид ней извинялась и плакала даже, просила прощения, но фсё равно у
сына груть-то шерстяная» (ААИ).
Долгий сон тоже под запретом: «Меньше надо спать…, потому што
рибёнок будет лучше, спокойнее. Ребенок будет спать» (ЕЛМ), «ребенку
весь сон проспишь, он спать худо будет» (ЧКИ), «много спишь, дек ребенок
буде бессонной» (КНМ).
Возможно, запрет на пение («песен петь нельзя. <…> иначе ребёнок
будет, ну плакать» (неизвестный информант) аналогичен запрету на долгий
сон. Чем дольше мать будет спать, тем меньше сна достанется ребенку, и,
чем больше мать будет петь, то есть веселиться, тем ребенок будет
печальнее, мать способна забрать у еще не рожденного ребенка его долю
сна и радости.
Беременной надо быть как можно спокойнее: «Ну, наверно, злица нильзя,
ругаца нильзя слишком, ни надо нервничать, а то рибёнок будет капризный
выростет, будет рости, будет часто плакать» (ЗЕВ).
У
ребенка «брак будит» (ТЮН, ТВВ), если женщина ест соленое или,
наоборот, острое: «нельзя беременой женщине острого порато, слабенькое
можно» (ПВА)
.
Родимые пятна возникают у ребенка от испуга матери: - чаще от
того, что мать схватилась за живот:«вот родинки появляются, што мол мать
…когда ф положении ходит, схватица за какое-то на теле или на руке или
на ноге и в том месте появляется родинка»
(ХКВ). Испуг здесь очень напоминает сглаз, представляет собой болезнь,
от которой дети могут плохо спать, плакать. Одной из причин испуга может
быть пожар: «Вот при пожаре испугается [беременная], за что
схватится, там, говорят, пятно [родимое] будет [у ребенка]» (АЕС).
Контакт женщины с потусторонним миром не мог не отразиться на
ребенке: «…и вот у них родился рибёнок. Но <…> говорят, рибёнок родился
с копытами <…> Раньше как говоръ, старые люди как говорили, што не… это,
с нечистым зналась…а нечистый – это значит чорт, или дьявол, или леший»
(НДН).
Кроме запретов, связанных с жизнью, здоровьем и внешностью ребенка,
можно выделить группу запретов, нарушение которых отражается в первую
очередь на матери (естественно, что в итоге ребенок страдает
тоже).
Одно из самых опасных мест для беремнной – это лес,
место обитания лешего и другой нечисти. Главная лесная опасность –
медведь, потому что он беременных женщин «не любит» (ВАЯ). Иногда вместо
медведя выступает росомаха. Это может быть и медведица, потому что она
«бережот своих дитей, видимо» (ВАЯ). Они могут напасть на женщину, убить
или съесть. Медведь ассоциируется с лешим (например, наказывает пастуха
за нарушение договора с лешим именно медведь), поэтому иногда он ведет
себя, как леший, уводит людей, например: «Говоря, иной медведь что уведё
к себе в берлоги…Жить там станешь с ним…Рассказывали, что говоря, каку
женщину увёл, дак никак не отпускал ей. Она ладила убежать. Дак пойдё, а
он опять ей догонит да опять снова уведё» (ШНЯ).
Не
менее опасно и присутствие на похоронах: женщина может или
заболеть: «только вот сходила, издали погледела, и потом как-то тижело
было, нелофко, плохо себя чувствовала» (КЛН), или даже умереть: «Вот на
сопственом опыте было такое, што биременая и умерла, у нас на работе
женщина» (БТЗ). Матрена Васильевна Усова рассказывает такую. историю: на
похоронах сквозь стеклянное окошечко в крышке гроба увидели, что у
покойницы открыты глаза, и беременная родственница умершей настояла на
том, чтобы крышку сняли и все поправили: «Да вы што, мужик мы так деинку
похороним? Открывайте!»- скомандовала открыть гроп…Дарья Ефимовна
помирла, ни могла разродица» (УМВ). Не только присутствие на похоронах,
но и любая встреча похоронной процессии может навредить беременной: «вот
говорят, што вот в другой раз если ты идёшь, а везут покойника. Так вот
штобы у тебя - пуговки есть? Ты если вот едешь, так захватись за
пуговку. Да, замечают. Штоб к тебе не пристало, пусть оно всё на
пуговице останется» (КАМ).
