К.
А. Пономарченко
(МГУ)
Каликандзары
в новогреческой мифологической традиции.
Точная
этимология слова Kalikavntzaro"
неизвестна, однако в новогреческой традиции существует несколько
вариантов: 1) < kalkavntzaro"
< karkavnzaro"
< karkav(n)tzi
- “сожженный,
сухой”, т.к. kallikavntzaroi
связаны
с огнем и очагом. 2) < kalivki < kalivgion
- “обувь” + avntza -
“голень”, связано с особой обувью, которую носят
kallikavntzaroi.
3) < kalikotsavggaro"
< kalivki
-
“овувь” + tsaggiv -
“вид обуви”. 4) < kalov"
-
“хороший, добрый” + kavntzaro" < kavnqaro"
- “жук”.
Каликандзары являются
мифологическими персонажами, которые появляются
в период с Рождества по Крещение. Возможно,
поверья о каликандзарах происходят из
древнегреческой традиции празднования ajnqesthvria
– праздника цветов, который отмечали древние
греки вконце февраля – начале марта. Считалось,
что на третий день праздника из Аида выходят души
умерших и навещают своих близких. Некоторые ученые считают,
что каликандзары происходят от древнегреческих
сатиров и Пана (Kuriavko"
Kavssh")
или от гигантов и титанов (Pantazhv"
Kontomivch").
I. Названия,
имена. Интерпретации
В
Греции каликандзаров называют: Kalikavntzaroi,
Kalikantzaraivoi, Karkavntzaloi, Skarkavntzaloi.E Также существуют и
уменьшительно-ласкательные формы: Kalikantzaravki,
Kalikantzarouvdi.EПостоянным эпитетом
каликандзаров является слово paicnidiavrhde" (“любители
поиграть”).
II. Ипостаси
Каликанзаров могут
представлять в виде покрытых черной шерстью
уродливых антропоморфных существ с козлиными
ногами и с рогами, в виде “черных отвратительных
кошек, которые умеют ходить на задних лапах, а на передних имеют длинные
когти”, а также в виде обезьян.
III. “Социальный
статус”, характеристика внешнего облика
По грамматической форме имя
Kalikavntzaro" мужского рода, сами
каликандзары, скорее всего, тоже мужского пола, т.
к. они могут похищать молодых девушек и вступать
с ними в половую связь. Возраст калликандзаров
точно определить невозможно. Рост каликандзаров
может быть разным – от размеров обычной кошки до гигантских размеров
огромных антропоморфных существ. У
каликандзаров могут быть козлиные рога, козлиные
ноги, огромные когти. По некоторым источникам
каликандары носят на своих козлиных ногах
железные башмаки, отсюда, возможно, и этимология
слова Kalikavntzaro". В некоторых областях
Греции каликандзары могут носить одежду с
колокольчиками, которые обычно привязывают
животным.
IV.
Атрибуты, спутники
Одним из постоянных
атрибутов этих мифологических существ является
дубинка, которой каликандзары бьют всех
встречных.
V. Взаимоотношения МП
Каликандзаров обычно много,
они бродят целыми толпами, однако в дома они
пролезают чаще всего поодиночке.
VI. Генезис
Каликандзарами
становятся дети, родившиеся на Рождество, потому
что их зачатие, таким образом, совпадает с
Благовещением, а это большой грех. Чтобы ребенок,
родивщийся на Рождество, не стал каликандзаром,
его обвязывают связками чеснока или соломенной
ниточкой с руки его матери. Также ему жгут ногти
на ногах, потому что без ногтей он не может стать
каликандзаром.
VII. Локусы
В течение всего года
каликандзары живут в Нижнем Мире, в глубине земли
и рубят своим топором или пилят зубами и ногтями
дерево, которое держит землю. В мир людей они
приходят только на Святки. На земле каликандзары
появляются повсюду, чаще всего в деревнях, в
местах, где есть люди. Они поднимаются в ореховых
скорлупках по подземным источникам, и через
колодцы и ключи выходят на землю.Обратно они
уходят тем же путем, возращаясь в глубь земли, где
находят дерево, которое ее держит, невредимым, и
продолжают свое разрушительное дело до
следующего Рождества.
