Подводя итоги, мы можем выделить несколько
компонентов восприятия сироты в традиционной культуре. Первый – бытовой, к
сироте относятся двояко: его, с одной стороны, жалеют, с другой, притесняют. И
то и другое видно не столько в бытовых отношениях, сколько в их отражениях в
фольклоре.
В ритуально-магической сфере его образ также
амбивалентен:
Во-первых, сирота оценивается негативно, поскольку
может передать свое несчастье окружающим. Это проявляется в поверьях,
запрещающих жениться на вдовце, имеющего грудного ребенка. Распространены
запреты на участие сирот в свадебном, родильных ритуалах, поскольку оно может
повлечь за собой негативные последствия для новорожденного или новобрачной.
Подобного рода запреты распространяются и на предметы, название которых связано
со словом сирота. Так, запрещено
брать для строительства дома бревно с двойной сердцевиной – пасынком. Одна из "опасных"
черт сироты - тоска. Поэтому в заговорах она собирается с сирот, и ее отсылают
на объект страсти. Представления о "недоле" сироты представлены также
в песнях.
Во-вторых, сирота находится под покровительством
высшей силы – предков-покровителей, иногда покойных родителей, иногда – Бога.
Предки-покровители, покойные родители помогают сироте в сказках, поскольку
основная их тема – семейно-родовые отношения. В сказках о сироте герой получает
наследство, благодаря которому одерживает победу, или, как в сказках о мачехе и
падчерице, с помощью сил рода, появляющихся в сказке в различных образах,
получает приданое и одерживает победу над угнетательницей-мачехой. В верованиях
и ритуалах покровителем сироты оказывается Бог. Это связано с тем, что
традиционная картина мира стремится к своеобразной гармонии – если у человека
нет земного опекуна, то его отношения с опекуном небесным должны стать теснее.
Поэтому, помогающий сироте – совершает Богоугодное деяние, и сам в свою очередь
может рассчитывать на его содействие. Это представление фиксируют пословицы, а
также заговоры "на урожай", "на отыскание клада", в которых
заговаривающий обещает разделить полученное с сиротами, чем обеспечивает себе
благосклонность высших сил. Благодаря Божественному покровительству, сирота
получает способность влиять на дождь, и у всех славян сироты становятся
главными участниками плювиальных обрядов. Кроме того, Бог выполняет на свадьбе
невесты-сироты функции родителей, – именно он должен благословить девушку.
И, наконец, мы можем реконструировать представление
о "нерожденности" сироты, о его сверхъестественном происхождении,
сотворенности Богом. Эпитет "нерожденный" применительно к сироте
встречается в пословицах, похоронных причитаниях, балладах. Кроме того,
названия некоторых первоцветов восходят к корню сир-, происхождение которых ведется не от прочих растений, которых
еще нет, но от иных сил. Характерно, что в эпосе тюркских народов о
происхождении мира, сиротой называется первый человек. Возможно, сохранившиеся
в языке названия первоцветов, восходящие к слову сирота, а также представление о его "нерожденности," –
это отпечаток славянского этиологического мифа о происхождении человека.