Вообще любая встреча похоронной процессии приносит вред (не всегда –
смертельный: «вот говорят, што вот в другой раз если ты идёшь, а везут
покойника. Так вот штобы у тебя - пуговки есть? Ты если вот едешь, так
захватись за пуговку. Да, замечают. Штоб к тебе не пристало, пусть оно
всё на пуговице останется» (КАМ).
Беременной нужно быть аккуратнее с незнакомыми людьми. В силу своего
положения ее защита ослаблена, поэтому число запретов, связанных с
защитой от сглаза, увеличивается. Наряду с традиционными булавками и
брошками («Брошки только втыкни, вот сюда брошечку, чтобы незаметно было
[показывает - в подол, внизу, изнутри]» (ПВА), есть поверье, что лучше
не смотреть прямо на человека, если «человек идёт <…>
разговаривает чего-то вот, например, то ли с тобой, то ли что-нибудь. Ты
на него не гляди, на еговы передки [ноги] гляди <…> потому что он
хитрый. Тебе тяжело будет. [А если не хитрый?] Всё равно есть хитрость.
А на передки будешь глядеть, тебе легче будет». «Хитрого человека нать
избегать. <…> он никакого сгода [ничего хорошего] не даёт. <…>Я как
иду, когды я в положении ходила, я никогда не глядела. Я на ноги, а в
глаза никогда не глядела» (ПВА). Из-за боязни сглаза, считалось, что не
нужно ходить на праздники: «ни ходите э там по празникам вот,
где… много народа» (КЛС).
Однако, оставаться в одиночестве беременной тоже ни в коем случае
нельзя: «Вот пока она беременна, одну в доме последнё времё не
оставляют» (БАМ).
Оставаться в одной в бане опасно вдвойне: помимо того, что человек в
одиночестве более уязвим, чем всегда, так еще и баня – место
противоречивое, одновременно и грязное, и чистое, место обитания
банника: туда нельзя ходить, потому что «там тожо чё-то с домовым
связано» (информант неизвестен).
Быть крестной для беременной женщины нежелательно: «беременной
женщине в крёстные попадать тяжело» (ПВА).
Об облегчении самого процесса родов беременная должна
заботиться, пока ребенок еще в утробе.
Например, не стоять, не сидеть на пороге.
Так как одна из основных опасностей при родах – это обвившаяся вокруг
шеи ребенка пуповина или приросший послед, множество запретов связанно
именно с этим:
Работать внаклонку опасно для беременной: «Кругом пуповина
завьётся ребёнка. Пуповина завьётся, может быть, он задохнуться» (МНП).
«Вот мама родила эту девочку [сестренку НАН], её пуповина обвиласи три
раза кругом шейки. Вот сестре-то у меня родилась. И она вся посинела,
еле с ней и отвозились.
[Отчего так получилось?] То, что много вот внаклонку работала» (НАН)
«Ежели там вот собираешь ягоды ли моешь внаклонку. Пол. До последнего
время уж надо как-то лентяйка [швабра]. Раньше лентяек не было, ак всё
равно мыли тут так, дак много и много и заворачивалось. Я вот первого
парня родила, он у меня три раза пуповина овилась кругом шеи» (ТНИ).
К
этим же последствиям приводит и перешагивание через некоторые
предметы. Говорят, что «через оглобли нельзя <…> переходить беременным
женщинам», а также через веревку, хомут, или косую изгородь (последний
запрет, возможно, связан идеей кривизны, которая противопоставлена
прямоте, и воспринималась как нечто ненормальное, свойственное не
человеку, а иному миру, напрмер, представители нечистой силы часто ходят
согнувшись).