VIII. Время
Каликандзары
появляются в период с Рождества по Крещение,
наиболее опасны ночью. Все,что по каким-либо
причинам оказывается в этот период ночью на
улице, становится их добычей. Такие предметы, а
также люди, оказавшиеся в это время на улице,
называются Paravwra
[“вне <положенного> времени”], а сами
каликандзары могут называться Parawrivte"
[“вневременные”]. (диал. VArwra,
Arwrivte").
IX. Свойства,
способности, пристрастия
Каликандзары
чрезвычайно прожорливы, их излюбленным
лакомством ясляются всевозможные сладости, и
особенно тиганиты (вид
печенья, выпекаемый по праздникам, в том числе на
Рождество). Каликандзары не выносят запаха,
который исходит от сожженного старого башмака,
поэтому женщины на Святки обязательно жгут у
себя в очаге такой башмак. Также каликандзары
ибегают при крике первого петуха.
X. Характерные
занятия, действия, привычки
Каликандзары, если
пробираются в дом, обязательно мочатся в очаг, по
этому запаху можно узнать о недавнем приходе
каликандзара. Каликандзары очень любят играть в
злые игры, жертвами которых они делают
“параоритов”.
XI. Функции
и предикаты
Функции
Каликандзары
в основном вредят людям, они злобны по своей
демонической природе и неспособны совершать
добрые поступки.
Предикаты
Каликандзары
совершают разные злокозненные действия: пугают,
делают дюдей жертвой своих злых игр, воруют
сладости, детей, молодых девушек, которые после
этого навсегда исчезают, ездят на людях верхом,
заставлят их танцевать, пока те не умрут от
усталости, мочатся в очаг.
???. Объекты, адресаты и
реципиенты
Обычно
каликандзары вредят всем людям, но иногда
говорят, что каликандзаров могут видеть только
человек, рожденный в субботу (Sabbatogennhmevno").
????. Модусы
Модусы передвижения: обычно
каликандзары передвигаются на своих ногах,
иногда они могут ездить верхом на своих жертвах.
XIV. Коммуникация с
мифологическими персонажами
Иногда каликандзарам
выносили угощение, как колядующим, чтобы их
задобрить. На Кипре в последний день Святок
готовят ксеротигана “для каликандзаров”.
Каликандзары проникают в дом через вевозможные
отверстия, поэтому надо было хорошо закрыть окна,
двери, отверстие для выхода дыма или печную
трубу. Нужно зажечь огонь и перекрестить их
ножом. Также можно подвесить за дверью или в
трубу свиную нижнюю челюсть, которая и обладает магической силой,
некоторые жгут соль или старый башмак, шум и вонь
отпугивают каликандзаров. Дверное кольцо
завязывают льном, чтобы, пока
демон путался, пересчитывая волокна в связке,
пропел первый петух, вестник дня, который
прогоняет темные силы. В течение всего периода от
Рождества до Крещения в очаге должно гореть
большое полено (Skarkavntzalo", Cristovxulo, Dwdekamerivth"), потому что
каликандзары боятся огня.
XVI. Характеристика
источников сведений о МП
Из
фольклорных жанров это поверья, былички, сказки,
формулы запугивания детей. В Мани (южный
Пелононнес) у каликандзаров есть своя песенка,
которая исполняется
колядующими детьми. И сама песенка по форме
является практически колядкой:
????????
???????, Арориты
мы,
????? ?????????,
Арора мы ищем.
????????? ???????,
Тиганиты
мы едим
?? ?????? ?? ?????????. И
детей забрать хотим.
? ??? ????? ? ??? ????
Курицу нам с петухом
? ?? ???????? ??? ?????!
Или
дверь вам разнесем!
Более
старый вариант песенки:
??????????
???????, Параориты
мы,
????????? ?????????,
Параоров мы ищем.
????????? ???????, Тиганиты
мы едим
??
?????? ?????????.
И
детей забрать хотим.
?? ?’???? ?? ?? ? ????
Курицу нам иль яйцо
?? ?? ?????? ??? ? ?????!
Иль
нагадим на крыльцо!
У песенки существует
продолжение:
??
??????? ? ????????? И
выходит тут хозяйка
?’??? ???? ?? ?????
И
берет с собой огня,
?? ???? ????????? ???! Чтоб
прогнать их со двора!