Суркова Ж. И.
СКАЗОЧНАЯ
ТРАДИЦИЯ НА DЯТКЕ В НАШИ ДНИ
Доклад посвящен сказкам, записанным
во время экспедиции кафедры русского устного народного творчества МГУ им. М.В.
Ломоносова в Советский и Арбажский районы Кировской области летом 2009 г.
Собранный материал (26 текстов на 18 сюжетов от 11 исполнителей),
спроецированный на ситуацию вековой давности[1],
позволяет составить представление о современном состоянии сказочной традиции в
Кировской области.
В начале 20 века Д.К. Зеленин
обнаруживает на Вятке бытование «не настоящих, волшебных сказок, а рассказов о
нечистой силе, небылиц, приключений воров, знахарей и разбойников». Сам состав
его сборника свидетельствует о широком распространении бытовых юмористических и
эротических сказок, которые исполнялись преимущественно мужчинами для взрослой
аудитории в качестве развлечения. Кроме того, исследователь упоминает и о
повсеместном бытовании на Вятке детских сказок, которые не входили в круг его
научных интересов и потому почти не фиксировались им: «Старушек, которые
рассказывают своим внучкам или питомцам три-четыре коротких сказки, в Вятских
деревнях весьма много; редкая старуха не знает двух-трех детских сказочек».
Ныне сказка практически вытеснена
телевидением из круга развлекательных текстов для взрослой аудитории и сохраняет
свои позиции только в сфере фольклора, исполняемого взрослыми для детей. По этой
причине в большинстве случаев нашими информантами были женщины, имеющие внуков
дошкольного и младшего школьного возраста. Сужение типичных ситуаций
исполнения до рассказывания детям на ночь провоцирует и сокращение
репертуара до сказок о животных и волшебных, главными героями которых
являются дети. О прежнем широком распространении бытовых сказок вспоминали лишь
отдельные старожилы. Что касается, состояния записанных нами текстов, то здесь
мы столкнулись со множеством неполных вариантов.
Мы полагаем, что сравнение разных по
полноте версий одного сюжета
позволяет выявить разные ступени компрессии текста и, соответственно,
уровни консервации его в памяти[2].
Поэтому мы проанализировали четыре варианта сказки «Медведь на липовой ноге»
с целью выявления наиболее устойчивых структурных составляющих текста. В
результате была выявлена следующая иерархия элементов текста:
1.
основные структурные элементы сюжета (Пошел
мужик в лес и медведю ногу откусил. И этот медведь повадился ходить к этому
мужику. Всё выпрашивал. Сначала старик отдавал курицу, ягненка, корову, потом
это самое деток малых, потом до старухи дошло дело)
2.
формульная песенная вставка («Скрипи
моя нога, скрипи, липовая!..»)
3.
персонажные реплики-мотивировки (Старуха
пряла сидела и всё говорила: «Так хочу мяса! Так хочу мяса!»)
4.
формулы-описания (Утром
рано встал, подпоясал опояску, топор под опояску и пошел в лес)
5.
формулы зачина (Жили-были
старик со старухой, у них детей не было)
6.
повторения песенной вставки (опускались исполнителями при
интервьюировании для краткости)
7.
формулы концовки (большинство исполнителей затрудняются вспомнить их).
Наблюдается два направления
компрессии сказочного текста: сокращение до основного структурного элемента
сюжета и сокращение до отдельной формулы (обычно песенной вставки),
что позволяет считать именно эти элементы текстообразующими.
[2]
А.А. Иванова выделяет следующие фазы редукции сказочного текста а)
схематическое изложение сюжета с опусканием деталей повествования → б)
схематическое изложение фрагментов сюжета с опусканием деталей
повествования → в) стяжение текста до отдельных ключевых слов, формул (Иванова
А.А. Тексты "учителя" и "ученика": к вопросу о современном состоянии
сказочной традиции
//
Российская славистическая фольклористика: пути развития и
исследовательские перспективы. Материалы межд. науч. конф. к 100-летию
со дня рождения проф. Н.И. Кравцова, Москва, 9-10 ноября 2006. М., 2007.
С. 172-179.