С
пуповиной связан еще запрет на вязание: «потому што ребёнок… в
утробе… пуповиной обовьёца» (ТЮН)
«Ребёнок путается в пуповинке» (БМВ) или «может <…> не на
месте быть» (НАК), если беременная поднимает высоко руки.
Если женщина спит на спине, пуповина может «обмотаца
вокруг шейки <…>. Или послед <…> прирастать может. К спины» (АГЕ).
Нельзя спать и «наопашку» - закинув руки за голову; нельзя просто
спать все время в одном положении; «нельзя спать на спине прямо» (БЛН).
Послед «прирастёт, не отделится» (ЗЕА), если женщина сидит на
камне.
Рассмотрев запреты при беременности, можно выявить, какие реальные
опасности подстерегали беременную и младенца, к чему в итоге сводятся
все запреты: смерть матери или ребенка, болезнь матери или ребенка (к
болезни в данном случае относится и слишком большие родимые пятна, и
излишняя бледность, пугливость, проблемы со сном у ребенка, щетинка,
частые слезы), трудные роды (обвившаяся пуповина, приросший послед).
Запрет на
«хватание» может трансформироваться и таким образом: «…у меня сестра
говорит, вот у них в Брянске. Там… у иё… у мужа… у плимяника жина. Вот
она говорит: “Как-то мне надо было… она биремина тоже была уже… и надо
было куда-то ити к празнику… ну, куда-то ити… то ли ф кино, то ли куда…
ни знаю. А… платье одела, а говорит, подол был мятый. Я, говорит, ни
снимая платья, взила, говорит, и… на стол… расстелила подол, и каг,
грит, утюк положила, вот родился, вот так… такое питно”». (АЛП).
Список информантов:
АЕС - Смышляева
Антонина Егоровна,1936 г. р., Каргопольский р-н, с. Труфаново
ААИ - Агапитова Анна
Ивановна,1925 г. р., г. Каргополь
АГЕ - Едакина Антонина Григорьевна, 1955
г. р., Каргопольский р-н, с. Тихманьга
АЛП - Астахова Любовь Парментьевна, 1953
г. р.я, род. в с. Лепша (д. Осташевская=Патрушевская, ныне
несуществующая), в течение пяти лет жила в Германии, потом 7 лет в г.
Няндома, жила на Дальнем Востоке. Примерно с 1994 г. живет
БАМ - Бахметов Анатолий Михайлович, 1939
г. р., Каргопольский р-н, с. Тихманьга
БТЗ - Брюшинина Тамара
Захаровна,1953 г. р., Каргопольский р-н, с.Тихманьга
БВА - Бутина Вера
Александровна, 1930 г. р., Каргопольский р-н, с. Лядины
БМВ - Беляева Марья Васильевна, 1926 года
рождения, Каргопольский р-н, с. Волосово
БЛН - Бритвихина Лидия Николаевна, 1931
г. р., Каргопольский р-н, с. Полуборье
БУН - Бородина Ульяна
Николаевна, 1916 г. р., Каргопольский р-н, с. Река
ВВУ - Волочевская Вера
Устиновна, 1932 г. р., Каргопольский р-н, с. Лядины
ВАЯ - Вакурина Анна
Яковлевна, 1920 г. р., Каргопольский р-н, с. Тихманьга
ЖАА - Жупикова Анна
Александровна, примерно 1954 г. р., Каргопольский р-н, с. Кречетово
ЗЕА - Заварин Евгений Александрович, 1988
г.р. г. Каргополь.
ЗЕВ - Зуева Екатерина Васильевна, 1924 г.
р. г. Каргополь
ЗМИ - Замятина Мария
Ивановна, 1926 г. р., Каргопольский р-н, с. Лекшма
ЕЛМ - Микшина Евдокия Лаврентьевна, 1918 -
2004 г, Каргопольский р-н,.с. Тихманьга
КНМ - Колобова Нина
Михайловна, 1922 г. р., Каргопольский р-н, с. Озерко
КНФ - Корелова Нина
Федоровна, 1926 г. р., Няндомский р-н, с. Лимь
КМА - Кремленко Мария
Алексеевна, 1930 г. р., Каргопольский р-н, с. Лукино
КЛН -
Коротяева Людмила Николаевна, 1955 г.
