В фольклоре карел и коми есть такой малоизученный
персонаж – «лесная старуха». У карел это Сюоятар, а у коми – Ёма. По той
роли, которую они играют в волшебной сказке, Ёма и Сюоятар сходны друг с
другом и могут быть приравнены к русской Бабе-Яге. Возникает вопрос, был ли
у предков коми и карел общий фольклорно-мифологический персонаж, прообраз
сказочных Ёмы и Сюоятар?
В карельской сказке Сюоятар – начало злое, она всегда
противница героя. Как представительница иного мира, она обитает в лесу, под
землей в корнях растений, на берегу озера или реки. Дерево, ставшее причиной
травмы человека, в заговорах характеризуется как выросшее из «сердцевины
Сюоятар». В сказке она передвигается по воде в лодке. Карельская
фольклористка У.С. Конкка связывала Сюоятар с водной стихией. Это видно из
заклинания: «Сюоятар встала из моря, змей-дракон – из волны». Герой
карельской сказки в итоге всегда побеждает старуху Сюоятар. В большинстве
случаев ее сжигают, причем останки, по ее повелению, превращаются в
воробушков, воронов, змей и насекомых, комаров и всякий гнус, мучающий
человека, – то есть в существа, связанные с загробным миром. Из этих
примеров видна настоящая природа Сюоятар – судя по всему, она обитательница
водных пространств, существо загробного мира в образе змеи.
Коми фольклорист Ф.В. Плесовский отмечал, что Ёма не
только внешностью, но и по своей природе стоит ближе не к русской Бабе-Яге,
а к Сюоятар. Действительно, на сходство с ней указывает ряд фактов.
Во-первых, Ёма живет там же, где и карельская «лесная старуха»: в лесу, под
старым пнем, в землянке, реже – под водой. Во-вторых, Ёма, как и Сюоятар,
повелительница лесных существ – животных, лягушек, насекомых и птиц.
В-третьих, Ёма тоже восходит к зооморфному существу. Возможно, ее животным
прообразом была выдра. Выдра и змея в мифологии сходны отношением к воде и
загробному миру.
Итак, по основным внутренним и внешним характеристикам Ёма и Сюоятар весьма похожи: у
них общие функции в сказке, одни и те же места обитания, они ведут свое
происхождение от близких зооморфных мифологических существ. Всё это
позволяет нам говорить об общности их происхождения от зооморфного персонажа
– воплощения смерти, связанного с водой.