р., Каргопольский р-н, с. Саунино
КАМ - Михнова Клавдия
Андреевна, 1930-1999, Каргопольский р-н, с. Труфаново
КВИ - Крюкова Валентина
Ивановна, 1947 г. р., Каргопольский р-н, с. Казаково
КЛС - Крыжова Людмила
Семеновна, 1944 г. р., Каргопольский р-н, д. Сварозеро
КТС - Калинина Татьяна
Степановна, 1926 г. р., Каргопольский р-н, с. Евсино
МНП - Макарова Нина Павловна, 1927 - 2005
г., Каргопольский р-н, с. Труфаново
НАК - Каменко Надежда Александровна, 1918
г. р, Каргопольский р-н, с. Волосово
НАН - Никитина Нина Алексеевна, 1937 г.
р., Каргопольский р-н, с. Троица
НВК - Круткова Нина
Васильевна, 1926 г. р., Каргопольский р-н, с. Калитинка
НДН - Николаевская Дотнара Николаевна,
1932 г. р., г. Каргополь.
ПВА - Попова Вера
Алексеевна, 1923 г. р., Каргопольский р-н, с. Лекшма
ПЕА - Попова Екатерина Александровна, 1928
г. р. , Каргопольский р-н, с. Троица
ПМД – Попова Мария Дмитриевна, 1940 г.р ,
Каргопольский р-н, с. Усачево
РМИ - Рыльникова Мария
Ивановна, примерно 1920 г. р., Каргопольский р-н, с. Лукино
РЛН - Рыбинская Лидия
Николаевна, 1938 г. р., Няндомский р-н, с. Канакша
СМА - Спирина Марина
Александровна, 1973 г. р., Няндомский р-н, с. Моша.
COA - Сердцева Ольга Андреевна, 1933 г.
р., Каргопольский р-н, с. Печниково
ТВВ - Трапезникова Валентина Витальевна,
примерно 1982 г. р., Каргопольский р-н, с. Лекшма
ТНИ - Торопова Наталья
Ивановна, 1924 г. р., Каргопольский р-н, с. Полуборье
ТЮН - Трапезникова
Надежда Юрьевна, 1962 г. р., Няндомский р-н, с. Лепша
УЗА - Уткина Зоя
Александровна, 1917 г. р., Каргопольский р-н, с. Казаково
УМВ - Усова Матрена
Васильевна, 1925 г. р., Каргопольский р-н, с. Лекшма
ФАА - Фадеева Августина
Александровна, 1922 г. р., Каргопольский р-н, с. Печниково
ХКВ - Халикова Клавдия Васильевна, 1919 г.
р., Каргопольский р-н, с. Тихманьга
ЧАИ - Черепанова
Александра Ивановна, 1969 г. р., Каргопольский р-н, с. Печниково
ЧКИ - Черепанова Ксения Ильинична, 1927 г.
р. , род. в с. Печниково, с 1943г. живет в Каргополе.
ШНЯ - Шолтомских Нина
Яковлевна, 1929 г. р., Каргопольский р-н, с. Озерко
Запрет на
«хватание» может трансформироваться и таким образом: «…у меня сестра
говорит, вот у них в Брянске. Там… у иё… у мужа… у плимяника жина. Вот
она говорит: “Как-то мне надо было… она биремина тоже была уже… и надо
было куда-то ити к празнику… ну, куда-то ити… то ли ф кино, то ли куда…
ни знаю. А… платье одела, а говорит, подол был мятый. Я, говорит, ни
снимая платья, взила, говорит, и… на стол… расстелила подол, и каг,
грит, утюк положила, вот родился, вот так… такое питно”». (АЛП).
Запрет на поход в лес связан с праздником Воздвиженья, когда в лес
опасно ходить всем, не только беременным, потому что, по народному
поверью, в этот день у медведей «свадьбы», и животные особенно активны и
агрессивны. (АЕС) |